В первой части мы рассмотрели историю возникновения института губернаторства в России. Напомню, 26 января (8 февраля по новому стилю) в 1714 году по указу Петра I Нижегородский уезд был выделен в самостоятельную губернию. С тех пор эта дата считается днем образования Нижегородской губернии.
Всего за дореволюционные годы в Нижегородской губернии было 39 губернаторов. В ряде источников называется цифра 38. Думаю, что это связано с тем, что в 1792−1796 годах Михаил Каховский был одновременно генерал-губернатором Пензенским и Нижегородским.
В открытом доступе легко можно найти полный список всех нижегородских губернаторов с описанием их заметных деяний на благо родной губернии. Поэтому не буду перечислять всех губернаторов, да в этом и нет необходимости. Наша задача понять, как и за что, оцениваются нижегородские губернаторы, современниками и потомками. Мне хотелось на примере нашей губернии показать основные характерные черты губернаторского корпуса дореволюционной России, механизмы его формирования, сильные и слабые стороны в деятельности губернаторов.
В тот период времени не было определенных законом сроков пребывания на должности, само собой не могло идти речи и о выборности губернаторов. Однако, если посмотреть на период работы института дореволюционного губернаторства (чуть более 200 лет), и на количество губернаторов, то средний губернаторский срок составил 5 лет. На самом деле срок варьировался от нескольких месяцев до 15 лет.
Так рекордсменом по самому короткому сроку на посту нижегородского губернатора стал Петр Михайлович Бестужев-Рюмин, который занимал этот пост в течение полутора месяцев в феврале – марте 1830 года. Современники были уверены, что смещению с поста Бестужев-Рюмин обязан стараниям Бирона.
Другим «скоротечным» губернатором оказался самый первый нижегородский губернатор Андрей Петрович Измайлов, которого в 1714 году назначил сам Петр, одновременно с указом о создании Нижегородской губернии. Он управлял нашей губернией всего четыре месяца и запомнился современникам тем, что приказал сжечь наплавной мост через Оку. Ряд исследователей предполагают, что таким нестандартным способом он попытался исполнить пожелание Петра о необходимости развивать судоходство на Волге и Оке. Хотя понятно, что судоходство и водная переправа, совершенно разные явления.
В результате, многие специалисты отсчет нижегородских губернаторов начинают с третьего по факту Юрия Алексеевича Ржевского, занимавшего этот пост без малого десять лет с 1719 по 1728 годы. С именем этого губернатора связаны первые реформы в губернии. Именно он в 1722 году «учинил» первую верфь, что позволило развивать корабельное строительство. Известно, что к маю 1722 года нижегородская верфь поставила 245 кораблей. Ему довелось принимать прибывшего из Москвы по Оке Петра с царицей Екатериной. Как известно, это было второе посещение Петром нашего города. Первый раз он был в Нижнем Новгороде в 1695 году, во время похода на Азов.
Обращает на себя внимание и практика назначения на должность губернатора, как сейчас говорят, «варягов», то есть уроженцев других территорий. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что среди всех нижегородских губернаторов, только один был нижегородцем. Это Федор Васильевич Анненков, занимавший этот пост с 17 января 1855 г. до 17 сентября 1856 г. Запомнился современникам как вялый и безынициативный, мало что успевший сделать за время своего губернаторства.
Наряду с практикой назначения варягов, существовала и практика постоянной ротации губернаторов по горизонтали. То есть их достаточно часто перемещали из одной губернии в другую, порой число губерний, в которых поработал тот или иной губернатор, приближалось к десятку. Во многом это определялось не качеством работы, а желанием максимально исключить обрастание связями с местным дворянством и, тем самым, сократить коррупционную составляющую региональной власти.
Надо подчеркнуть, что в дореволюционной России не было практики уголовного преследования губернаторов. На мелкие провинности вообще, как говорят, «закрывали глаза», а при более скандальных проступках, включался механизм ротации. И только в самых одиозных случаях губернатора отправляли в отставку. Вопреки расхожему мнению, были среди губернаторов и честные, не позволявшие себе и другим заниматься казнокрадством.
Так, например, Егор Федорович Кудрявцев, бывший нижегородским губернатором в 1798-1802 годах, он полностью посвятил свою деятельность развитию губернии. Именно при нем в 1798 в зале дворянского собрания открылся публичный театр князя Шаховского. Однако, по истечению срока службы, Е.Ф.Кудрявцев вынужден был хлопотать о пансионе, поскольку никаких иных средств существования у него не оказалось.
Запомнился нижегородцам и губернатор Павел Фридрихович Унтербергер (27 мая 1897 г. — 4 ноября 1905 г.), названный современниками человеком очень порядочным и несомненно честным. Остался в истории факт, когда полученные премиальные почти 3 000 рублей, он пожертвовал в фонд увечных солдат. И это было его естественным жестом. Напомню, что, согласно статистике, в начале 20 века хорошая дойная корова стоила 60 рублей.
Есть среди нижегородских губернаторов и герой классической русской литературы. Это Михаил Петрович Бутурлин, который 12 лет руководил нашей губернией с 1831 года по 3 декабря 1843 года. С одной стороны, за годы своего правления он изменил облик города. Именно тогда он стал примерно таким, каким мы его знаем и сегодня. С его именем связано масштабное строительство и перепланировка Нижнего Новгорода, мощение улиц, строительство съездов, жилых и общественных зданий. Именно тогда дома развернули фасадами к реке, на откосе устроили бульвар и городской сад. Была расширена территория Ярмарки. Посетивший город осенью 1834 года Николай I, высоко оценил работу губернатора за отличный во всех частях порядок и устройство. Но как нередко и сейчас, спокойная рутинная работа по благоустройству, наведению порядка в городе не вызывает у городских обывателей восторга. Скорее, наоборот, у них возникало чувство раздражения. И многие восприняли уход с поста Михаила Петровича Бутурлина как праздник, с облегчением.
Однако, в историю свое имя Михаил Петрович вписал благодаря досадному недоразумению. Приехавшего в город А.С. Пушкина, он и его окружение приняли за петербургского ревизора. Безусловно, это свидетельствует о недостатке образования у господина губернатора. Но тогда Александр Пушкин не воспринимался как гений (за исключением небольшого круга аристократии), так что такое незнание вполне простительно. Продолжение этой истории все хорошо знают: А.Пушкин рассказал об этом курьезе Н.Гоголю. А мы с вами до сих пор наслаждаемся чтением «Ревизора». Только надо понимать, что у Гоголя описан не наш губернатор Михаил Бутурлин, а гротескный образ усредненного российского губернатора того времени.
Действительно, тогда не было академий государственной службы. В число губернаторского резерва попадали только представители знатных, аристократических кругов. Большинство из них зарекомендовали себя на полях сражений с неприятелем, были храбрыми и благородными людьми. Но именно людьми. И они точно отражали свое время, свои представления и добре, и зле. Каждый из них внес свою посильную лепту в развитие нашей губернии и, тем самым, способствовал ее превращению в одну из самых развитых российских территорий.
Безусловно, самый большой вклад был внесен теми губернаторами, которые обеспечили появление и развитие на территории Нижнего Новгорода знаменитой Ярмарки, развитие промышленности и экономики региона, превращения города в «карман России». Это был результат деятельности всех нижегородских губернаторов, но ряд из них сумели оставить более существенный след на этом пути. Но о них в следующий раз, чтобы не комкать описание их благородных дел.
Продолжение следует.