Вот оно и случилось! Подобно многим маститым режиссерам, достигшим преклонного возраста, Стивен Спилберг снял фильм о своем детстве. И было бы очень удивительно, если б он этого не сделал...
Конечно, Спилберг - не Феллини, Спилберг - режиссер-реалист, привыкший к ясным сюжетам без избыточного формализма. Так что Спилберг просто рассказывает историю своего взросления. В центре фильма - его семья (для евреев главное - семья) и искусство (кинематограф).
Кино в жизни Спилберга начинается с первого похода в кинозал. Это было "Величайшее шоу в мире" Сесиля де Милля, вышедший на экраны в 1952 году, когда юному Спилбергу было пять лет. Его поразила сцена крушения поезда, - этим объясняется любовь будущего режиссера к спецэффектам.
Вскоре отец дарит Спилбергу первую кинокамеру, и тут-то все и начинается...
Центральным эпизодом фильма является сцена, в которой дядя Борис, нагрянувший как снег на голову, рассказывает юному герою (главного героя в фильме зовут Сэмми) об опасности искусства для семьи. И дядя Борис совершенно прав: искусство - это страсть, которая забирает тебя всецело. Став режиссером, ты полностью подчиняешься страсти. На семью места уже не остается. И когда ты встречаешь старость, ты - одинок.
Также Спилберг доводит до зрителя идею, на которой целиком построен фильм Микеланджело Антониони "Фотоувеличение" (Blow Up), что камера, помимо прочего, - опасный обличитель. Проявив пленку, на которой запечатлена поездка в поход, и пустив ее на замедленной скорости, подросток Сэмми узнает неприятную правду: его мать изменяет отцу с другом семьи, "любимым дядей Бенни". Это видно по выражениям лиц, направленным друг на друга взглядах.
А так, не считая семейных проблем, а впоследствии и терок с одноклассниками, история взросления Спилберга представляет собой серию любительских режиссерских триумфов))) Заканчивается все эпохальным знакомством с легендарным режиссером Джоном Фордом (его сыграл Дэвид Линч), когда уже почти отчаявшийся Сэм наконец получает приглашение в Голливуд...
Для съемок "личного фильма" Спилберг собрал старую гвардию - оператора Януша Каминского и, главное, композитора Джона Уильямса, с которым сотрудничает со времен своего первого блокбастера - "Челюстей". Фильм снят в том же стиле, что и "Близкие контакты третьей степени" (семейная фантастика): изощренная работа со светом и тенями, подвижная камера, проникновенная музыка. Но также фильм приобретает лирическую интонацию, точь-в-точь повторяющую интонацию другого ностальгического фильма о детстве, вышедшего в 2022 году, - "Аполло 10 1/2" Ричарда Линклейтера.
Оценка: 7,0 из 10.
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценарий: Стивен Спилберг, Тони Кушнер
Оператор: Януш Камински
Композитор: Джон Уильямс
В главных ролях: Гэбриел ЛаБелль, Мишель Уильямс, Пол Дано, Сет Роген.
Интересные факты о фильме:
- В сценах, в которых Сэм снимает фильмы на 8-миллиметровую плёнку, были воссозданы фильмы, которые сам Спилберг снимал в детстве.
- Во время съёмок актёрам был предоставлен доступ к семейным архивам Спилбергов, чтобы те точнее изобразили своих прототипов.
- По словам Стивена Спилберга, на то, чтобы уговорить Дэвида Линча сыграть Джона Форда, ушло три недели, а Спилбергу предложил снимать Линча муж сценариста Тони Кушнера Марк Харрис. Неоднократно звонила Линчу и убеждала его согласиться на предложение Спилберга и актриса Лора Дерн. В конце концов Линч дал согласие, но поставил условие, чтобы на съёмочной площадке постоянно присутствовали пакетики Cheetos.
📺 Смотрите "Фабельманов" бесплатно онлайн в моей группе Вконтакте и подписывайтесь!
См. также: