Найти в Дзене

Когда репетитор - это зло для ребёнка

Вот совсем недавно ко мне на занятия стала ходить новая ученица. Назовём её Катя. Катя учится с одной моей ученицей в одном классе. Более того, они дружат. Но вот Катина подруга Стеша знает английский язык очень хорошо, поскольку она изучает его с середины второго класса и делает она это основательно. Раньше Стеша занималась у меня два-три раза в неделю. Сейчас один раз, но и этого ей вполне достаточно, чтобы справляться со школьной программой вполне неплохо.

Так вот, на нашем первом занятии Катя так мне и сказала, что хочет знать английский так же хорошо, как Стеша. И уточнила, сколько уроков надо посетить, чтобы всё "быстренько" выучить. Пришлось беседовать и с Катей, и с Катиной мамой на предмет того, что язык "быстренько" не учится. Его надо учить регулярно и при этом много работать над языком самостоятельно. Катя была к этому морально готова.

Сначала мы выяснили что Катя знает, а что нет. С большего, конечно. Жалко было тратить время только на такого рода диагностику.

Начали с транскрипции. Катя её читать вообще не умела. А учится девочка в шестом классе. Транскрипцию в белорусских школах начинают изучать в четвертом классе. Иностранный язык - в третьем.

А потом мы стали разбирать с Катей то, что вызывает у неё трудности. А трудностей было много: употребление артикля с географическими названиями, Present Perfect, Past Continuous. А ещё Катя не знала очень много слов. Она могла запомнить только те, которые регулярно слышала от учителя на уроке. А если нужно было дома прочитать текст, содержащий новые слова, то сделать Катя это уже не могла. И пересказать такой тест она тоже не могла.

И вот однажды приходит Катя ко мне на занятие и просит разобрать с ней домашнее задание. Я сразу скажу, что домашнее задание с детьми, которые у меня занимаются, я не делаю. Могу кое-что с ними разобрать, но не более того.

Итак, спрашиваю, что Кате задано на сегодня. Оказывается, что текст размером на полторы страницы, в котором Катя может прочитать отдельные слова. Дома Катя его даже не открывала, о домашнем задании Катя узнала прямо перед тем, как ехать ко мне на занятие. А наше занятие начинается в 12.00. И длится оно до 13.00. В 13.30 у Кати начинается школа.

Вообще-то Катя девочка далеко не безответственная, не подумайте. Рассказывает мне Катя, как так получилось, что она не готова к уроку. Оказывается, что их учитель английского языка по совместительству завуч в гимназии, где учится Катя. Она (то есть учительница) ничего не успевает. Звенит звонок, конец урока, она спохватывается, что д/з-то она не задала, а детям надо идти в столовую, а ей по разным административным делам уже бежать пора. И вот пишет учительница на доске д/з и уходит. Кто успел переписать задание с доски, тот успел, остальные будут узнавать потом друг у друга. А это, несмотря на то, что у всех сейчас есть телефоны, целый квест: то не возможно дозвониться, то никто не читает сообщения, то из вредности д/з не дадут.

И вот что мне было делать в этой ситуации с Катей? Разобрали мы с ней кое-какие слова, влияющие на понимание (они перед текстом как раз шли), научились их читать, но, как по мне, остальные наши попытки выглядели бы просто пустой тратой времени за родительские деньги. Ибо найти, выписать и перевести все незнакомые слова из текста (хотя бы самые необходимые) - это впустую потраченное время, поскольку девочка на тот момент первый раз в руки взяла нормальный словарь, а электронную версию в глаза никогда не видела. Другими словами, просьба помочь с домашним заданием звучала примерно как "Фрау Мюллер, Вы могли бы перевести этот текст, выписать на доску все незнакомые слова с транскрипцией и переводом (и русскими буквами произношение, я по-другому в школе не прочитаю)?" Нет, Катя так, конечно, не сказала, но её просьба помочь вполне могла означать и это, поскольку "с прошлой репетиторшей мы разбирали домашнее задание, поэтому у меня восемь за год".

Вам это ничего не напоминает? По факту такого рода помощь в выполнении домашних заданий - это вообще не помощь. Репетитор делает за ребёнка домашнее задание и получает за это деньги. Беседуем мы с Катей на тему, как ей помогли занятия с этим репетитором. Никак не помогли, как оказалось. Катя занималась с этим репетитором два с половиной года, а английский вообще не понимает, хотя отметки хорошие. И даже за тесты. Вот этот момент меня особенно заинтересовал. Как можно хорошо написать тест, не понимая вообще ничего? Или большую его часть?

А очень просто, оказывается! Делюсь опытом. И это не наугад писать варианты ответов, как можно было предположить, хотя однажды в моей практике было и такое (напишу об этом чуть позже). "Репетиторша" работала в той же гимназии, где учится девочка. И, по словам Кати, Катя всегда готовилась с ней к тестам. Преподаватель точно знала, какой тест девочка будет писать (откуда, не знаю, поэтому не скажу), и целенаправленное готовила Катю к этому тесту. А подготовка была поистине очень интересной! Девочке давались готовые ответы, которые она заучивала прямо на уроке у репетитора. В школе срабатывала кратковременная память, тест писался прилично, вроде как всех всё устраивало. Устраивать перестало тогда, когда учительница английского языка пошла на повышение, стала заниматься в основном административной работой, а Катину группу по английскому языку стала то и дело "подхватывать" коллега-англичанка, работающая в том же классе. Другая учительница давала какие-то другие тесты и вызывала на уроке, но, правда, крайне редко, поскольку Катина группа отставала от её группы очень сильно. Отметки стали резко становиться всё ниже и ниже.

Выслушала я Катин рассказ о её работе на занятиях у другой "репетиторши" и сказала, что мы так работать с ней не будем. Но те знания и умения, которые она сейчас получит, она сможет применять везде, где это будет нужно. Мои слова Катю вдохновили. И она не только стала усердно заниматься на уроках и дома, но попросила увеличить ей количество уроков в неделю. И даже на весенних каникулах она записана (по собственному желанию) на три урока! Очень уж хочется Кате так же хорошо говорить на английском, как это делает Стеша.

Как вы думаете, получится это у Кати или нет?

А вам попадались такие репетиторы, которые по сути ничему не научили ваших детей? Делитесь своими историями в комментариях.

"А мама всё ждала, когда мы наконец будем уже нормально заниматься"

Почему я не делаю со своими учениками домашнее задание, которое задают в школе?

Понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.

#репетиторство

#изучение иностранных языков

#английский язык

#изучение английского языка