Найти тему

Когда знание - не сила: учимся отличать реальных экспертов от инфоцыган

Листая ленту соцсетей, то и дело видишь предложения пройти онлайн-курс, тренинг или марафон. Обучиться можно всему на свете: продвижению страницы в соцсетях, заработку на криптовалюте, найму сотрудников по психологическому портрету, поднятию самооценки и даже “взлому” своего мозга для изменения мышления.

За обучение просят от одной до нескольких десятков тысяч рублей.

В таком потоке предложений легко запутаться и вместо эксперта попасть к инфоцыгану (человеку, продающему онлайн-курсы, которые не несут ученикам никакой пользы).

Сегодня расскажем, как отличить полезный материал от “продажи воздуха”.

Откуда взялись инфоцыгане

Родиной инфобизнеса считаются США - там в 20-30-х годах XX века появились первые книги о достижении успеха.

Тогда Штаты переживали Великую Депрессию, и многим хотелось вырваться из бедности и приобщиться к высшим кругам.

В те годы набрали популярность книги Дейла Карнеги, Наполеона Хилла и других. Авторы обещали научить бедных людей зарабатывать большие деньги.

В России онлайн-обучение стало особенно популярным в пандемию коронавируса, когда граждане были вынуждены оставаться дома, а сотрудники ряда сфер теряли работу.

К тому же для нашего менталитета характерно стремление получать много денег и мало трудиться.

Инфоцыгане привлекают последователей перспективой отдыха на островах и пассивного заработка, регулярно публикуя на своих страничках тематические посты и фото. Выражение “учит тот, кто сам ничего не умеет” - как раз про таких наставников.

Давайте сравним, какие черты и поведение выдают инфоцыгана, а какие присущи настоящему эксперту:

  1. Инфоцыган: не имеет профессионального образования. Если автор обучающей программы популярен в соцсетях, то это еще не значит, что он обладает знаниями и опытом, которые обещает передать подписчикам.

Найдите в интернете как можно больше сведений об авторе курса и его образовании. Если он собирается обучать инвестированию, но при этом даже не окончил вуз, это повод задуматься - откуда у него такие знания. Еще один тревожный признак - непрерывное расхваливание самого себя без подтверждения слов фактами.

Эксперт: может подтвердить квалификацию дипломами и опытом. Специалиста можно также отличить по регулярному участию в научных конференциях или статьям о нем в СМИ с хорошей репутацией, а не в “желтой прессе”.

2. Инфоцыган: строит курс без четкой методики.

Из содержания его инфопродукта непонятно, как достигается цель обучения.

Инфоцыгане стремятся заманить людей громкими обещаниями. Все сводится к фразам вроде: “Я смог, и вы сможете”, “Я научу вас зарабатывать миллионы”, “После марафона ваша жизнь кардинально изменится” и подобным.

Эксперт: приветствует системный подход к обучению и предлагает вам заранее ознакомиться с программой курса. Не обещает “волшебную таблетку” и гарантированный результат, а только передачу необходимых навыков для его достижения.

3. Инфоцыган: создает информационный шум и агрессивно пиарит свои программы. Псевдоэксперты заявляют о себе “из каждого утюга” - участвуют в разных шоу, разжигают споры, пишут десятки фальшивых отзывов о своей работе, параллельно рекламируя свои курсы.

Расчет на то, что вы подумаете: “Раз о нем столько говорят, значит он может чему-то научить”.

Страницы и блоги инфоцыган также наполнены рекламой обучения и громкими призывами. Подписчиков пытаются вывести на эмоции фразами в духе: “Почему ты живешь от зарплаты до зарплаты?”, “Почему у тебя нет карьеры мечты?” и подобными.

При этом четких ответов вы не получите ни на странице блогера, ни в ходе его "интенсивов".

Эксперт: готов делиться реальным опытом даже бесплатно, иногда делает скидки на курсы, но без агрессивного пиара.

Итак, вот основные черты типичного “инфоцыганского” курса:

  1. Группу или блог создали недавно, и вся информация в нем только про инфопродукты. Либо наоборот: старые посты не связаны с курсами.
  2. Под постами сотни лайков и хвалебных отзывов. Многие комментаторы не относятся к целевой аудитории курсов. Так выглядит искусственная накрутка активности в паблике для создания иллюзии востребованности.
  3. Объявления о продаже курса с большой скидкой “только сегодня”, призывы “успеть купить, потому что мест почти не осталось”. Скидки на обучение делают и настоящие эксперты, но без навязчивой рекламы.
  4. Отрицательные мнения об учебе быстро удаляются, а авторов таких комментариев блокируют.
  5. Посты содержат мало полезной информации и много эмоций.
  6. Автор курса не может подтвердить свой профессиональный опыт, не способен ответить на простые вопросы по теме своей “экспертности”.
  7. Пропаганда “антиработы”. Наставник внушает ученикам, что они смогут быстро и без труда заработать миллионы.
  8. Вас обучают чему-то абстрактному. Результат завершения такой учебной программы сложно измерить. Типичные примеры: “Марафон исполнения желаний”, “Мышление миллионера”, “Пробуждение внутренней богини”.
  9. “Успешный предприниматель” целыми днями сидит в соцсетях, записывая сторис и гайды. У настоящего предпринимателя на круглосуточное пропадание в соцсетях нет времени.

Сейчас кризисное время для россиян. Многие теряют доход частично или полностью и ухватываются за любую, даже призрачную, надежду обрести достаток. Конечно, этим пользуются инфобизнесмены разных мастей.

Перед покупкой марафона, гайда или другого инфопродукта узнайте как можно больше об авторе и содержании обучения. Не ждите, что курс избавит вас от всех проблем и сделает гуру в какой-то области: вы получите знания, но применять их и развивать придется самостоятельно.