Найти тему

От Холмогор до Колы тридцать три Николы: погост в Лявле

Оглавление

Местечко Лявля в Архангельской области. На первый взгляд кажется, что забыто Богом и людьми, но нет – на небольшом пригорке стоят церкви: деревянная шатровая Никольская (1584) и каменная Успенская (1805). Обжитые, ухоженные. Между ними – полсотни метров и 200 лет.

-2

Если вы не оценили сходу – деревянная церквушка 1584 года постройки. И стоит на своем историческом месте никуда не передвинутая, ни в какой музей не перенесенная. Церквушку старше, ту, что помнит еще Ивана Грозного и Патриарха Никона и при этом также стоящую на своем историческом месте, мы видели разве что в Родионово в Подпорожском районе Ленинградской области.

До Лявли добраться легко. От Архангельска по трассе всего 30-40 километров. По той же дороге до Лявли стоят обфотографированные со всех сторон «Малые Корелы». Музей деревянного зодчества, куда свезены деревянные церкви, дома, ограды, часовенки для изучения и сохранения со всей округи. Их перебрали до бревнышка, разобрали, отреставрировали и собрали уже на территории музея, расположив в новом ландшафте согласно планам музейной экспозиции. Музей воистину огромен и интересен, в нем можно «зависнуть» на целый день, но с подлинной стариной – с Лявлей – не сравнится. Здесь все по-настоящему.

Впрочем, точная дата постройки церкви в документах не найдена. Одни историки датируют ее 1581 годом, другие 1590-м. В последнее время так и пишут «церковь построена в 1581-1590 годы» На охранной музейной табличке висит 1584-й.

-3

Но самое главное то, что место это для церкви родное. Как поставили ее здесь более 400 лет назад, так и стоит. Предание гласит: сам царь Петр, когда в 1693 году из Холмогор в Архангельск плыл, на этом берегу ее видел.

До Лявли добираются немногие. А зря! «Малые Корелы» от Северной Двины далеко, а Лявля видна с берега. И берег здесь красивый. Места эти были обжиты еще новгородцами. Старинных домов в округе нет, вроде и смотреть не на что, если бы не Никольская церковь. Ее величественный шатровый силуэт над простором реки, словно маяк. Подобные храмы издавна ставили на высоких, хорошо обозримых местах. Но Никольская церковь настолько органично сливается со здешними видами! Даже несмотря на то, что в современном пейзаже на горизонте дымят заводы Новодвинска, промышленного пригорода Архангельска.

-4

Никола Чудотворец, покровитель всех путешествующих, самым почитаемым на Севере святым был. Особенно у моряков, рыбаков, зверобоев. Те, уходя в море, знали – если совсем худо придется, одна надежда останется – на Николу. Большинство церквей, поставленных на берегах Двины, да на берегах Белого моря, называли Никольскими. В старину так и говорили: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы».

В далекие времена освоения северных территорий храмы-башни по берегам рек обозначали еще и христианские поселения, а не только служили маяками. Сложившийся в древности тип шатрового храма, рубленного «кругло», восьмериком от основания, был широко распространен на Русском Севере вплоть до конца XVIII века. На сегодняшний день осталось только три храма этого типа. Самый ранний из них – в Лявле. Специалисты говорят, не вызывает сомнения, что первые храмы Архангельска, основанного в те же годы, выглядели так же.

-5

Сейчас церковь-восьмерик на Севере редко, где увидишь. С запада и востока два прируба с «бочками», да мощный шатер с небольшой главкой – вот и вся архитектура. Просто и душевно.

Про монастырь

Никольская церковь была построена на этом пригорке не сама по себе, а в Лявленском Богородицком монастыре на месте своей предшественницы и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Сруб впечатляет. Толщина некоторых бревен до полуметра. Высота превышала сорок метров. По оценке специалистов. Сейчас церковь словно ушла в землю. С трех сторон ее опоясывала паперть с крыльцами. Это была летняя церковь. Помимо нее ансамбль обители включал зимнюю церковь с трапезной, посвященную Николаю Чудотворцу. Да, да, именно та, утраченная изначально была Никольской.

В российской традиции церкви возводились по две – на зиму и на лето. Холодную летнюю церковь (без отопления, зато с ценными иконами и росписью) осенью запирали на замок и до весны оставляли в покое. Сейчас бы сказали: обеспечивали температурно-влажностный режим. Тогда, наверное, просто замечали по опыту, что, если жечь свечи и лампады ходить туда-сюда, открывая двери, впуская холодный воздух, непременно заведется сырость и грибок. А в теплой зимней церкви, обычно небольшого размера, фресок и росписи, как правило, не было, зато были печка и сени.

А вблизи от уцелевшей Лявлинской красавицы некогда располагалась еще и колокольня, завершавшаяся, как и оба храма, шатром.

Основали Богородицкий монастырь в последней трети XIV века предки крестьян Княжестровской волости на речке Лявле «всем миром». Об этом свидетельствуют древние грамоты. Здесь, в устье Северной Двины, пересекались владельческие интересы Новгорода Великого, московских и ростовских великих князей. О богатстве и влиятельности небольшой двинской обители говорят описи церковного имущества, изобилующие перечислением драгоценных окладов, риз, книг, служебной посуды и убранства.

-6

На всякий случай: все эти сведения почерпнули из музея «Малые Корелы», куда «приписана» церковь в статусе филиала. Немного истории.

В 1339–1340 годах по заказу великого князя московского Ивана Калиты было написано и выслано «на Двину к святей Богородици» лицевое пергаменное Евангелие, украшенное заставками и миниатюрами. Исследователи доказали, что книга предназначалась Лявленскому монастырю. Эта ценнейшая московская рукописная книга сейчас хранится в Библиотеке Академии наук России.
Но уже в 1633 году Богородицкая обитель была приписана к крупному Антониево-Сийскому монастырю и потеряла самостоятельность. В 1764 году Лявленская пустынь была и вовсе упразднена, а ее храмы получили статус приходских. С тех пор уцелел только один.
С 1805 по 1845 год богослужения в Никольском храме не совершались из-за ветхости здания.
-7

В сороковых годах XIX века во время капитального ремонта, осуществленного, кстати, на средства архангельского военного губернатора маркиза Александра де Траверсе, древнюю Успенскую церковь пришлось опустить на несколько сгнивших венцов и разобрать ветхую круговую паперть с крыльцами. Наружные стены храма обшили для сохранности тесом и покрасили. После ремонта, обновленную Успенскую церковь переименовали и посвятили Николаю Чудотворцу, так как в приходе к тому времени уже имелась каменная Успенская церковь, построенная в 1804 году на средства архангельского купца Андрея Харитонова и его матери.

Трудно сказать, достояла бы Никольская церковь до наших дней, если бы в середине XIX века ее основательно не подновили.

Конечно, современный облик церкви далек от первоначального. Она стала ниже, погрузнела, поменяла обшивку. Уже в ХХ веке было утрачено, а затем воссоздано лемеховое покрытие шатра и главки. Сейчас на храме установлена рубленая глава XVI века, снятая реставраторами в 1967 году. Увы, не сохранилось ничего и из убранства интерьера.

-8

После войны в Лявле воинская часть стояла, в церкви клуб устроили. В начале 1970-х взялись за реставрацию: шатер и «бочки» снова лемехом покрыли, но на то, чтобы нижние венцы подвести, и галерею заново сделать, денег не хватило.

И внутрь сейчас хода нет, все закрыто. Даже забор стоит. Может, и к лучшему. Зато сохранился родник и подход к нему.

-9

Успенской каменной церкви повезло больше, она недавно восстановлена. Внутри скромное убранство, но очень светлая атмосфера.

Про деревню Лявля

По сути название Лявля – это целый «куст» деревень на правом берегу Северной Двины, сюда входят Ершовка, Хорьково, Новинки, Зачапино, Бор.

Из ревизской сказки 1782 года: «Деревня Усть-Лявля располагалась в устье реки Лявля на нижнем (правом) берегу. Течение Северной Двины смыло берег, и жители к оному году покинули деревню».

Условной преемницей Лявли стала Ершовка. В XIX веке именно она стала административным, культурным и торговым центром окрестностей. Неофициально люди продолжали ее называть Лявлей. Да и называют порой до сих пор. Ведь Лявля – это понятно, там церковь стоит. А в начале девяностых в Ершовке возродилась обитель – Иоанно-Богословский женский монастырь. Но жизнь в самой деревне стала постепенно угасать еще в середине ХХ века, все в город подались. И значение центра округи передалось Хорьково, где расположился госплемзавод «Архангельский».

Малые Карелы

Из окна автомобиля, двигаясь на обратном пути из Лявли, увидели древнейшую деревянную колокольню в России.

Она стоит на территории музея деревянного зодчества. Колокольня церкви Николая Чудотворца перенесена сюда из села Кулига-Дракованово Красноборского района Архангельской области. Время постройки, согласно Соборам.ру, между приблизительно 1580 и приблизительно 1620 годами. Так и написано. На официальном сайте музея «Малые Корелы» этот памятник деревянного зодчества назван не только самым «старшим» из расположенных на территории музея, но и древнейшим из сохранившихся деревянных колоколен в России. Колоколенка с чертами древних шатровых построек.

И сразу предупредим хейтеров: поселение называется Малые Карелы (через А), музей - «Малые Корелы» (через О). При музее есть даже одноименная турбаза, так вот она тоже через А пишется, по названию топонима.

Красиво все-таки на Севере! По крайней мере если везёт с погодой... Оставайтесь с нами!

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас