В СССР секса нет. Фраза, вырванная из контекста и уже набившая оскомину, но так удачно сказанная во время советско-американского телемоста.
На самом деле, фразу вырвали из контекста, потому что речь там шла о сексе в рекламе на телевидении, но кто это помнит за давностью лет? Причина, почему она так пришлась ко двору, кроется в весьма пуританском отношении к сексу в Советском Союзе.
В дореволюционной России отношение к сексу было однозначное: лишь небольшой процент населения оставался за бортом брачных уз. Также практически повсеместно (кроме прибалтийских территорий, культурно более близких к европейским традициям) брак был ранним: старшие старались решить этот вопрос по достижении детьми совершеннолетия (девушки 13-16 лет, молодые люди – 17-18 лет).
Попытки повысить брачный возраст предпринимались, но крестьяне и бедные городские сословия нуждались в помощницах по хозяйству и пренебрегали этими указаниями. В зависимости от губернии подход к браку варьировался: традиционно на юге в брак вступали раньше, на севере – позже, и также по мере удаления от европейских границ в сторону Сибири, отношение к браку становилось более консервативным.
К середине XIX века в городскую среду просочились идеи эмансипации (отказ от зависимости), популярность получают договорные браки: чтобы избавиться от опеки отца девушки шли на фиктивный брак. Карл Маркс и Фридрих Энгельс приходят к выводу, что семья – это буржуазный пережиток, так как нужна лишь для передачи собственности по наследству, и значит при социализме ее необходимость отойдет в историю. И отношение к сексу подразумевалось как к утолению жажды: это просто, как выпить стакан воды. И в первые годы после революции эта идея, как отношение к браку, активно продвигалась большевиками и вошла в историю, как «теория стакана воды»: сведение отношений между мужчиной и женщиной на уровень биологической потребности. Изначально фраза про стакан воды принадлежала Жорж Санд: «Любовь, как стакан воды, дается тому, кто попросит», но со временем видоизменилась и стала олицетворять собой принцип удовлетворения базовой сексуальной потребности по мере необходимости.
Честь продвижения радикальных марксистских идей на брак и любовь часто приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин. Александра Коллонтай действительно говорила о качествах, которые должна воспитывать в себе «новая женщина»: тут и про самодисциплину, и про уважение к свободам и чувствам другого, и про самостоятельность, и про бережное отношение к личности, а также про проявление своей сексуальности и отсутствие «двойной морали» в отношении с мужчинами.
В двадцатые годы XX века теория стакана воды получила максимальную популярность, революционные массы стремились к сексуальной свободе вплоть до промискуитета. Закончилось все внезапно, в 1924 году, после смерти Владимира Ильича, советский психиатр Арон Залскинд сформулировал Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата, в которых он стремится преодолеть «половой фетишизм» в современной жизни. Основная цель заповедей была в том, чтобы перенаправить энергию с половых связей, бесполезных для социализма, на беззаветное построение оного. Предполагалось, что до брака (20-25 лет) необходимо воздержание, а после свадьбы секс должен быть нечасто, неразноообразно, моногамно, без девиаций и «должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности» (нет флирту, ухаживаниям и кокетству). Последняя заповедь была про то, что «класс имеет право вмешиваться в половую жизнь своих сочленов», что в дальнейшем получило развитие в пропесочивании на партсобраниях.
Таким образом была заложена основная линия партии в отношении сексуальных отношений вплоть до перестроечного периода, что и было случайно охарактеризовано на телемосте.
По факту предположение о том, что все влечения либидо должны быть подавлены во имя общей идеи, привело к жесткой цензуре и весьма лицемерному отношению к сексуальности, которое в свою очередь наложилось на традиционное представление о браке основной массы населения. Недостаток секс-просвета, отсутствие контрацепции, карательная практика в отношении абортов, уголовные статьи за мужеложство, все это привело консервации темы и к «пуританскому» отношению к сексу в общественном сознании. Но была еще и теневая сторона: например беспрецедентный всплеск уровня абортов в 70-80 годы XX столетия.
Иногда кажется, что когда с приходом перестройки мы рухнули с небес прекрасного социалистического далеко в объятия дикого постсоветского капитализма, советский человек одномоментно ушел в небытие, а на смену ему явились некие криминальные элементы с полностью отсутствующем нравственными ценностями. И сейчас модно ностальгировать, что вот тогда были Люди, а сейчас… Но по факту, люди остались прежними, просто годами сдерживаемое и цензурируемое отношение ко многим вещам, к сексу в том числе, стало явным, как будто все наши теневые, подавляемые влечения вдруг внезапно стали видимы.
Автор: Анастасия Федотова.
Присоединяйтесь к нам в Телеграм: https://t.me/beautiful_people_pro
Запись на сессию: https://beautifulpeople.site/