Найти тему
Знаки и люди

...и хлебом единым

Как жили студенты театрального училища полвека назад

Театр/ студенческая жизнь/деньги/еда

Дайте мне стипендию!

В театральном училище платили стипендию -- 20 рублей. "Условники", то есть те, в ком приемная комиссия сомневалась и кому еще предстояло доказать на зимней сессии свою профпригодность, стипендию не получали. Однако, и полноправным студентам нужно было доказать свое право на нее: не пропускать лекции, сдавать сессии без троек.

Как правило обсуждение кандидатур стипендиатов сопровождалось жаркими спорами. Детей из обеспеченных семей, которые не лезли на баррикады из-за студенческих выплат, было мало. Гораздо больше нуждающихся, поэтому иркутянам, жившим в семьях, стипендию решили не платить. С этим соглашались не все.

Активно качала права наша "дюймовочка", Валя Косачук. У нее был муж, младший научный сотрудник чего-то там, и маленький ребенок. У мужа была зарплата, но Валя убивалась из-за студенческих 20-ти рублей.

--- У тебя муж, а у Бори Бритикова мама-библиотекарь, больше десятки в месяц прислать не может, -- наседали на Валю.

--- А мне какое дело! -- орала "дюймовочка".

Боря краснел до корней волос, но поступал по-мужски -- молчал. Перекричать Валю Косачук было невозможно.

Сдавать кровь или мыть полы?

-2

Два года бюджет мой составлял 35 рублей в месяц. На третьем курсе стипендию повысили до 30 рублей, и мы вздохнули! Целых 45 рублей в кармане! Больше не надо было думать, где заработать: сдавать кровь, мыть полы в училище, или сидеть с горшком на коленях на уроках рисунка в училище искусств. Работа натурщицы, казалось, проще простого. Но это только на первый взгляд. На самом деле просидеть два академических часа неподвижно, даже с перерывом, тяжело.

Возиться со шваброй те же 2 часа - тоже радости мало.

За сдачу крови неплохо платили, плюс давали талон на обед, но посещать пункт переливания можно было только раз в месяц. Оставив на нужды медицины 200-400 миллилитров драгоценной субстанции, мы выходили оттуда, как лунатики, держась за стенку.

С первого курса нас стали занимать в театре, в массовках. За них тоже платили, -- немного, но на бафштекс с вишневым соком в театральном буфете хватало.

Жить стало веселее

-3

На третьем курсе, когда мы почувствовали себя крезами, жить стало веселее. Правда, есть все же хотелось постоянно. Пунктов питания было три: дешевая столовая "Диета" возле училища, пельменная и кафе "Север" на улице Карла Маркса. В "Диете" утром подавали вкусную манную кашу с изюмом. Стоила она копейки. В обед здесь всегда стояла очередь до самого выхода. Были в меню чудесные паровые бифштексы с яйцом, бульон и компот. Жаль, работала столовая только до пяти вечера.

Пельменная -- это в день стипендии, или когда приходил денежный перевод. Две порции с маслом, сметаной или бульоном долго сохраняли сытость. Два зала этого заведения были всегда забиты посетителями.

В кафе "Север" ходили, в основном, обеспеченные студенты. Там было дорого и не всегда вкусно. Можно было заплатить за шницель "по-польски" целый рубль и получить жилистую подошву вместо отбитого куска мяса.

Когда были деньги от случайного заработка, мы позволяли себе роскошь-- пирожные и кофе с ликером в кафе "Лакомка". Правда, это было редко. Когда же финансы пели романсы, выручала булочная напротив училища. Были у нас умельцы, которые регулярно воровали сдобу и ни разу не были пойманы. Жили по Брехту: сначала хлеб, а нравственность потом.

"Щас спою"

-4

Выручали в безденежные дни походы по гостям. Мне несколько раз довелось отобедать у студентов-иркутян. Наедались мы там до состояния "щас спою" из мультика "Жил-был пес". Угощение было простое, но щедрое. Помню пару пожилых артистов, которым мы напилили дров на зиму -- они накормили нас до отвала и вручили "на дорожку" кусок соленого сала и банку варенья. Эти гостинцы выручали нас в голодные вечера.

Ах, эти изумительные трофейные лакомства! Как-то соседка по комнате в общежитии привезла из деревни целый мешок картошки. Другая - большой, килограмма в два, кусок сливочного масла и, наверное, столько же орехов кешью. Да простит нас Иркутская кондитерская фабрика, -- родственица иркутянки нанесла фабрике существенный урон, но совесть наша молчала, когда мы уписывали ароматное картофельное пюре и заедали его орехами ( привет Брехту!). В такие вечера мы наедались от пуза.

(Продолжение читайте в следущих публикациях. Начало - в статьях 1. "Однажды где-то под кустом свалила зайца...черепаха"; 2. "Однажды где-то под кустом".)

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал это важно для его развития.