Найти тему

Экзамен - это весело! Весь вопрос - кому...

Добрый день, меня зовут Устинова Наталья Николаевна, я преподаватель (доцент) и по совместительству заместитель руководителя технопарка универсальных педагогических компетенций Шадринского государственного педагогического университета. Я работаю в ШГПУ уже 23 года. Очень не люблю экзамены, зачеты и прочие контрольно-оценочные мероприятия, которые являются неотъемлемой частью процесса подготовки любого специалиста, в том числе и будущего учителя (в моем случае - информатики, математики и физики).

Кадр из известного фильма, очень показательный!
Кадр из известного фильма, очень показательный!

Сегодня я хочу открыть рубрику "МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЭКЗАМЕН", которая на мой взгляд будет интересна не только моим студентам, у которых через неделю коллоквиум, а через пару месяцев экзамен, но и другим преподавателям, которые хотят что-то изменить, но никак не решаются. Очень давно я использую различные нестандартные формы проведения экзаменов, зачетов, коллоквиумов, контрольных срезов и т.п. Мне кажется, что мало просто выучить текст, написанный заранее на лекциях, более того, для будущих учителей - это, на мой взгляд, вредно! Необходимо понять, провести через себя, все осмыслить и выйти на уровень "ЭТО МОЕ МНЕНИЕ!". Коммуникация и рефлексия - вот два момента, которые западают часто у студентов. Я предлагаю положить именно их в основу, когда студенты будут проходить контрольные отсечки.

Экзамены, зачеты, коллоквиумы - это всегда огромный стресс. Для кого? Казалось бы, ответ очевиден, для студентов, конечно! Но не все так просто, контрольные срезы - это стресс и для преподавателя.

Казалось бы, выдал билеты, ходи, следи, чтобы не списывали, потом сиди и слушай, делай умный вид, задавай вопросы, держи в напряжении студента по поводу его отметки, потом со вздохом бери зачетную книжку, выставляй отметку, закрывай ее (это обязательно (!), так мы, преподаватели, делаем почти всегда, чтобы чуток продлить агонию студента, его состояние неопределенности, ну и чтобы потом улыбнуться, увидев счастье в глазах студента, при хорошем раскладе, плохой писать не буду...). Все, экзамен окончен, можно идти сдавать ведомость!

На деле все иначе, хоть студенты и не осознают этого! Бедный преподаватель целый семестр пытался вбить в головы студентов знания, отработать умения по своей дисциплине. Часто это очень даже эффективно, студенты на занятия ходят, "домашку" готовят, на занятии "лес рук", только успевай спрашивать. Ах, как нам нравится так работать! Но ведь бывает и иначе: приходишь на занятие сидит 5 человек. Ты лекцию прочитаешь, вроде все разберете, все отлично. Через пару дней в этой же группе следующая пара, приходишь, а там...ТААААДААААМ - другие 5 человек! Что с ними делать? Продолжать уже разобранную тему? Не вариант, эти у тех даже не поинтересовались, что изучали на прошлом занятии. Тупик! Опять прошлую лекцию читать? Так времени впритык! Работаем по жесткому календарно-тематическому плану. Вот и получается, что обзорненько, быстренько, коротенечко начитываешь прошлую лекцию и бежишь дальше. Но ТЕ, которые были ТОГДА, но НЕ пришли сегодня, не будут знать ЭТО! Тупик!

А бывает зачастую и так ТЕЛО попросту до занятия не дошло, увы... НИ РАЗУ за семестр! Студенты сейчас пошли такие занятые, один работает, второй всю ночь гулял, как встать к первой паре, третий домой уехал, четвертый... продолжать можно бесконечно, но сейчас не об этом...

И что получается в итоге? Преподаватель вкалывал, вкладывал душу, деньги свои отработал. Вроде как с его стороны все отлично! Но! СПРОС С ПРЕПОДАВАТЕЛЯ! Мы по сути, выставляя студентам пресловутую двойку, ставим ее и себе тоже. Что же делать? Как быть? ВОПРОС!

Но это еще не все! Сидит перед тобой студент, читает с листа. Я слушаю и понимаю: списал, не понимает, сокращенные при написании лекции или шпоры слова так и читает. Было у меня такое чудо. Сократил в лекции "Ест." а дальше слово было непонятно написано, а дальше слова понятные - "знаки" и "основной". Вот и вещает мне это чудо: "Если ест знаки, то основной". А речь шла про формальные и естественные языки! Вот как это оценить? Списал, не понимает. Что с ним делать? Конечно, вопросы задавать! Какие? ВОООТ! Если там знаки ест или не ест, то какие надо задавать вопросы, чтобы либо понимание пришло и память всколохнулась, либо ответил интуитивно правильно? Ну конечно, вопросы, которые начинаются с "не кажется ли вам, что..." а далее правильный ответ. Или: "Как вы считаете, ... (подразумевается, что вместо точек звучит истинное предложение-утверждение", которое в конце отрицается с частицей или - "... или нет", а зачастую просто далее звучит полный бред, который даже не сведущему кажется бредом).

Вот сидит бедный, несчастный, замученный преподом студент, а перед ним столь же замученный преподаватель с дилеммой в голове: тянуть это чудо на тройку или таки поставить двойку и через некоторое время встречаться с ним вновь и вновь обдумывать тот же вопрос: три или два?!

А бывает и так, девочка приходит в полной боевой раскраске, тушь, тональный крем, тени... и начинает плакать после того, как: а) взяла билет; б) прошел час, а голова стерильна; в) преподаватель (гад) "валит"; г) отметка не та.... Что делать? Ну красота была! Личико - картинка, а потом - красный нос, черные разводы от туши, красная помада размазана в процессе вытирания слез платком по всему лицу. Страшно, жалко. Что делать бедному преподавателю? Ладно я - женщина, мне проще, а преподавателям мужчинам каково?

Изображение с сайта https://www.babyblog.ru/user/ole4kaaa
Изображение с сайта https://www.babyblog.ru/user/ole4kaaa

Одним словом, трудно нам на экзаменах! Не легче чем студентам, точно!

А я люблю позитив! Люблю, когда студенты улыбаются, люблю это молодежное слово "ДВИЖ", комфортную среду хочу создать ВСЕМ (!), поэтому и придумываю постоянно что-то новое на экзамен, коллоквиум, зачет, контрольный срез...

Сегодня я расскажу ПРАВИЛА ИГРЫ, которые действовали на экзамене, у студентов-заочников. А далее буду рассказывать о других форматах моих контрольно-оценочных мероприятий.

Поехали: правила игры под названием «экзамен по ТМОИ» (теория и методика обучения информатике).

Далее то, что увидели НОЧЬЮ перед экзаменом мои студенты на моей странице в ВК (к слову сказать, они знали, что я выложу правила заранее и ждали их):

0:51

Экзамен - это весело!

Итак, уважаемые студенты 5 курса заочного отделения, готовы к экзамену? Все вопросы разобрали? А все ли понятно? А хотите узнать правила игры под названием «экзамен по ТМОИ»? Понятно, что не готовы, еще целая ночь впереди, но ясно, что хотите узнать, как же будете сдавать экзамен…

Начинаем!

1. Вы должны четко понимать, что «один в поле - воин» – это про меня на экзамене, а вы по одиночке скорее всего сдадите экзамен хуже, чем если объединитесь в группы, а там, глядишь и получите свои заветные пять баллов… Пока это только мечты, но групповой работе БЫТЬ! 4-5 человек.

2. Каждый студент берет билет, однако не факт, что это именно его билет!

3. Члены группы знакомятся с билетами и КАЖДЫЙ на листе ранжирует ВСЕ номера в порядке убывания собственного желания отвечать на вопрос конкретного билета. Например, в группе билеты 1,2,3,4,5. Каждый ранжирует и получается примерно так:

Иванов Петров Сидоров Кошкин Ложкин

1,3,2,4,5 2,3,4,1,5 4,5,1,2,3 3,4,5,1,2 5,1,2,3,4

При подобном раскладе все понятно, Иванов знает отлично 1 билет, Петров 2, Сидоров 4 и т.д. Если не все так просто, группа коллегиально решает, кто и какой билет рассказывает, чтобы без потерь и максимально не обидно (озвучивать желаемые отметки МНЕ не нужно! Если есть такое желание, то только группе!).

4. Каждая группа получает еще два набора карточек ролями, причем каждый должен будет извлечь свою роль для каждого билета группы (кроме своего)!

Роли, их краткая характеристика, функции каждой роли при ответе на вопрос билета, мои комментарии, рекомендации:

Историк

Знает исторические сведения, которые касаются любого вопроса ТиМОиВ (информатика), находит исторический контекст даже там, где его найти трудно

Дополнение ответа

Хотите - верьте, хотите – нет, но если сомневаетесь, обоснуйте!

Технарь

Знает контент (теоретический и практический материал) школьного курса информатики, находит место данным вопросам в каждом билете

Дополнение ответа

Хотите - верьте, хотите – нет, но если сомневаетесь, обоснуйте!

Незнайка

Не знает ничего, абсолютно все путает, перевирает, ему верить нельзя, нужно искать ошибки, которые он старательно маскирует уверенной и убедительной речью, жестами, мимикой.

Дополнение ответа, вопросы, комментарии.

Не особо воспитанный, может творить, что захочет, может задавать вопросы, а может ответ дополнять. Точно хотите верить? Я бы не стала! Но перебивать НЕЛЬЗЯ, у нас свобода слова (!), подправлять максимально корректно, чтобы не обидеть и не ранить.

Мечтательокрасномдипломе

Знает все. Очень хочет показать, что знает ВСЕ! Поэтому постоянно дополняет, комментирует ответ.

Дополнение ответа, вопросы, комментарии.

Очень хорошо воспитан. Доверяй, но проверяй и максимально корректно исправляй, если найдешь, что именно!

Что?Где?Когдист

Эрудирован. Очень любит задавать каверзные вопросы, обожает сам на них и отвечать, после того, как убедится, что никто на него ответить не может.

Постановка вопросов после ответа.

Очень хитро устроен, вопросы всегда с заковыркой, требуют внимания, эрудиции и, несомненно, знаний и опыта.

Документовед

Знает все нормативные документы, найдет в каждом вопросе (или притянет за уши, как в том анекдоте про блох) место разным документам, которые регламентируют деятельность учителя, помогают ему или просто облегчают его труд.

Дополнение ответа, вопросы, комментарии.

Знает о документообороте школы все. Верю-не верю, ваше дело! А я смотрю и слушаю вас внимательно!

Потерпевший

Тот, кто в данный момент читает весь этот бред. Или студент, который вынужден отвечать вопрос билета, который ему достался.

Отвечает на вопрос билета у доски, параллельно делая пометки, рисуя интеллект-карту (без опоры на ту, что была сделана ранее (!) или используя прием «скрайбинг» (яндекс-поисковик в помощь!); отвечает на вопросы, которые ему задают, дополнения, комментарии; исправляет ошибки всех этих «умников» или соглашается со своими очень умными коллегами.

Слушает вопросы, максимально сдерживает себя, чтобы в этом хаосе ролей остаться потерпевшим, а не историком, документоведом или (не приведи Господи) Незнайкой!

Потусторонний

ЭТО Я!

5. Чтобы другим командам было не скучно в этот момент, они, ожидая своей очереди для встречи с потусторонним, играют другие роли, придумывая по ходу работы чужой группы практический кейс на любой вопрос группы.

Роли:

Учитель (то, что есть у него в голове трудно назвать знаниями, он читает и воспроизводит информацию, которую все остальные должны запомнить).

Наставник (наставляет на путь, создает такие ситуации, которые помогут решить проблему).

Преподаватель (преподает незабываемый урок, дает опыт, не всегда очевидный, создает условия при которых обучаемый сам находит ситуацию неопределенности и выход из нее).

Инноватор (ищет новые пути и способы достижения цели, придумывает новые и комбинирует старые).

Экспериментатор (ставит фантастические цели, выдвигает гипотезы, которые надо доказать или опровергнуть).

6. Группа изначально выбирает себе пару (именно поэтому количество групп строго четное!), ту группу, которой хотите подгадить, ну или наоборот вытащить из болота своим кейсом.

7. Группа-оппонент знакомится с вопросами дружественной (или не очень, как повезет) группы-пропонента (яндекс-поисковик в помощь, если не знаете, что это такое) и выбирает один вопрос, по мотивам которого будет придуман кейс (яндекс-поисковик в помощь, если не знаете, что это такое). Обязательные компоненты кейса: ситуация, условия, вопрос методического характера, на который нужен развернутый и аргументированный ответ, демонстрирующий кроме знания фактического материала еще что-то другое (смотрите роль, которая досталась вам).

8. Группа-оппонент должна выдать кейс после того, как ответит последний член группы-пропонента. Решать кейс группа-пропонент будет после того, как начнет выступление следующая группа (обязательное условие данная группа не является оппонентом у выступающей за ней, иначе кейс придется отложить).

9. Готовое решение нужно будет защищать. В том же порядке, в каком выступали группы.

10. После всего это лицедейства нужно устроить еще одно: вы будете обсуждать свои отметки, оценивая вклад каждого в общее дело!

11. Помните, потусторонний не дремлет! Последнее слово за ним!

Кстати, на экзамене было весело! Мне - точно! И сдали экзамен все на "хорошо" и "отлично"!

А вот что я придумаю через неделю на коллоквиум и через пару месяцев на два экзамена... пока сама не в курсе. Но обязательно с вами поделюсь!

Дорогие подписчики, добро пожаловать на канал Яндекс.Дзен технопарка УПК Шадринского государственного педагогического университета. У нас много интересного!

Материалы подготовлены Устиновой Н.Н., заместителем руководителя технопарка универсальных педагогических компетенций ШГПУ.

Вопросы по организации экскурсий в технопарк можно задать в комментариях или в группе ВК по ссылке https://vk.com/technoshgpu

Подписывайтесь на наш канал, здесь много интересного!