Найти тему
Sputnik Южная Осетия

Осетинский национальный костюм

Оглавление
   © Sputnik / Natalia Airiyan
© Sputnik / Natalia Airiyan

Одежда, казалось, всегда была и оставалась предметом сугубо утилитарным, если речь не идет о дизайнерских костюмах, сшитых в единичных экземплярах, или парадных костюмах византийских императоров. Однако в действительности даже самый повседневный костюм несет на себе отпечаток времени и условий, в которых жили люди, носившие его. Поэтому национальный костюм – больше чем просто одежда, это скорее учебник истории, архивный документ, рассказывающий о прошлом народа.

Одежда, казалось, всегда была и оставалась предметом сугубо утилитарным, если речь не идет о дизайнерских костюмах, сшитых в единичных экземплярах, или парадных костюмах византийских императоров. Однако в действительности даже самый повседневный костюм несет на себе отпечаток времени и условий, в которых жили люди, носившие его. Поэтому национальный костюм – больше чем просто одежда, это скорее учебник истории, архивный документ, рассказывающий о прошлом народа.

Осетинский национальный костюм

Когда речь идет об осетинском национальном костюме, обычно подразумевается одежда, которую носили наши не столь давние предки, жившие полтора-два века назад – о ней известно больше всего, и именно ее рисует воображение, когда мы думаем о всадниках на горных тропах и юных девушках с кувшинами на берегах горных рек. Однако некоторые традиции и элементы национального костюма зародились гораздо раньше – десятки веков назад, и частично, пусть и порой в искаженном или непонятом виде, сохранились до наших дней.

Древнейший из этих элементов – орнамент, традиционно наносимый на одежду, обувь и головные уборы. Методы нанесения разнятся: вышивка нитью, бисером, кожаные нашивки, даже отдельные металлические, серебряные или золотые предметы. Основой осетинского орнамента стал знаменитый звериный стиль скифов, а также растительные элементы и разнообразные солярные знаки. То есть орнамент, еще недавно вышивавшийся на костюмах наших пра-пра-прародителей, зародился тысячелетия назад и сохранился не только в памяти, но и в повседневной жизни народа, дойдя до нас сквозь века в вышивках на коже и ткани.

В относительно недавнем прошлом орнамент оставался важной частью национального костюма, который традиционно шился исключительно женскими руками и из натуральных тканей. В XVIII веке это было в основном домотканое сукно, которое высоко ценилось на всем Кавказе, а также хлопок и даже шелк, которые осетины покупали в Грузии и на Северном Кавказе. Кроме того, в Осетии были распространены и фабричные ткани, привозимые купцами из российских городов.

Женский, мужской и детский осетинский костюм

В традиционный осетинский женский костюм входили несколько элементов – рубаха, платье, кафтанчик, шаль и головной убор. У каждого из них – свое предназначение. Например, кафтанчик, который шили из бархата, атласа или шелка, носился под распашным платьем и играл роль корсета; крючком вязаная шаль была элементом скорее декоративным, но при этом молодым незамужним девушкам полагалось покрывать ею голову при выходе из дома; наконец, пояс считался одним из самых важных частей костюма, по нему можно было примерно определить положение женщины в обществе. Довольно часто дорогие пояса, особенно серебряные, передавались по наследству по женской линии, из поколения в поколение.

Отдельно следует упомянуть свадебное платье, как правило, из дорогой ткани, богато украшенное орнаментом, вышивкой, декоративными серебряными и золотыми нагрудными элементами. Осетинское свадебное платье – одна из немногих частей национального костюма, которую можно часто встретить сегодня: многие невесты предпочитают его европейскому свадебному платью. Кроме того, многие современные осетинские дизайнеры в своих работах используют именно элементы свадебного наряда.

В мужском костюме также несколько составляющих: рубаха-хадон, со средневековых времен почти не изменившаяся, чаще всего с длинными вшивными рукавами и застежкой на груди, иногда – бешмет, а поверх него – шерстяная черкеска-цухъхъа с длинными рукавами и газырницами на груди. Газыри – это специальные деревянные трубочки с заготовленными зарядами и порциями пороха для заряда оружия, которые изначально носились в специальных сумках, однако постепенно стали вкладываться в специальные карманы на груди черкесок, обшитые кожей и часто украшенные серебром. Газырница и длинные рукава, восходящие к скифским временам, – два наиболее известных элемента осетинского мужского костюма.

Что касается детского осетинского костюма, то он отличается от взрослого лишь размером, в остальном составные части национального костюма как для мальчиков, так и для девочек остаются теми же, что и во "взрослой версии". Кроме того, для детских костюмов часто использовали ткани более ярких, не повседневных цветов.

Головные уборы и обувь

Важной частью костюма, не только с практической, но и культурной и идеологической точки зрения, являлся головной убор. Его полагалось носить всем, как женщинам, так и мужчинам, и лишь в стенах собственного дома можно было оставаться с непокрытой головой.

Женский головной убор менялся в зависимости от семейного статуса – легкая круглая шапочка и тонкая шаль у незамужних девушек. Плотный головной убор, скрывавший волосы, и большой пуховый или вязаный платок-шаль, которым дополнительно покрывали голову, – у замужних женщин. Важность традиционного головного убора в осетинском обществе была так высока, что до сих пор женщины старшего поколения предпочитают выходить из дома с головой, покрытой хотя бы тонким платком (правда, чаще всего уже покупным, а не домотканым), или хотя бы иметь такой платок при себе.

Мужским головным убором были холщовые, войлочные, меховые, реже шерстяные шапки, либо круглые, либо в виде колпака, и войлочные шляпы – ныматын худ. Последние сохранились до наших дней, правда, чаще всего их надевают при выполнении сельскохозяйственных работ. Однако вплоть до середины прошлого века войлочные шляпы, особенно из белого козьего пуха, носили с городской одеждой – они являлись постоянной частью повседневного наряда.

Изготовление обуви также являлось женской задачей. Долгое время, вплоть до начала 20-го века, женская и мужская осетинская обувь практически не отличалась. Она шилась из сыромятной кожи домашнего производства и была трех типов. Различалась она по типу подошвы (например, у арчъита подошва была не цельная, а сплетеная из ремней, что делало их особенно удобными для хождения по каменистым горным тропам), высоте и типу крепления (либо шов, либо тонкий ремешок, который продевался в ряд специальных отверстий и собирал чувяк у щиколотки). Кроме того, и мужчины, и женщины обычно носили обувь с высокими ноговицами, доходившими до колен и игравшими роль утеплителей. Чаще всего ноговицы шились из домашнего сукна; красивые кожаные ноговицы, которые сегодня можно видеть у танцоров национальных ансамблей, были дороги и не всем доступны. Они были красивы сами по себе, потому что плотно сидели на ноге, однако порой их дополнительно украшали тиснением по коже, а ремешки, которыми они скреплялись под коленом – серебряными или золотыми украшениями.

Осетинский национальный костюм сегодня

В настоящее время традиционный национальный осетинский наряд практически покинул повседневную жизнь и остался только в виде сценического костюма танцевальных ансамблей или в рамках особых случаев – на свадьбах, фестивалях или религиозных праздниках. Однако отдельные элементы национального костюма – нагрудники женских платьев, газыри, пояса, орнамент – давно уже проникли в работы современных осетинских дизайнеров и, как оказалось, довольно популярны среди современных осетин.

Особенно, как это ни удивительно, национальные элементы в одежде и аксессуарах популярны среди молодежи, чему нельзя не радоваться. Растет и интерес к национальному костюму как полноценному элементу национального самосознания, появляются мастера, изготавливающие платки и другие предметы одежды, причем в своей работе они основываются на максимально научном подходе и тщательно изучают историю национального костюма. Они проводят мастер-классы и делятся полученной информацией в социальных сетях, привлекая внимание к культуре национального костюма и внося свой вклад в его популяризацию.

Однако таких заинтересованных сегодня все еще мало, хотя популярность, допустим, осетинского орнамента заметно возросла за последние десятилетия. Но без понимания его элементов, знания смыслов, заложенных как в узоры, так и в отдельные предметы осетинского национального костюма, их использование остается бездумным. Для сохранения национального костюма где-то за пределами театральной сцены и музейных стендов необходимы серьезные меры не только по популяризации, но и по распространению знаний об этом важнейшем элементе национальной культуры.