"Тихий Дон": 4 экранизации. Фильм, который нельзя смотреть школьникам!

1,4K прочитали

Сегодня в рамках педагогической практики аспиранта я читала лекцию студентам элективного курса “Литература и визуальные виды искусства” в МГПУ. Темой этой лекции, разумеется, был Шолохов и его главный роман.

Я подумала и решила, что этот материал, не претендующий на научную новизну, но структурированный и предельно выверенный с точки зрения исторических фактов, должен быть увековечен хотя бы здесь.

Титульный
Титульный

Тем более, что в интернете встречаются крайне редко исчерпывающие и достоверные статьи по теме четырёх экранизаций. Чаще всего авторы пишут, сопоставляя две экранизации - 1957-1958 года с 2015 или с 2006 (что реже), либо сопоставляя все эти 3 фильма. Про самую первую экранизацию забывают или не учитывают ее, потому что она не содержит в себе весь сюжет романа.

Я решила устранить эту несправедливость и начать как раз с неё - с самой первой экранизации.

***

Михаил Александрович Шолохов — один из классиков русской и мировой литературы. Творческое наследие Шолохова велико, разнородно по жанру и тематике, но сегодня мы поведем речь о главном романе писателя — о «Тихом Доне» — и его экранизациях.

Шолохов в 1925-1940 гг. создает грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношении, традиций, возникновения и упрочения новых. Сочетание массовых сцен, в которых дается портрет казачества с изображением судеб отдельных людей, с историческими экскурсами, картинами природы, насыщенными философским содержанием, определяет своеобразие эпической структуры «Тихого Дона».

«Тихий Дон» охватывал важнейшее десятилетие русской действительности — 1912-1922 годы. Исторический процесс предстает в эпопее Шолохова в живом движении масс, в накале жестокой борьбы. Драматические картины революционных битв соседствуют с семейными, любовными, бытовыми сценами, рассказом о полевых работах, описаниями природы. Проблематика романа крайне широка: характер связей личности с историческими судьбами народа, нравственный выбор в исторических обстоятельствах, определяющих трагические конфликты.

История жизни Григория Мелехова входит составной частью в драматическую историю донского казачества, в историю страны вообще.

***

Нобелевская премия
Нобелевская премия

Михаил Шолохов был первым и единственным советским писателем, вручение Нобелевской премии которому согласовало руководство СССР. Писатель получил ее в 1965 году «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время», то есть за роман «Тихий Дон».

Произведения Шолохова неоднократно переосмыслялись в других видах искусства, в частности, инсценировались и экранизировались.

За неполные сто лет «Тихий Дон» экранизировали четырежды, что в количественном плане не имеет аналогов по отношению к произведениям отечественной литературной классики (особенно, если мы общее учтем количество серий, ведь трижды роман экранизирован в видео сериала).

Экранизации
Экранизации

Такое количество кинематографических интерпретаций показательно: интерес к шолоховской эпопее о донском казачестве не угасает с самого её появления в печати. О вкусах не спорят, однако о каждом из четырех фильмов существует определенный комплекс представлений. Некоторые из экранизаций хвалят и кинокритики, и литературоведы, и массовый читатель-зритель, а некоторые — удостоились, по большей части, нелестных суждений. Однако все фильмы, даже не самые удачные, достойны отдельного обсуждения.

Мы познакомимся с каждой из экранизаций в хронологической последовательности.

«Тихий Дон», экранизация 1930. Союзкино. Авторы сценария и режиссеры — О. Преображенская, И. Правов. Консультантом фильма выступил сам Михаил Шолохов.
Общая информация
Общая информация

На роль Мелехова был приглашён дебютант в кинематографе A. Абрикосов. Григорий в рисунке актёра представал в первозданной силе, непомерной гордости и самолюбии строптивости и вместе с тем нежности к Аксинье, глубокой привязанности к земле, к малой родине. В кадре Григорий — георгиевский кавалер, раненный на далёком фронте, ещё совсем молодой, не с “волчиной душой”. По отзывам многих критиков и рядовых зрителей, именно Абрикосов стал лучшим исполнителем роли Григория.

Эта картина вышла в свет уже 14 мая 1931 года. К тому моменту были написаны первые две книги эпопеи. И в период съёмок, и во время сдачи фильма в адрес создателей звучали резкие суждения, что было связано и с критикой первоосновы. В результате немой вариант фильма, вышедший на экран в мае 1931, был снят с проката. Только после ликвидации РАПП судьба первой шолоховской экранизации переменилась. В 1933 фильм был озвучен музыкой, шумами и возгласами воинских команд и повторно выпущен на экран 14 сентября.

Вдохновлённые пейзажными страницами, авторы фильма стараются передать красоту донской природы, её лиричность и силу.

Режиссеры не эстетизируют жестокость, как добросовестные интерпретаторы романа они передают историческую правду, где круто замешены вековые традиции, казачья самобытность, где проявляются зачатки грядущей непримиримой классовой борьбы на Дону.

Данная кинокартина имеет немало достоинств и особенностей воплощения сюжета романа.

Прежде всего, это единственный фильм, где показан пролог: судьба деда и бабки Григория, от которых и «повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы».

Важен и аспект расставления акцентов в фильме, который, безусловно, связан с тем, что к моменту постановки и съёмок роман был не завершен. Авторы фильма сосредоточились на двух главных линиях романа: любви Григория и Аксиньи и Первой мировой войне.

На первый план выдвигался любовный сюжет Аксиньи и Григория.

Превращение Григория Мелехова в «героя-любовника» имело, по всей видимости, свои причины для того времени: таким образом режиссеры искали для себя «нейтральные», менее подверженные идеологическому диктату и, соответственно, более безопасные проблемно-тематические «ниши» (что в литературе проявлялось, например, актуализацией «детской» или «исторической» тематики). И «любовная» доминанта первой экранизации «Тихого Дона» в этом плане по-своему показательна: нужно было обойти политические линии, касаться которых было опасно.

Судьба фильма
Судьба фильма

Фильм завершается разрывом Григория с Аксиньей (как нам известно, неокончательным) из-за её измены с Листницким и его уходом из Ягодного, поэтому его смотреть школьникам я бы не советовала: те, кто не читал первооснову, могут неверно истолковать сюжет. Да и в целом, черно-белый немой фильм - не тот вариант, который может увлечь современного школьника.

Достоинством картины является и реконструкция казачьего быта, и игра актеров, и впечатляющая на тот момент работа операторов. Так как этот фильм минимально дистанцирован от изображаемых событий, практически синхронен с выходом романа, а также тот факт, что консультантом выступал сам Шолохов, безусловно, делает эту экранизацию крайне любопытной для ознакомления.

Особенности
Особенности
Спасибо, что дочитали!
Если Вам понравился этот материал, рекомендую подписаться на мой канал, потому что впереди нас ждет ещё много статей о синтезе искусств.

Продолжение истории экранизаций "Тихого Дона", - а именно, лучшая экранизация, самая скандальная экранизация и новейшая экранизация.

Источники
Источники