5 июля 1799 года в нескольких километрах от египетского селения Розетта в дельте Нила во время фортификационных работ лейтенант французских войск Пьер-Франсуа Ксавьер Бушар со своим отрядом нашли плиту из черного базальта. Одна сторона плиты была покрыта надписями, выполненными в разных системах письма: египетскими иероглифами, египетским курсивным письмом и греческими буквами.
Офицер сразу понял ценность "Розеттского камня" и отправил находку в Каир, в открытый по приказу Наполеона Институт Египта. Сотрудники института сделали несколько литографических и рисованных копий высеченного на плите текста и передали их в Париж для изучения.
Весной 1809 года молодой француз Жан-Франсуа Шампольон написал своему брату: "Ты советуешь мне изучить Розеттскую надпись. Это именно то, что я хочу начать".
Через 13 лет, 27 сентября 1822 года, Шампольон зачитал на заседании в парижской Академии надписей и изящной словесности составленное им "Письмо господину Дасье, секретарю Французской Академии надписей, об алфавите фонетических иероглифов". В письме он изложил результаты своей работы по успешной дешифровке египетской письменности. С тех пор 27 сентября 1822 года традиционно считают днем основания египтологии - комплексной науки по изучению Древнего Египта.
200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном и египтомании в разных ее проявлениях посвящена выставка, разместившаяся в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца.
Центральный раздел выставки посвящен рассказу о французском ученом
и его работе. Интересно, что египтолог № 1 в мире впервые побывал в Египте только в 1828 году, через 6 лет после открытия им ключа к чтению древнеегипетского письма.
Довольно ранняя смерть в 41-летнем возрасте помешала Шампольону закончить многие труды. Представленная в одной из витрин "Первая грамматика египетского языка" была опубликована уже после смерти ученого его братом.
Рассказывается на выставке о египетском походе Наполеона Бонапарта 1798-1801 года, участники которого не только нашли "Розеттский камень", но и собрали огромное количество материалов о Египте, о возникшем в Европе увлечении египетской культурой, ее истоках и проявлениях в архитектуре, изобразительном и прикладном искусствах, литературе, театре и даже бытовых мелочах.
У истоков русской египтомании стоят два человека - граф Александр Сергеевич Строганов, один из самых образованных людей своего времени, и его крепостной Андрей Никифорович Воронихин, архитектор, автор проектов Казанского собора, Горного института, других прекрасных построек и интерьеров в Петербурге и пригородах.
Египетской теме в архитектурном убранстве Петербурга посвящен отдельный большой стенд с фотографиями.
О двух экспонатах выставки - таганах в египетском стиле и прекрасной статуэтке "Нубийский танец" я уже рассказывала. Еще об одном уникальном экспонате, представленном для выставки музеем-усадьбой "Кусково", - знаменитом Египетском сервизе, подаренном Наполеоном Александру I после заключения Тильзитского мира, завтра расскажу отдельно.