Администрация Петербурга выложит миллиард рублей на самовосхваление в социальных сетях и федеральных СМИ. Эти деньги должны поправить трещащий по швам имидж губернатора города Александра Беглова. Впрочем, ответ на вопрос, пойдут ли эти траты на пользу градоначальнику, совсем неочевиден, поскольку предыдущие многомиллионные вливания рейтингу Беглова никак не помогли. Горожане судят о работе местной власти не по бравурным отчётам в прессе, а по тому, что видят своими глазами.
В начале марта на официальном сайте питерской администрации появился проект постановления о выделении 980 млн рублей на медиа и социальные сети. Эти деньги должна получить новая структура – созданная в прошлом году ассоциация журналистов «Петроцентр». Но не надо обманываться названием. Речь идёт вовсе не о том, что в Смольном внезапно озаботились судьбой независимых СМИ и решили рублём поддержать свободу слова в России. «Петроцентр» возглавляет главный редактор официальных ресурсов Смольного – газеты «Петербургский дневник» и соответствующего сайта – Кирилл Смирнов. Любопытно, что Смирнов, судя по его официальной биографии, в последнее время почти ежегодно получает от городской власти те или иные награды за достижения в области СМИ. К примеру, в 2021 году он удостоился специального приза губернатора Санкт-Петербурга за цикл интервью с руководителями города. То есть работу Смирнова в Смольном ценят, вот и решили доверить ему новое, ответственное направление по отбеливанию имиджа Александра Беглова.
Слава правителю города!
Миллиард рублей, за распределение которых отвечает Смирнов, предполагается потратить по четырём направлениям. Во-первых, часть средств пойдёт на поддержание газеты «Вечерний Санкт-Петербург» – хронически убыточное ежедневное городское издание было закрыто несколько лет назад, но с осени 2022 года Смольный возобновил печать газеты, которая распространяется бесплатно на станциях метро и в органах власти. Бюджет издания, по данным «Фонтанки», составляет порядка 90 млн в год. Во-вторых, порядка ещё 150 млн пойдёт на выпуск и распространение районных периодических печатных изданий – эти газеты, наполненные пресс-релизами различных ведомств, фотографиями губернатора и различными житейскими советами, пользуются особой популярностью у петербургских дачников. На них можно, к примеру, рассыпать для просушки лук или использовать для розжига печи.
Гораздо большего внимания заслуживает третье направление – обеспечение популярности городской власти в социальных сетях. Согласно проекту постановления руководимая Кириллом Смирновым структура должна будет ежемесячно публиковать в интернете 3,5 тыс. постов общим охватом 10 млн просмотров. Также «Петроцентр» намерен «сформировать пул блогеров и лидеров общественного мнения для размещения не менее 1 тыс. публикаций с общим охватом не менее 2 млн просмотров за весь период». Ещё 1,5 тыс. постов должны будут прорекламировать с помощью таргетированной рекламы. Предполагается, что благодаря рекламе и работе блогеров посты с нужной для городской власти тематикой за год наберут не менее
9 млн просмотров. Понятно, что это просто гигантский объём работы, поэтому, по слухам, в «Петроцентр» уже начался набор новых сотрудников. Около сотни пользователей должны будут ежедневно готовить посты в рамках утверждённых сверху тезисов. Таким образом, Смольный словно обзаводится собственной «фабрикой троллей». Любопытно, что в данном случае новая структура будет отчасти дублировать функции уже существующего ЦУРа (Центра управления регионом). Созданные во всех субъектах страны ЦУРы должны в том числе заниматься работой в соцсетях, мониторя недовольство граждан, давая им конкретные советы и рекомендации, а также переадресовывая просьбы и пожелания к ответственным за то чиновникам. То ли петербургский ЦУР с этой работой справляется недостаточно хорошо, то ли объём пропаганды надо увеличивать.
Четвёртым направлением станет работа с федеральными СМИ. За счёт выделенных средств предполагается за год обеспечить публикацию 100 новостей по «социально значимым темам развития Санкт-Петербурга». Чтобы не только петербуржцы, но и вся Россия узнала о том, как бодро и динамично развивается Северная столица под руководством Александра Беглова.
Достаточно свернуть с Невского проспекта, чтобы увидеть обваливающуюся лепнину очередного дворца или поразиться загаженности очередного двора-колодца. Да и на самом Невском можно травмироваться, если не глядеть внимательно под ноги
Чем хвастаться?
Кстати, не исключено, что именно четвёртое направление работы окажется ещё и самым эффективным, ведь из Владивостока, Краснодара или Москвы не видны ежедневные трудности, с которыми сталкиваются жители Петербурга и которые могли бы решить (но не решают) городские власти. От бытового бардака в спальных районах мегаполиса до разваливающегося исторического центра. Достаточно свернуть с Невского проспекта на любую параллельную улицу, чтобы увидеть обваливающуюся лепнину очередного дворца или поразиться загаженности очередного двора-колодца. Да и на самом Невском можно травмироваться, если не глядеть внимательно под ноги, обходя по периметру очередные провалы в гранитной плитке. Что уж говорить о более значимых проектах. Александр Беглов искренне гордится тем, что доходная часть бюджета Северной столицы выросла до 1 трлн рублей. В этом, конечно, нет личной заслуги губернатора, ведь это не Беглов убедил «Газпром» перебраться в Питер, однако Смольный мог бы по крайней мере эффективно распорядиться полученными шальными деньгами. Увы, но рядовой горожанин каких-то преференций от триллиона не ощущает – новые станции метро (в отличие от Москвы) в Петербурге не строятся, коммуналки обещают расселить к середине века, а попасть в социальные программы поддержки можно лишь при соблюдении определённых условий и собрав ворох документов. Зато неплохо себя чувствуют коммерсанты, получающие всё новые и всё более жирные госзаказы на самые странные проекты – вроде сноса сотен жилых домов под скандальную реновацию в районе Нарвской заставы или выделения миллиардов на капитальную реконструкцию здания гостеатра «Мюзик-Холл», который исправно функционировал и, на взгляд постороннего наблюдателя, в срочном ремонте не нуждался.
Кроме того, надо отметить, что городская власть уже не в первый раз бросает сотни бюджетных миллионов на выправление имиджа Беглова: про губернатора Петербурга даже снимали кино, поставив его в один ряд со славными предшественниками, начиная с Меншикова (хотя в этом случае отчасти и заслуженно) и заканчивая Матвиенко. Также памятны нашумевшие истории, когда Беглов в щегольских ботинках лично выходил убирать снег лопатой и когда Смольный запрещал концерты Шнурова, зло осмеявшего нынешнее руководство города. Потому создание новой структуры выглядит попыткой ещё раз перезагрузить репутацию петербургского градоначальника, которому в следующем, 2024 году ещё предстоит агитировать за кандидата от власти на выборах президента РФ.
Конкретно
Задача, впрочем, выглядит малореализуемой. В конце 2021 года Агентство социальной информации Санкт-Петербурга опубликовало рейтинг одобрения петербуржцами различных руководителей города, согласно которому 29% опрошенных назвали лучшим градоначальником нынешнего спикера СФ Валентину Матвиенко. На втором месте с 14% был первый и единственный мэр Петербурга Анатолий Собчак. Действующий губернатор Александр Беглов занял лишь третье место, заручившись поддержкой всего 12% респондентов. В 2022 году, по данным проекта «Национальный рейтинг», Беглов опустился на 20-е место в рейтинге глав регионов России – годом ранее он занимал 10-ю строчку.
Для губернатора второго по значимости города страны, да ещё с триллионным бюджетом, результат уникальный. Что уж говорить о различных неформальных рейтингах в популярных пабликах и ТГ-каналах, в которых участвует политизированная аудитория, – тут Беглов не набирает и 5% одобрения.
При всём этом по итогам 2022 года губернатор Петербурга занял первое место среди коллег в медиарейтинге по Северо-Западу – его чаще всех упоминали в СМИ. Видимо, этот результат повторится и в 2023 году. Ведь нет никаких сомнений, что подконтрольные Смольному медиа освоят миллиард (и два, и три, и десять) на восхваление Беглова. Вот только вырастет ли при этом реальный авторитет губернатора среди горожан?