Найти тему

Результаты межрегиональной научно-практической конференции

Оглавление

"Мониторинг качества дошкольного образования: подготовка, успешное прохождение точки роста ДОО"

(февраль'2023). Данная статья была опубликована в сборнике "Содержание образовательной деятельности ДОО" 👇

Межрегиональная научно-практическая конференция «МКДО: подготовка, успешное прохождение, точка отсчета развития ДОО»

Формирование психологической готовности к школе посредством реализации педагогического проекта «Скоро в школу».

Актуальность

Опыт психологического обследования детей показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Основными элементами являются состояния аффектно-потребностных и мотивационно-волевых сфер ребенка.

В связи с внедрением в практику систем развивающего обучения определяется специфика психологической готовности ребенка к обучению. «Внутренняя позиция школьника» - умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослых, работать по образцу. Психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, способности к произвольной регуляции поведения, а также определенной социальной позиции ребенка. У ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в чистом виде, поскольку они, как и любые психологические процессы, складываются в той деятельности, для которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без нарушения специфических условий жизни и деятельности, характерной для дошкольного возраста.

Цели проэкта:
  • Способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы путем введения новых форм организации обучения, направленных на сближение образовательных, развивающих и воспитательных задач.
  • Развитие личностно-эмоциональных и регуляторно-когнитивных компонентов структуры учебной деятельности, формирование универсальных, для последующих уровней образования, способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки, умение разрешать проблемные и межличностные ситуации и др.) замотивировать нормы поведения по отношению к новым видам деятельности.
Основные задачи:

1. Не подменять обучение школьным, а развивать детей, способствуя вызреванию базовых психологических структур, специфичных для этого возраста; формировать регуляторные структуры.

2. Способствовать психическому и личностному росту ребенка, психологическому здоровью, повышение уверенности в себе и развитию самостоятельности, успешной адаптации в социуме.

3. Знакомить (опосредованно) с навыками релаксации саморегуляции, создавать условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием, повышения эмоциональной устойчивости ребенка.

4. Профилактика проблем обучения в начальной школе.

Ожидаемые результаты:

1. уверенность в своих силах;

2. осознание своих эмоций, распознавание эмоциональных реакций других людей и

3. умение адекватно выражать эмоции, управлять своим эмоциональным состоянием;

4. умение удерживать цель, играть по правилам, осознанное произвольное поведение;

5. пробуждение мотива учебной деятельности, стремление к новой позиции - ученик;

6. овладение навыками совместной деятельности, поведенческой рефлексии;

7. легкая степень адаптации детей при поступлении в 1 класс.

8. чувство доверия к взрослому, желание с ним сотрудничать;

9. повышенный уровень развития познавательных процессов, предпосылок учебных действий и компонентов комплекса психологической готовности к обучению в школе.

Содержание и организация проекта

Главное направление работы - организация пространства, в котором ребенок почувствует себя комфортно, высвободит имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития.

Проект состоит из цикла занятий, которые носят форму тренингов — это увлекательные игры и упражнения, в процессе которых ребята раскрывают свою индивидуальность и получают поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети учатся думать, видеть, запоминать, анализировать.

Пример плана занятия:
  • Упражнение «Вежливые слова» (развитие групповой сплочённости);
  • Упражнение «Школьные правила» (детям задаются вопросы что они знают о школе и школьных правилах «Как сидеть за партой, что нужно сделать, когда заходит учитель в класс, что делать, когда звенит звонок и т.д.?»;
  • Упражнение «Отгадывание загадок» (тренировка памяти и мышления);
  • Игра «Пол - нос - потолок» (тренировка внимания);
  • Физкультминутка (релаксация, смена деятельности);
  • Упражнение «Фигурки из счетных палочек» (развитие наглядно-образного мышления – дети собирают фигуры по примеру, который дает педагог);
  • Заключительный этап (рефлексия – обсуждения того, что делали на занятии и что понравилось).
При разработке проекта учитывались научные подходы к формированию личности ребенка:
  • культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);
  • деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);
  • личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.);
  • принципы развивающего обучения (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов);
  • учёт возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин);
  • принципы некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс);
  • теория поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Методологической основой проекта является концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации. Согласно данной концепции индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.

Основные принципы построения проекта:

1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе его жизненного пути. Программа опирается на психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности.

2. Приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

3. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим с собой.

Программа помогает органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми «затратами» приобрести новый статус ученика, постепенно овладевать умениями и навыками новой деятельности - учения, сохранив и приумножив при этом достижения дошкольного периода развития.