Продолжение. Начало тут
И в личной жизни у Кастуси Роек все складывалось прекрасно. В октябре 1951 г. в Малый театр перешел работать из Театра Сатиры режиссер Борис Равенских. А вместе с ним из того же театра перешел Виталий Доронин, любимец все театральной Москвы после спектакля поставленного в 1950 г. Равенских в Театре Сатиры "Свадьба с приданным". А после выхода в 1953 одноименного фильма по этому спектаклю Доронин покорил и зрителей всей страны. "Курочкин. Курочкин идет!"- кричали ему встречные мальчишки на улице.
Так получилось, что через некоторое время после прихода Доронина в Малый театр умерла его жена, а Роек разошлась с мужем — солистом балета Большого театра. Первое их знакомство вызвало у Роек не очень позитивное отношение, но потом... кто же из женщин могла устоять перед Виталием Дорониным. Как о нем выразилась Елена Николаевна Гоголева
Да это был просто Шаляпин. По красоте, по уму, по русской душе.
Они поженились, а в 1955 г. у них родилась дочь — Аленушка.
А конкуренция в Малом театре в женской части труппы обострялась. В конце 50-х в труппу пришли новые будущие звезда - Руфина Нифонтова. Элина Быстрицкая и Нелли Корниенко.
Если Корниенко была своя, выпускница Щепкинского училища, то Нифонтова и Быстрицкая, были, как их назвала Вера Николаевна Пашенная, "киношницами". Нифонтова прославилась в кинотрилогии "Хождение по мукам", а на счету Быстрицкой были "Неоконченная повесть","Тихий Дон" и "Добровольцы". А в Малом театре негативно относились к актрисам из кинематографа, считали их неприспособленными играть на театральной сцене. Но в связи с широкой популярностью Нифонтовой и Быстрицкой руководство театра посчитало, что их участие в спектаклях привлечет большое количество зрителей.
А у Констанции Роек в это время пошла самая плодотворная полоса ее творческой жизни. Один за другим выходили премьерные спектакли, где она играла главные роли. Нина в "Маскараде", "Глафира в "Волках и овцах", Ренева в "Светит да не греет". Подлинным шедевром критика признала исполнение ею роли Сарры в "Иванове" Чехова. Спектакль поставил Б. Бабочкин, он же играл Иванова.
Пока Роек блистала в роли Нины в "Маскараде", две "киношницы" в очередь играли там же роль баронессы Штраль. При этом между ними шла самая настоящая война. Подъезжая к Малому театру в день своей очереди играть баронессу, Нифонтова, выходя из машины, в толпу поклонников могла крикнуть: " А теперь растопчем Быстрицкую!". А во время гастролей в Ялте новую звезду Малого администратор поселил в двухкомнатный номер, в то время как Быстрицкую в "люкс". В ответ Нифонтова осыпала чемодан с вещами администратора дустом.
Из-за этого хулиганства ее чуть не выгнали из театра. Дело рассматривал товарищеский суд. Нифонтова, вальяжно усевшись в брючном костюме в первом ряду перед народными заседателями, закинув нога на ногу, на вопрос, зачем она посыпала вещи дустом, ответила: "А вы разве не знаете, что дустом травят паразитов".
В театре Нифонтову и Быстрицкую звали "сиамскими близнецами". Они в один день получили звания заслуженных артисток РСФСР, народных артисток РСФСР и народных артисток СССР. Руководство театра опасалось, что если обойти кого-нибудь из них наградами, то последствия будут непредсказуемыми. Нифонтова могла в компании поднять тост за то, чтобы Быстрицкая провалилась в роли Любови Яровой, и главный режиссер Малого театра Борис Равенских, который только придя в театр, сделал Быстрицкой достаточно недвусмысленное предложение, пояснив при этом, что она как актриса его не интересует и получив очень жесткий отказ, забрал роль у Быстрицкой и отдал Нифонтовой. Правда, через несколько лет Петр Фоменко в новой редакции "Любови Яровой" отдал роль антагонистки Яровой Павлы Пановой Быстрицкой и та полностью переиграла соперницу.
Это все к тому, что сейчас перейдем, что же вынудило Роек в расцвете таланта оставить театр. Что якобы травля со стороны коллег по театру вынудила ее это сделать. Интриги, скандалы, разоблачения - все это неотъемлемая часть творческой жизни.
В середине 1965 г. на одном из представлений "Пигмалиона" с ней случился обморок, она потеряла сознание и ее увезли в больницу. Спектакль был сорван. Нервное истощение, тяжелый невроз. После длительного нахождения в больнице у Роек появилась боязнь, что она в любой момент может потерять сознание на сцене. К тому же за время болезни на ее роли были введены другие актрисы, более молодые и пока еще здоровые. Нину в "Маскараде" в основном составе стала играть Нелли, Глафиру — Элина Быстрицкая. Актерский репертуар нарабатывается годами, а потерять все можно за месяцы. Такова, можно сказать, суровая правда театральной жизни.
И что-то у меня есть сомнения, что эту гордую полячку с железным, самоуверенным характером, которая в свое время отказала в начале 50-х оперу из МГБ, пытавшегося привлечь ее к негласному сотрудничеству, сообщать об обстановке в Малом театре, мог кто-то затравить. Неуравновешенная гречанка Нифонтова или строго воспитанная еврейка Быстрицкая, новые премьерши Малого — это , что называется, вряд ли, они были заняты друг другом. Тем более, что в театре служил и русский богатырь Виталий Доронин, который дома был полностью во власти любимой жены, но любому бы отвернул за нее голову.
Нет, это была именно болезнь. Тяжелая нервная болезнь на почве нервного истощения, с частыми госпитализациями. У каждого человека есть свой ресурс. Роек свой ресурс актрисы выработала.
Таким же образом спустя десять лет заболела и Элина Быстрицкая. Почти четыре месяца лечилась в психоневрологическом стационаре и от безысходности лечения уже собиралась покончить жизнь самоубийством, стала копить таблетки со снотворным, чтобы отравиться. Ее спасла, вернула к жизни врач, которая девченкой посмотрела фильм "Неоконченная повесть" и вдохновившись героиней Быстрицкой — участковым врачом Елизаветой Максимовной Муромцевой, пошла в мединститут. И очень долго Быстрицкая потом приходила в форму и вернулась в театр на свою Голгофу, где ее роли уже передали другим актрисам, а новых пришлось дожидаться годами.
Так и в случае с Констанцией Роек. Скорее всего, она поняла, что в связи с ее болезнью полноценно играть она уже не сможет, разве что маленькие эпизоды. Последней ее ролью была крошечная роль Жанны Густавовны в постановке 1971 г. Б. Бабочкина "Достигаев и другие". Театроведы пишут, что это был маленький шедевр, но все что от него осталось вот эта полутемная фотография.
С 1971 г. Констанция Роек больше на сцену Малого театра не выходила. Ей еще успели в 1967 г. присвоить звание народной артистки РСФСР, через год, как его присвоили двум недавно пришедшим в театр "киношницам", при чем Быстрицкой это звание было присвоено не за театральные работы, а за деятельность в области кинематографии. А в 1975 г. , через тридцать лет прихода в Малый театр, в 52 года Роек вышла на пенсию для творческих работников.
И она прожила еще тридцать лет. Из творческих работ она в 1978 г. записала на радио вместе с Валерием Золотухиным есенинскую "Анну Снегину". Золотухин играл Есенина, а Роек Снегину. Ее неповторимый, величавый голос с аристократическими интонациями полностью переиграл простоватое исполнение Золотухина.
Через год после ухода Роек на пенсию, в июне 1976 г., неожиданно скончался Виталий Доронин, ему было 66 лет. За пару месяцев перед этим он сыграл одну из лучших своих ролей — Иудушки Головлева, в спектакле поставленным Е. Весником. Спектакль прошел всего четыре раза, вызвал зрительский ажиотаж и стал одной из легенд Малого театра. В июне театр уехал на гастроли, а Доронин решил лечь в больницу, где в это время лечилась и его Кастуся, тоже немного подлечиться, и 20 июня 1976 г. там скончался. А осенью 1976 г. в Малый театр поступила дочь Доронина и Роек - Елена.
И осталась красивая легенда о маленькой девочке, которая за три года стала ведущей актрисой великого Малого театра, спектакли с участием которой составили золотой фонд советского театра; которая счастливо и на всю жизнь вышла замуж за всенародного любимца и русского богатыря; и которая на вершине творческой карьеры вынуждена была покинуть сцену. Один фильм, несколько радиозаписей и пара десятков фотографий. И всего этого хватило для легенды, которая до сих пор живет в театральной среде и среди знатоков театра.
Если кого и можно сравнить из ныне живущих российских актрис с Констанцией Роек, так это только Алису Фрейндлих. Тот же внутренний аристократизм, изящество и элегантность. Вот только поет она хуже.))
И нельзя, конечно, не рассказать о Виталии Дмитриевиче Доронине, кумире советского кинозрителя 50-х годов. Но об этом в следующей части.