Краткое содержание:
Почему наша Луна такая странная? Была ли когда-нибудь жизнь на Марсе? Большие космические вопросы на нашем небесном заднем дворе.
В следующий раз, когда вы посмотрите на яркую полную луну, подумайте об этом: никто точно не знает, откуда взялась луна.
«Мы понятия не имеем, почему Луна здесь», — говорит научный писатель Ребекка Бойл. «Я думаю, что для многих людей луна воспринимается как нечто само собой разумеющееся, это такая банальная вещь, а галактики, туманности, звезды и планеты более интригуют».
Это правда, что некоторые из самых эпических вопросов в науке можно найти в самых дальних уголках космоса — как и когда образовались первые галактики, что происходит внутри черной дыры — но столь же эпические вопросы существуют прямо здесь, в нашем небесном окружении, в нашем собственная солнечная система.
Исследовать нашу собственную солнечную систему — луны и планеты в ней — значит лучше понять, что возможно в самых дальних уголках Вселенной. Все, что мы найдем или обнаружим на нашем собственном космическом заднем дворе, поможет нам понять, что возможно в более широкой Вселенной.
Если доказательства существования древней жизни будут обнаружены во враждебном мире вроде Марса, мы сможем лучше понять, насколько распространена жизнь в других солнечных системах. Если мы поймем, как, возможно, когда-то живой мир, такой как Венера, рухнул, мы сможем понять, как часто подобные планеты вокруг других звезд умирают в апокалипсисе.
Самые провокационные загадки Солнечной системы помогают нам понять, почему мы здесь, сколько времени нам осталось и что мы можем оставить позади. Вот некоторые из загадок Солнечной системы, с которыми мы столкнулись:
Что убило Венеру?
«Пейзаж ада» — наиболее подходящее слово для описания поверхности Венеры, второй планеты от Солнца. При температуре 900 градусов по Фаренгейту это самая горячая планета в Солнечной системе благодаря атмосфере, почти полностью состоящей из углекислого газа, который создает действительно сильный парниковый эффект. Облака, состоящие из высококоррозионной серной кислоты, нависают над вулканическим ландшафтом из острой, как бритва, вулканической породы. Давление на поверхности Венеры примерно в 92 раза больше, чем на Земле на уровне моря.
Тем не менее, некоторые ученые подозревают, что Венера когда-то была очень похожа на Землю, с жидким водным океаном, подобным тем, которые поддерживают жизнь на нашей планете. Это вызывает экзистенциальный вопрос о жизни на Земле.
«Венера и Земля — планетарные братья и сестры», — говорит Робин Джордж Эндрюс, вулканолог и автор книги «Супервулканы: что они говорят о Земле и потусторонних мирах». «Они были сделаны в одно и то же время и из одного и того же материала, но Венера апокалиптична и ужасна во всех смыслах. Земля – это рай. Так почему же у нас есть рай рядом с потерянным раем?»
Есть две ведущие гипотезы. Во-первых, солнце сожгло Венеру до смерти. Во-вторых, это сделали вулканы.
Откуда, черт возьми, взялась луна?
До высадки на Луну ученые думали, что знают, как образовалась Луна. Преобладающая теория заключалась в том, что он образовался во многом так же, как и планеты: кусочки материала, оставшиеся от образования Солнца, слились воедино. Но затем астронавты Аполлона принесли образцы с лунной поверхности, и эти камни рассказали совершенно другую историю.
«Геологи обнаружили, что Луна покрыта особой породой, называемой анортозитом», — объясняет Мерадит Ходдинотт. «Блестящий, яркий и отражающий, это камень, из-за которого луна сияет белым на ночном небе. А в то время считалось, что эта скала может образоваться только очень специфическим образом. Магма».
Но магма означает, что Луна должна была образоваться в результате какого-то эпического катаклизма.
«Что-то, что влило в Луну столько энергии, что она буквально расплавилась», — говорит Ходдинотт.
Ученые точно не знают, как все это происходило. Но каждый сценарий — это кинематографическая история огненных апокалиптических масштабов.
Есть ли что-нибудь живое в человеческих экскрементах, оставшихся на Луне?
Во время лунных миссий «Аполлон» астронавты отправлялись на Луну и, чтобы сэкономить вес для возвращения на Землю, сбрасывали за собой свои отходы. Во время всех миссий «Аполлон» астронавты оставили на Луне 96 мешков с человеческими отходами, и это ставит увлекательный астробиологический вопрос.
Человеческие отходы — и, в частности, фекалии — кишат микробной жизнью. С высадкой Аполлона на Луну мы перенесли микробную жизнь на Землю в самые экстремальные условия, в которых она когда-либо находилась. Это означает, что отходы на Луне представляют собой естественный, хотя и непреднамеренный эксперимент.
Вопрос, на который может ответить эксперимент: насколько устойчива жизнь перед лицом жестокой среды Луны? И в этом отношении, если микробы могут выжить на Луне, смогут ли они выжить в межпланетных или межзвездных путешествиях? Если они смогут выжить, то, возможно, жизнь сможет распространяться с планеты на планету, передвигаясь на спинах астероидов или других подобных космических обломков.
Существовала ли на Земле развитая цивилизация до человека?
Многие ученые давно задавались вопросом: есть ли разумная жизнь в глубинах космоса? Но у климатолога Гэвина Шмидта и астрофизика Адама Франка другой вопрос: существовала ли разумная жизнь в недрах истории Земли? Можем ли мы найти свидетельства существования развитой нечеловеческой цивилизации, которая жила, возможно, сотни миллионов лет назад и была похоронена в земной коре?
Это не строго загадка «солнечной системы», но она носит космический характер. По сути, Шмидт и Франк задаются вопросом: насколько вероятно, что разумная форма жизни на любой планете — здесь или в самых глубоких уголках космоса — оставит след, знак того, что они существовали? И в этом отношении: спустя сотни миллионов лет некоторые инопланетные исследователи, высадившиеся на Землю, смогут найти следы людей, если нас уже давно нет?
Можем ли мы отклонить астероид от курса на столкновение с Землей?
Многие бедствия — извержения вулканов, землетрясения, ураганы, торнадо — неизбежны. Ученые говорят о том, когда, а не о том, нанесут ли они удар. Хотя люди усугубляют некоторые бедствия, стихийные бедствия происходили задолго до того, как мы здесь появились. Это факт жизни на Земле. Но одна катастрофа не обязательно должна быть неизбежной: столкновение астероида или кометы с Землей.
Проблема в том, что мы никогда не пытались отклонить астероид и не знаем, сработает ли такой план.
Чтобы помочь ответить на этот вопрос, в прошлом году НАСА запустило тест двойного перенаправления астероидов (DART), который представляет собой коробку размером с автомобиль, оснащенную солнечными батареями. В настоящее время он находится на пути к 160-метровому астероиду под названием Диморфос. Осенью DART врежется в Диморфос на скорости 24 000 километров в час, чтобы решить большой вопрос: может ли столкновение подтолкнуть астероид на немного другую орбиту?
Была ли когда-нибудь жизнь на Марсе?
Марс сегодня представляет собой пустыню, лишенную каких-либо явных признаков жизни. Но за прошедшие годы ученые обнаружили доказательства давно потерянного Марса, который мог бы быть намного больше похож на Землю.
«Сегодня Марс совсем другой, чем 4 миллиарда лет назад, но вы можете увидеть доказательства того, каким он был», — говорит астробиолог НАСА Линдсей Хейс. «Вы видите такие вещи, как остатки огромной речной дельты, что указывает не только на то, что у вас текла вода, но, вероятно, у вас, вероятно, было много воды, протекавшей в течение длительного периода времени, которая продолжала откладывать отложения».
А там, где была вода, могла быть и жизнь. В прошлом году на Марс приземлился новый марсоход, и это наш лучший шанс ответить на вопрос «была ли когда-нибудь жизнь на Марсе?» Если ответ «да», это может изменить наше понимание того, насколько распространена жизнь во Вселенной.
Существует ли настоящая девятая планета, скрывающаяся во тьме?
В 2006 году Международный астрономический союз проголосовал за изменение определения того, что представляет собой планета, и Плутон не попал в список. В Солнечной системе больше не было девяти официальных планет, а восемь.
Но затем «мы начали получать эти намеки на то, что там действительно есть что-то еще — и настоящая гигантская планета, которая, как мы думаем, все еще скрывается далеко за пределами Нептуна, ожидая, когда ее найдут», — говорит астроном Майк Браун
Астрономам еще предстоит обнаружить эту планету, но они подозревают, что она там есть: другие объекты далеко в Солнечной системе, кажется, испытывают воздействие ее гравитации.
Могут ли эти подсказки привести нас к настоящей новой девятой планете? Может быть. Но найти будет сложно.
«Это все равно, что взять маленькую черную песчинку и бросить ее на пляж», — говорит Браун о поисках. «Было бы немного трудно найти его в море всех остальных. И в этом проблема Девятой Планеты».