Когда китайский фарфор впервые попал в Европу в XIV веке, он был редкостью и стоил очень дорого. Гончары Цзиндэчжэня провинции Цзянси создавали эти прекрасные изделия в большом количестве.
Секрет изготовления фарфоровых изделий в Цзиндэчжэне был строго охраняем и лишь немногие были с ним знакомы. Однако по мере роста спроса европейские гончары начали производить ценную сине-белую керамику. За короткое время европейский фарфор стал стандартом во всем мире.
Китайский синий и белый
Сине-белый фарфор изготавливается с использованием красок синего цвета, обычно из оксида кобальта, для создания рисунков на чистой белой глине определённой формы, которая затем покрывается слоем прозрачной глазури и обжигается в печи при высоких температурах.
Следы синих и белых изделий обнаруживаются начиная с династии Тан (618-907 гг.), но только во времена династии Юань (1271–1368 гг.) искусство достигло совершенства. Наконец, в начале XIV века в Цзиндэчжэне началось массовое производство тонкого, прозрачного, синего и белого фарфора.
Во времена династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) сине-белая посуда приобретала всё большую значимость, потому что в те времена сине-белый фарфор был известен не только в границах Китая, но и был востребован на международном торговом рынке, инициируя его имитацию по всей Азии.
Гончары в Корее со значительным успехом имитировали китайский фарфор, а гончары Японии делали это в течение более длительного периода времени. На Ближнем Востоке попытки воспроизвести китайские товары в XII веке продолжались на протяжении всего периода династии Мин. Однако в Европе фарфор был редкостью до XVI века.
Торговля китайским фарфором в Европе
Китайский фарфор был впервые представлен на европейском рынке в XIV веке испанскими и португальскими купцами. В то время это было предметом чрезвычайной редкости и роскоши в коллекции европейской королевской семьи.
В XVI веке, когда португальцы открыли торговые пути в Восточную Азию, китайский фарфор в больших количествах стал перевозиться на Запад. По мере роста спроса в Европе китайские гончары начали производить уникальную фарфоровую посуду, предназначенную для западного рынка.
Китайский фарфор прибыл в Нидерланды в больших количествах в начале XVII века. Крупные партии этого товара первоначально были захвачены голландцами в качестве военной добычи с португальских судов.
Когда голландская Ост-Индская компания наконец наладила свои торговые пути и связи с китайским рынком, очень быстро она стала основным поставщиком белого и голубого фарфора в Европу.
В результате китайский фарфор поступал в Нидерланды в гораздо больших количествах, чем раньше, и, следовательно, был более доступен для бюргеров среднего класса в их стремлении подражать королевскому образу жизни.
Фаянсовая посуда
Западное увлечение китайским фарфором уменьшилось в начале XVIII века, когда европейцы начали производить свою собственную фарфоровую посуду.
Delftware — это название голландского стиля керамики, который возник в Нидерландах, когда гончары города Делфт начали производить сине-белую керамику по образцу китайского фарфора.
Если ранние образцы фаянсовой посуды были вдохновлены китайской керамикой, то со временем, когда местные гончары начали производить сине-белую посуду, декоративные пейзажи, изображаемые на изделиях, стали более голландскими.
Кобальт используется в процессе изготовления европейской керамики.
Глазурование и обжиг вызывают химическую реакцию, в результате которой черная краска превращается в характерные синие чернила, завершающие художественное произведение. Из-за того, что делфтский фарфор сейчас редко встречается и много европейцев, которые хотят его получить, каждый оригинальный предмет делфтского фарфора теперь стоит целое состояние.
В Делфте был впервые применён новый метод смешивания глины. Благодаря усилиям гончаров Делфта, они уменьшили толщину фарфора. В результате изделия напоминают традиционный китайский фарфор. Из-за этого заблуждения люди часто называют его «голландским фарфором» или «делфтским фарфором», хотя он сделан из глины.
В ответ на высокий спрос на китайский фарфор другие европейские страны стали производить свой собственный фарфор. Новаторское производство фарфора приписывают периоду правления великого герцога Тосканы Франсиско Медичи во Флоренции, Италия. Низкообжигаемый мягкий пастообразный фарфор или фарфор Медичи был изготовлен между 1575 и 1587 годами.
Производство товарного искусственного фарфора началось в середине 1700-х годов в парижском районе Сен-Клу. Фарфор производства Сен-Клу обычно имеет синюю роспись на жёлтом фоне или фоне цвета слоновой кости.
Мейсенская фабрика
Производство фарфора на королевском заводе в Мейсене, недалеко от Дрездена, в Германии, началось в 1710 году и привлекло художников и ремесленников к созданию, возможно, самого известного во всем мире производителя фарфора.
Его фирменный логотип — скрещённые мечи — был введён в 1720 году для защиты производства. Как сообщается, знак мечей является одним из старейших товарных знаков.
Мейсен оставался доминирующей европейской фарфоровой фабрикой и лидером стилистических инноваций, пока его не обогнали новые стили, представленные французской фабрикой в Севре в 1760-х годах. Тем не менее, он и по сей день остаётся ведущим производителем.
Среди нововведений Мейсена — фарфоровые статуэтки и введение европейских декоративных стилей, заменяющих имитацию азиатского декора его самых ранних изделий.
Больше интересной информации — на сайте yuanming.ru. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!