Листая ленту соцсетей, то и дело видишь предложения пройти онлайн-курс, тренинг или марафон. Обучиться можно всему на свете: продвижению страницы в соцсетях, заработку на криптовалюте, найму сотрудников по психологическому портрету, поднятию самооценки и даже “взлому” своего мозга для изменения мышления.
За обучение просят от одной до нескольких десятков тысяч рублей.
В таком потоке предложений легко запутаться и вместо эксперта попасть к инфоцыгану (человеку, продающему онлайн-курсы, которые не несут ученикам никакой пользы).
Сегодня расскажем, как отличить полезный материал от “продажи воздуха”.
Откуда взялись инфоцыгане
Родиной инфобизнеса считаются США - там в 20-30-х годах XX века появились первые книги о достижении успеха.
Тогда Штаты переживали Великую Депрессию, и многим хотелось вырваться из бедности и приобщиться к высшим кругам.
В те годы набрали популярность книги Дейла Карнеги, Наполеона Хилла и других. Авторы обещали научить бедных людей зарабатывать большие деньги.
В России онлайн-обучение стало особенно популярным в пандемию коронавируса, когда граждане были вынуждены оставаться дома, а сотрудники ряда сфер теряли работу.
К тому же для нашего менталитета характерно стремление получать много денег и мало трудиться.
Инфоцыгане привлекают последователей перспективой отдыха на островах и пассивного заработка, регулярно публикуя на своих страничках тематические посты и фото. Выражение “учит тот, кто сам ничего не умеет” - как раз про таких наставников.
Давайте сравним, какие черты и поведение выдают инфоцыгана, а какие присущи настоящему эксперту:
- Инфоцыган: не имеет профессионального образования. Если автор обучающей программы популярен в соцсетях, то это еще не значит, что он обладает знаниями и опытом, которые обещает передать подписчикам.
Найдите в интернете как можно больше сведений об авторе курса и его образовании. Если он собирается обучать инвестированию, но при этом даже не окончил вуз, это повод задуматься - откуда у него такие знания. Еще один тревожный признак - непрерывное расхваливание самого себя без подтверждения слов фактами.
Эксперт: может подтвердить квалификацию дипломами и опытом. Специалиста можно также отличить по регулярному участию в научных конференциях или статьям о нем в СМИ с хорошей репутацией, а не в “желтой прессе”.
2. Инфоцыган: строит курс без четкой методики.
Из содержания его инфопродукта непонятно, как достигается цель обучения.
Инфоцыгане стремятся заманить людей громкими обещаниями. Все сводится к фразам вроде: “Я смог, и вы сможете”, “Я научу вас зарабатывать миллионы”, “После марафона ваша жизнь кардинально изменится” и подобным.
Эксперт: приветствует системный подход к обучению и предлагает вам заранее ознакомиться с программой курса. Не обещает “волшебную таблетку” и гарантированный результат, а только передачу необходимых навыков для его достижения.
3. Инфоцыган: создает информационный шум и агрессивно пиарит свои программы. Псевдоэксперты заявляют о себе “из каждого утюга” - участвуют в разных шоу, разжигают споры, пишут десятки фальшивых отзывов о своей работе, параллельно рекламируя свои курсы.
Расчет на то, что вы подумаете: “Раз о нем столько говорят, значит он может чему-то научить”.
Страницы и блоги инфоцыган также наполнены рекламой обучения и громкими призывами. Подписчиков пытаются вывести на эмоции фразами в духе: “Почему ты живешь от зарплаты до зарплаты?”, “Почему у тебя нет карьеры мечты?” и подобными.
При этом четких ответов вы не получите ни на странице блогера, ни в ходе его "интенсивов".
Эксперт: готов делиться реальным опытом даже бесплатно, иногда делает скидки на курсы, но без агрессивного пиара.
Итак, вот основные черты типичного “инфоцыганского” курса:
- Группу или блог создали недавно, и вся информация в нем только про инфопродукты. Либо наоборот: старые посты не связаны с курсами.
- Под постами сотни лайков и хвалебных отзывов. Многие комментаторы не относятся к целевой аудитории курсов. Так выглядит искусственная накрутка активности в паблике для создания иллюзии востребованности.
- Объявления о продаже курса с большой скидкой “только сегодня”, призывы “успеть купить, потому что мест почти не осталось”. Скидки на обучение делают и настоящие эксперты, но без навязчивой рекламы.
- Отрицательные мнения об учебе быстро удаляются, а авторов таких комментариев блокируют.
- Посты содержат мало полезной информации и много эмоций.
- Автор курса не может подтвердить свой профессиональный опыт, не способен ответить на простые вопросы по теме своей “экспертности”.
- Пропаганда “антиработы”. Наставник внушает ученикам, что они смогут быстро и без труда заработать миллионы.
- Вас обучают чему-то абстрактному. Результат завершения такой учебной программы сложно измерить. Типичные примеры: “Марафон исполнения желаний”, “Мышление миллионера”, “Пробуждение внутренней богини”.
- “Успешный предприниматель” целыми днями сидит в соцсетях, записывая сторис и гайды. У настоящего предпринимателя на круглосуточное пропадание в соцсетях нет времени.
Сейчас кризисное время для россиян. Многие теряют доход частично или полностью и ухватываются за любую, даже призрачную, надежду обрести достаток. Конечно, этим пользуются инфобизнесмены разных мастей.
Перед покупкой марафона, гайда или другого инфопродукта узнайте как можно больше об авторе и содержании обучения. Не ждите, что курс избавит вас от всех проблем и сделает гуру в какой-то области: вы получите знания, но применять их и развивать придется самостоятельно.