Контроль действий персонала, сбор статистики в маркетинговых целях, максимальное сглаживание конфликтных ситуаций — перечень возможностей, предоставляемых телекамерами в залах и служебных помещениях ресторана, ограничен лишь потребностями заказчика и выделенным на их реализацию бюджетом. При этом крайне важно, чтобы за проектирование и установку системы отвечала профессиональная проектно-монтажная организация, имеющая опыт работы на рынке индустрии гостеприимства и, в частности, в секторе общественного питания.
Ключевые функции системы — обеспечение защиты жизни и здоровья персонала и клиентов, мониторинг рабочих процессов, контроль действий персонала, обеспечение соблюдения норм гигиены и санитарии, а также техники безопасности и норм охраны труда. Среди зон, где необходимо организовать видеомониторинг — общие и банкетные залы, кухня, места размещения кассовых аппаратов, склад, гардероб, автостоянка клиентов и персонала и иные пространства, критически важные для прибыльной и стабильной работы предприятия. Конкретная схема расстановки камер вытекает из первоочередных задач, которые, в свою очередь, определяются спецификой конкретного заведения.
В залах ресторана, где сотрудники заведения контактируют с клиентами, одной из задач видеомониторинга является фиксация поведения персонала на случай предъявления клиентами претензий. Разрешение конфликтных ситуаций при наличии видеодоказательств позволяет ресторану сохранить высокую репутацию даже в случае выявления недобросовестных действий сотрудников. Видеозаписи с камер могут быть использованы для анализа действий персонала в типовых сценариях обслуживания, чтобы на их базе определить необходимость и содержание профессиональной учёбы. Маркетолог, анализируя видеоархив, сможет выделить паттерны поведения клиентов, оценить степень комфортности среды, необходимость внесения изменений в интерьеры и т.п.
Телекамеры, установленные в кассовых зонах и над стойкой бара, позволят свести к минимуму попытки мошенничества работников с денежными средствами и дорогостоящими напитками. Аналогичным образом возможно предотвратить утечки продуктов и материалов из кухни — здесь камеры помогут проконтролировать соблюдение технологических и гигиенических норм, трудовой дисциплины и требований охраны труда, правил обращения с оборудованием и т.п.
Размещение камер на входной группе и в фойе, помимо вопросов обеспечения безопасности посетителей и персонала, позволяет и задействовать CRM-систему, способную вовремя оповестить администратора о приходе VIP-клиента либо представителей надзорных органов, а также заблокировать вход кому-либо из “чёрного списка” — нежелательному посетителю, который уже успел “наследить” в заведении. При проектировании этой части системы необходимо позаботиться о создании условий освещения, достаточных для уверенного распознавания лиц.
Помимо охранных функций и обеспечения рабочих процессов, видеоматериалы с камер наблюдения могут использоваться и для непосредственного продвижения ресторана на рынке индустрии гостеприимства — здесь всё зависит от изобретательности маркетологов. К примеру, общедоступная камера, транслирующая видео из помещения кухни, способна существенно повысить интерес и доверие клиентов к предлагаемым в ресторане блюдам. Если шеф-повар к тому же является публичной фигурой и имеет соответствующий имидж в социальных сетях, камеры системы возможно использовать для трансляции различных презентаций и мастер-классов.
С технической стороны, для успешного функционирования системы видеонаблюдения необходимо обеспечить покрытие всех важнейших зон ресторана с учётом приоритетных задач и особенностей помещений. Однако интерьеры залов в большинстве случаев разрабатываются профессиональными дизайнерами без поправки на необходимость инсталляции камер наблюдения, и вписать в них конкретные модели камер может оказаться весьма непростым делом. Есть и ряд психологических аспектов, которые необходимо учесть при планировании системы — в частности, у тех, кто находится в поле зрения камер, не должно возникать ощущения “тотального контроля”, способного разрушить ощущение комфорта у посетителей и снизить рабочий тонус сотрудников. Исходя из этого, в решении задачи размещения камер должны участвовать специалисты, хорошо знакомые со спецификой индустрии гостеприимства.