Найти тему
Продажи.рф

Пить или не пить, вот в чем вопрос!

Оглавление

На фоне введения антироссийских санкций рынок алкогольных напитков существенно изменился за прошедший год. США запретили отгрузки всего спиртного в страну, а ЕС – поставки алкоголя дороже 300 евро за единицу товара[1]. Отдельные импортные бренды приняли решение прекратить или приостановить свою деятельность на территории РФ. Команда сервиса Продажи.рф решила проанализировать влияние этих и других факторов на продажи виски, водки и пива на российском рынке.

Анализируемые периоды: Январь-Декабрь 2021 и 2022. География: вся Россия. Для расчета всех показателей использовался один и тот же набор торговых точек (like for like).

[1] https://www.kommersant.ru/doc/5490886

Как поменялись продажи за год?

В 2022 году рынок виски сократился на 24% в натуральном и на 17% в денежном выражении к прошлому году. А рынок водки, напротив, увеличился (+2% в штуках и +7% в рублях). Что касается пива, продажи пенного напитка в натуральном выражении снизились на 7% к 2021 году, а в денежном – выросли на 4%.

Наибольшее снижение продаж произошло в категории виски
Наибольшее снижение продаж произошло в категории виски

Рассмотрим динамику продаж в натуральном выражении в разрезе кварталов. Как мы видим на графике, тренд продаж виски и пива достаточно похож, с 1 по 4 квартал снижение к прошлому году происходит нарастающими темпами ( -36% и -11% соответственно в 4Q[1]). Возможные причины: переход на другие виды крепкого алкоголя (в случае с виски) из-за роста цен и сокращения ассортимента (вызванного уходом с российского рынка ряда американских и европейских брендов).

[1] Q (quarter) - квартал

Снижение продаж имело нарастающую тенденцию
Снижение продаж имело нарастающую тенденцию

Водка, наоборот, в 1, 2 и 3 кварталах демонстрирует положительную динамику YoY (+4% - 1Q, +7% - 2Q, +1% - 3Q). Но в 4 квартале тренд продаж водки в натуральном выражении также переходит в отрицательную зону (-2% YoY[1]).

[1] YoY (Year-over-Year) — изменения показателей в сравнении с предыдущим годом

Как росли цены на алкоголь?

Средние цены на все рассматриваемые категории алкоголя увеличились к прошлому году (+10% на виски, +5% на водку, +12% на пиво).

Цена больше всего выросла на категорию пива
Цена больше всего выросла на категорию пива

При этом рост цен на разные категории алкоголя был неравномерным. Так, средняя цена на виски значительно выросла уже в 1 квартале 2022 (+16% YoY), тогда как на водку и пиво пиковые значения пришлись на 2 и 3 кварталы. Тем временем в 4 квартале динамика стоимости виски к прошлому году составила всего 1%, тогда как водки и пива – сопоставимые с 2, 3 и 4 кварталами значения (колебания в пределах одного процента). Это объясняется высокой долей импорта, а также уходом (либо приостановкой поставок своей продукции) лидеров рынка в категории виски. Кроме того, на среднюю цену повлияло снижение продаж (в натуральном выражении) виски стоимостью свыше 300 евро за бутылку, вызванное санкционными ограничениями на ввоз алкоголя в Россию (-39% ∆2022/2021) [1].

[1] https://www.kommersant.ru/doc/5490886

Самый дорогой напиток - виски
Самый дорогой напиток - виски

ТОП-5 брендов по категориям

Посмотрим, как изменился в 2022 году ТОП-5 самых популярных брендов виски, водки и пива (по продажам в натуральном выражении).

В категории виски в ТОП-5 ожидаемо произошли изменения, так как многие зарубежные компании-производители, занимающие лидирующие позиции на рынке, приостановили поставки либо объявили об уходе из России в 2022 году (в т.ч. Brown-Forman, Pernord Ricard, Diageo[1]).

Виски «Jameson» (производитель Pernord Ricard) опустился с первой позиции рейтинга (в 2021) на вторую с потерей доли рынка в 1 п.п. в натуральном выражении, уступив свое место бренду «William Lawson’s» (производитель Bacardi, +2 п.п. доли в штуках).

[1] https://www.e-xecutive.ru/finance/novosti-ekonomiki/1995058-kak-izmenitsya-rynok-alkogolya-v-rossii-obzor-situatsii-i-mnenie-ekspertov

Наибольший рост цены и доли у российского бренда Fox  & Dogs
Наибольший рост цены и доли у российского бренда Fox & Dogs

На третье место вышел российский бренд «Fox & Dogs», поднявшись сразу на 2 строчки рейтинга (пророст доли рынка составил 2 п.п. в натуральном выражении), потеснив виски «Ballantine's» (второй бренд французской компании Pernord Ricard в ТОП-5, -1 позиция в рейтинге с потерей доли рынка в 1 п.п.). На пятую позицию с шестой поднялся напиток «Jack Daniel's» (производства американской компании Brown-Forman), но его доля рынка в натуральном выражении при этом снизилась на 1 п.п. к прошлому году.

При этом в ТОП-5 по итогам декабря 2022 года мы видим куда более масштабные изменения YoY, так как к концу года запасы продукции марок, покинувших Россию, истощились, а спрос накануне праздников на виски традиционно высокий.

Если сравнить динамику декабря, топ сильно меняется
Если сравнить динамику декабря, топ сильно меняется

Так, виски «Jameson» опустился уже на 3 позиции в ТОП-5, а бренды «Ballantine's» и «Jack Daniel's» и вовсе покинули рейтинг. Им на смену пришли «Dewar's» (производитель Bacardi) и «Nucky Thompson» российско-шотландского производства (владелец бренда - международная группа компаний ALVISA Alcohol Group), которые поднялись сразу на 7 и 9 строк рейтинга соответственно.

В ТОП-5 по продажам водки в натуральном выражении в 2022 году не произошло таких существенных изменений, как в виски, так как основными лидерами продаж в данной категории являются российские производители. Лишь поменялись местами «Мороша»[1] и «Славный Урал» (-1 и +1 позиция в рейтинге соответственно). При этом «Славный Урал» – самая недорогая марка рейтинга, и рост доли вероятно связан со смещением предпочтений потребителей к более бюджетным продуктам в целях экономии.

[1] Стоит отметить, что бренд «Мороша» принадлежит холдингу Global Spirits, который в 2022 г. продал свои активы в России. После чего название бренда было изменено на «Мороша лесная» (https://www.kommersant.ru/doc/5340153)

Топ брендов категории водки стабилен
Топ брендов категории водки стабилен

Что касается брендов, покинувших российский рынок в 2022 году («Absolut», «Smirnoff», «Nemiroff», «Finlandia»), их суммарная доля сократилась на 0,3 п.п. YoY.

В категории пива в 2022 году лидер ТОП-5 – «Старый Мельник» (производитель AbInBevEfes) - остался прежним, но увеличил свою долю в натуральном выражении на 2 п.п. YoY. «Жигули» (Московская пивоваренная Компания) сместились на 2 позиции вверх (+ 1 п.п. доли рынка в штуках), потеснив «Bud» и «Балтику» (производители AbInBevEfes и Carlsberg соответственно, -1 строка в рейтинге у каждого бренда). На 5-ое место поднялось пиво «Белый медведь» компании AbInBevEfes, заняв место бренда «Kozel», принадлежащего тому же производителю.

Старый мельник держит первое место с увеличением доли на 2 п.п.
Старый мельник держит первое место с увеличением доли на 2 п.п.

Из всех игроков ТОП-5 в категории пива объявил об уходе из России только Carlsberg. Датская компания планирует продать принадлежащий ей российский пивоваренный завод «Балтика» до лета 2023 года[1]. AbInBevEfes, подконтрольная турецкой Anadolu Efes, не намерена покидать российский рынок.

[1] https://www.forbes.ru/biznes/485814-vladeusij-pivovarnami-baltika-carlsberg-nazval-sroki-prodazi-biznesa-v-rossii

Основные выводы:

1. Рынок виски и пива в 2022 году сократился на 24% и 7% соответственно по отношению к прошлому году в натуральном выражении. Рынок водки вырос на 2% в штуках YoY.

2. Снижение объемов продаж виски в денежном выражении (-17%) было частично скомпенсировано ростом цен (+10%). Динамика 2022/2021 в категориях водки и пива в рублях положительная (+7% и +4% соответственно).

3. Самый значительный рост средней цены к прошлому году зафиксирован на рынке пива (+12% YoY), виски и водка подорожали на 10% и 5% соответственно.

4. Но на увеличение средней цены виски повлияло изменение структуры продаж в разрезе брендов, а именно: рост доли марок с демократичной ценой, а также напитков российских производителей.

5. В ТОП-5 по продажам в натуральном выражении в категориях водки и пива не произошло таких масштабных изменений, как в категории виски.