Фаина Георгиевна создавала яркие и запоминающиеся образы второго плана, тем самым затмевала главных героинь, романтических красавиц. Она не получила полноценного театрального образования.
Муля, не нервируй меня
С присущим только ей юмором и сарказмом артистка превращала собственную жизнь в трагикомический спектакль. Однажды, уже в пожилом возрасте она упала на обледеневшем тротуаре и потребовала у прохожих поднять ее, невозмутимо сказав при этом, такие «народные артистки на улице не валяются».
Псевдоним «Раневская» был выбран не случайно. Фаина Георгиевна всегда считала, что похожа на героиню пьесы «Вишневый сад», потому что всегда что-то роняла, теряла, страдала от собственной рассеянности и действительно, в бытовом плане она была совершенно беспомощной. Для ведения домашнего хозяйства нанимала домработниц.
Остроумная, прямолинейная, она не терпела фальши, могла резко осадить режиссера, вследствие чего сменила множество театров. Все в ее ближайшем окружении знали о сложном характере актрисы. Дольше всего Раневская прослужила в столичном театре Моссовета, хотя частенько конфликтовала с главрежем Юрием Завадским, критикуя его методы работы.
задуду
Именно в этом театре были сыграны наиболее значимые и запоминающиеся роли. Позже Фаина Георгиевна скажет «Я переспала со многими театрами, но удовольствия так и не получила».
Всесоюзная известность обрушивается на нее после выхода в прокат комедии «Подкидыш», с незабываемой ролью Фаины Раневской. Коронная фраза «Муля, не нервируй меня» была придумана ей самой
И эта фраза сопровождала ее всю жизнь, можно сказать, что она стала народной, её часто можно услышать от кого ни будь в быту. Даже генсек Л.И.Брежнев, вручая Раневской орден Ленина, не смог удержаться и пошутил про Мулю. Фаина же гордо ответила, что эту фразу кричат ей вслед уличные хулиганы. Особенно в этом преуспевали дети. Услышав от них эту фразу-дразнилку, Раневская гневно парировала: “Пионэры, идите в жопу”.
Леонид Ильич смутился и попросил прощения у любимой артистки. За свою творческую карьеру Раневская снялась во множестве фильмах, озвучила мультфильмы, сыграла множество ролей на театральной сцене. Своей лучшей и любимой ролью актриса считала мачеху из кинофильма-сказки «Золушка».
Секрет её популярности кроется не только в артистизме, но и в своеобразной манере поведения, свободе суждений, благодаря чему многие высказывания её превратились в крылатые выражения.
Но личная жизнь гениальной актрисы не сложилась, у нее не было ни мужа, ни детей. Возможно, причина была в нестандартной внешности, неуживчивом характере или печальном опыте.
После первой любви осталось разочарование в молодом человеке. В итоге Раневская перестала доверять мужчинам. На склоне лет она была очень одинока. В одно время рядом с ней находился журналист Глеб Скороходов.
любимая роль
Он оставался единственной связью артистки с внешним миром. Фаина Георгиевна считала его своим сыном и с присущим ей юмором говорила про него, «я его усыновила, а он меня уматерил». Их дружбу она прервала резко и внезапно, так как Раневской не понравилась рукопись книги, которую Скороходов написал на основе ее воспоминаний о детстве, юности, раннем периоде творчества.
И в последние годы жизни рядом оставался только верный пес Мальчик. Безродную дворняжку Фаина Георгиевна подобрала на улице, выходила, отдала этому существу всю свою любовь и нерастраченную нежность. Собачка очень скучала, когда актрисы не было дома, поэтому она частенько брала ее с собой на репетиции. В память о верном друге на надгробии великой актрисы установили фигурку любимого пса.
Много сплетен ходило о нежной дружбе и особых отношениях между Любовью Орловой и Раневской. Даже высказывались предположения и нетрадиционной сексуальной ориентации Фаины Георгиевны. Слухи дополняли и близкие взаимоотношения с еще одной приятельницей, в доме которой Раневская прожила несколько лет.
Фаина Георгиевна сыграла определенную роль в судьбе Владимира Высоцкого, познакомившись с ним в театре имени Пушкина. Именно там начиналась карьера будущего барда. Случилось так, что молодой артист ушел в длительный запой. Раневская встала на его защиту, помогла избежать увольнения, убедив руководство дать ему еще один шанс.
Фаина Георгиевна Раневская
Как-то раз актрисе поступило предложение о сотрудничестве с КГБ. Посоветовавшись с близким другом, она смогла от него отказаться, не навлекая на себя гнева всесильного комитета госбезопасности. С невинным видом заявила, что не может быть агентом, поскольку разговаривает во сне и может выдать врагам государственные секреты.
После этого актрису оставили в покое, и эта же отговорка помогла ей в щекотливой ситуации, когда руководство настоятельно советовало вступить в ряды Коммунистической партии. Партийным секретарем в театре, где в то время играла Фаина Раневская, была некая неприметная серая личность, назойливая, как муха, и скользкая, как сопливый пойманный ерш. Его голос, уверенный, крикливый, можно было услышать в самых разных уголках театра. Он был неприятен всем, но имел всю полноту власти.
А вот Раневская перед этим голосом устояла. Сколько ни вилась вокруг нее секретарь, она отказывалась вступать в партию. Отшучивалась, мол, нет образования, зачем партии такие дуры. Отнекивалась еще, некогда учить устав, а иногда посылала покрепче и весьма прямо.
Но секретарь не могла оставить Фаину Раневскую в покое, от неё тоже требовали почти невозможного. Все актеры, которые общаются с народом, должны быть коммунистами, преданными и проверенными. А вдруг ляпнет кто-то, да что-то, кому отвечать то придется.
зачем в партии такие дуры
Один из секретов актрисы в том, что многие свои афоризмы она говорила серьезно и не комиковала. Как много любви вокруг, а в аптеку сходить некому. Она всю жизнь, лет с двадцати, играла старух. И вот этим ампула комической старухи Фаина Георгиевна очень тяготилась и стремилась доказать, что она серьезная драматическая актриса. К славе же она относилась снисходительно.
Порой спрашивали её, над чем, вы сейчас работаете, преимущественно над собой, отвечала она, хитро улыбаясь, а в каком смысле, да симулирую здоровье.
Однажды польстившись на аванс 2000 рублей, Раневская три года писала книгу воспоминаний, с целью приобрести теплое пальто, так она сама говорила об этом. Было много такого страшного, чего нельзя забыть до смертного часа и о чем писать не хочется. А если не сказать всего, значит, не сказать ничего, потому и порвала книгу.
Любовь зрителей к ней была необыкновенной. Играя проститутку Зинку в “Патетической сонате” в Камерном театре собиралось много представительниц древнейшей профессии. Они по многу раз смотрели этот спектакль. Удивленному режиссеру Таирову они объясняли, что им есть чему поучиться у героини.
я бы хотела стать молью........
На небосклоне не хватает места, сейчас так много звезд, говорила на вечере в память о Раневской Юлия Рутберг и подаренный ей букет цветов не забрала с собой, а положила возле портрета Фаины.
Раневская никому не завидовала и искренне восхищалась успехом коллег: “Я бы хотела быть молью и жить в шкафу у Любы Орловой”, говорила она. Но порой ее отзывы бывали очень жесткими: “Теперь ясно, почему в Москве так плохо с домработницами. Они все работают актрисами в Театре им. Моссовета”.
Худрука этого театра, знаменитого Юрия Завадского, она называла лилипутом, вытянутым в длину. А однажды, когда они крепко поругались, он ее попросил вон со сцены, она в ответ ему заявила: “Вон из искусства!”.
Как вспоминала Элина Быстрицкая: «Мы с ней общались в жизни, но работать вместе, увы, не довелось», познакомились в Доме кино. «Мое место оказалось рядом с Фаиной Георгиевной. Она мельком посмотрела на меня и кому-то сказала: “Вот и героиня в “Белый лотос”.
Так молодую актрису Быстрицкую пригласили в Театр имени Пушкина играть в спектакле “Белый лотос”, а вскоре она отказалась от предложенной ей роли, так как ее утвердили на роль Аксиньи в “Тихом Доне”. А спустя несколько лет Быстрицкая со сцены извинилась за свой отказ перед Раневской.
Умерла Раневская через год после ухода из театра, причиной смерти стала пневмония, развившаяся на фоне инфаркта. Похоронили гениальную актрису на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. “Жизнь кончена, а я так и не узнала, что к чему” из разорванной книги воспоминаний Фаины Георгиевны Раневской.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.