По следам просмотра "Интерстеллар". Заметки 2014 года.
«…И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!»
Что такое счастье по американски? Это бейсбол, и возможность смотреть на закат с крыльца своего дома, потягивая пиво. Это один из главных контрапунктов картины «Интерстеллар», формирующий у зрителя простую и доходчивую мысль "В гостях хорошо, а дома лучше".
На этот фильм я решился пойти, будучи заинтригован несколькими: «А ты уже смотрел?» К творчеству Кристофера Нолана я отношусь весьма спокойно. Не произвели на меня особого впечатления ни его «Помни» (кино из разряда «один раз посмотреть»), ни, тем более - «Начало» - картина с неоправданно, на мой взгляд, завышенным рейтингом, где неплохая идея обнулилась довольно слабой реализацией.
Шел я, тем не менее, без предвзятости, поскольку этих вещей я просто не помнил. Для меня это было «свидание вслепую», поскольку предыдущей истории отношений с автором фильма как бы и не было. Это уже позже, глянув в «Кинопоиск», я понял, что мы уже были знакомы, а теперь же, запасшись крекерами и газировкой (предупредили, что фильм, «ну, о-о-о-чень долгий») я отправился на просмотр.
Итак, впечатления.
Видеоряд. У фильма очень неплохая «картинка», временами завораживающая. Космические панорамы выше всяческих похвал. Дадут фору любому планетарию. Будь я мальчишкой, кино непременно снесло бы мне голову. Есть хорошо сделанные динамические моменты. Джип, летящий сквозь кукурузу, старт космического корабля, колесо орбитальной станции, катящееся на фоне гигантской звезды, отъезд героя с фермы… И удивительный эффект головокружения и даже легкой тошноты, который я ощутил физически, когда станция начала вращаться для обеспечения искусственной гравитации. Браво, Нолан! Впрочем, кино уже не первый год трансформируется из искусства в аттракцион.
Саундтрек. Музыку Ханса Циммера, пожалуй, можно отнести к главным достоинствам фильма. В паре моментов, так просто до комка в горле и мурашек по коже. Музыка в сочетании с видеорядом здесь творит чудеса. Она эпична и проникновенна одномоментно. Единственно ради чего сходил бы еще раз на «большой экран», чтобы снова пережить эти моменты. Местами, правда, музыка Циммера очень напоминает некоторые работы Филиппа Гласса, но это только в плюс. Кадр, когда станция теряя фрагменты корпуса после аварии, движется на фоне Гаргантюа, вызвала у меня по ассоциации с концовкой «Коянискацци», где на протяжении нескольких минут, под музыку все того же Гласса, камера наблюдает, как в верхних слоях атмосферы сгорает космический корабль. Уверен, Нолан в этом месте делает вполне сознательную отсылку к знаменитой трилогии Годфри Реджио.
Правдоподобие. Сомнительный критерий для жанра фантастики, однако зрительское «не верю» может угрохать самый дорогостоящий замысел. Все же мне важно погружаться в событийный ряд, не делая над собой сознательное усилие из серии: «Ну таковы уж условности жанра». Так вот, местами картинка просто удивляет своей достоверностью. Поношенные скафандры, потертости на видавших видах криогенных установках, детали стыковочного узла и прочие подробности, помогают забывать, что все видимое - фикция, созданная фантазией режиссера.
Отдельного упоминания заслуживают инопланетные виды. В них тоже веришь, и это делает кино действительно «научно-фантастическим». Водная планета, планета из льда, планета из голых скал… От всего этого веет такой чуждостью, что как-то уже и не очень-то хочется в космос…
Месседж. Идеи авторов не всегда явны, и часто остаются на совести домыслов зрителя. Подчас, кажется, что все сводится к гринписовским агиткам на тему глобального потепления и грабительского отношения к ресурсам. Изнасилованная планета больше не хочет рожать и мстит болезнями и пыльными бурями. Занятно, что люди на земле ходят в защитных масках. Снято ведь задолго до пандемии.
И тут возникает вопрос, что все таки хочет сказать автор: «Берегите природу, вашу мать!» или же «Смажем салом пятки и умотаем отсюда»? Космос ведь большой, надо только найти новую поляну для пикника. А помогут нам в этом героические парни, которые, если не бороздят космические пространства, то сеют кукурузу. «Мы начинаем забывать, кто мы такие - исследователи, первооткрыватели, а не землеройки», - говорит наш герой. Ему, вообще, свойственно выражаться на удивление пафосно...
Не знаю, входило ли это в замысел автора, но по мере просмотра, идея колонизации других планет начинает казаться все более абсурдной. И не таким уж ретроградством кажутся слова школьной учительницы: «Нужно учить детей, как жить на этой планете, а не забивать им голову баснями о космических путешествиях». Совсем не пустые слова, если отбросить в сторону естественные симпатии к «исследователям и первооткрывателям». А такой конфликт прослеживается с самого начала повествования.
Драматургия. На мой взгляд, это одно из слабых мест фильма. Повествование в какой-то момент теряет рациональную логику и жанровые рамки, съезжая по диагонали от научной фантастики в наукообразное фэнтези. Невнятность авторского послания приводит к тому, что зритель просто начинает следить за тем, «чем оно все кончится». И когда мы видим героя в космическом скафандре пытающего как-то взаимодействовать со своим миром из пятимерного пространства, мы просто смотрим, поскольку уже мало что понимаем. Остается просто наблюдать. Не сильно продвинутому в точных науках зрителю начинают пудрить мозг. Я слышал, что консультантами фильма были серьезные ученые - математики, астрофизики. И что все эти "сингулярности" вполне согласуются с современными научными теориями. Но фильм-то ориентирован на массовую аудиторию!
Употребление по ходу фильма таких терминов, как «бинарный код», «мягкая сингулярность», «рекурсивный подход», «квантовые данные» настолько затуманивают картинку, что начинаешь просто идти за логикой авторов, говоря себя, ну раз сингулярность, то оно конечно…
Герои же почему-то не вызывают ни сопереживания, ни желания с ними идентифицироваться, а самым обаятельным из персонажей оказывается робот.
Есть несколько хороших фраз: «Иногда лучше молчать, чем говорить», «Природа не зло», «Не время беспокоиться о теории относительности», «Раньше мы смотрели на небо и искали себе место среди звезд, а теперь мы уныло смотрим под ноги…» Плюс рефрен из Дилана Томаса: «Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы…»
Отдельного внимания заслуживает идея решить проблему века, заглянув в черную дыру. Дедушка Фрейд, хихикая потирает руки. Хотя образ мощный. Начало-начал, пройдя через которое, можно стать младше своей дочери... О какой "дыре" речь?
Так все же о чем этот фильм? О героях, которые ищут новое небо и новую землю? О том, что надо беречь свою планету? О том, что мифические «они» - это и есть мы, и надеяться, кроме как на себя, нам не приходится? О том что наука нас всех выручит? О том, что нет ничего важнее связей с другими людьми, и это самое человеческое, что в нас есть? Наверное об этом и еще чем-то другом.
А пока получается, что из всех возможных миров этот - единственный.