Найти в Дзене
САД

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь.

Воображение, сливаясь с простотой и умом, рождает одни из самых блестящих произведений. Так произошло со спектаклем Александра Гребёнкина «Укрощение» в театре для детей и молодёжи. Давно известная комедия заиграла новыми яркими красками, когда к её реализации подошли креативно, с долей как детской азартности, так и взрослой самоиронии. Артисты не гнушаются смеяться над собой, а порой доходят и до откровенных, жестоких издевок над жанром, театром и зрителем. Однако происходящий фарс не воспринимается как преднамеренное оскорбление кого бы то ни было. Это очаровательная постановка, благодаря которой ты учишься видеть в смешном серьезное и в серьезном смешное.

Я люблю «Укрощение» за постоянное и удивительно разное развитие. Когда кажется, что уже забавнее быть не может, выходит Фёдор Бодянский в образе Слуги и переворачивает твои представления. Хоть я была трижды на этом спектакле, я никогда не могла предугадать, что же вытворят актёры сегодня - то вдруг начнут есть на сцене, то изображать Майкла Джексона, то коллективно петь, а то вдруг обращаться к друг другу по настоящим именам. Не возвышенная комедия в духе шестнадцатого века ожидает вас, а полностью адаптированная и понятная для любого современного человека версия.

Вас встретят и знакомые цитаты, сделавшие имя Шекспира бессмертным в веках, и хорошая музыка, и грамотно выстроенное повествование, не дающее слишком много смеяться, но и не перенапрягающее вас моралистическими нотациями. В целом, каждый может сделать свой вывод из истории – можете и согласиться с Катариной, и нет. Одна из последних фраз, которую проговаривает Слуга (на первый взгляд дурачок): «В конце вновь победило добро. Выходит, кто победил, тот и добрый?» вновь окрашена «серой» краской – понимайте так, как сами решите.

Я бы сказала, что спектакль многоуровневый, ведь под маской увлекательной, насыщенной событиями и героями комедией стоит хорошая история о гордыне и разросшемся самомнении. Ещё глубже лежит конфликт между мужчинами и женщинами. А, если попробовать залезть в самую суть происходящего, обнаружится проблема уподобления себя Богу, которым занимается большинство людей.

Ведь и спектакль начинается не с Петруччо и Катарины, а с Кристофера Слая – пьянчуги, которого разыграли, сказав, что он Лорд. Кристофер не просто поверил в это, но и начал вести себя соответствующе. Актёры потешаются вроде бы над ним – они разыгрывают комедию перед Слаем, а он спит. Но, быть может, это всё же копье в зрительскую сторону? Кристофер, искусно сделанное пугало, оживает на несколько минут, а после оказывается перемещенным со сцены на самое почетное место в зале, где справа и слева от него окажутся такие же зрители. Не укол ли это для каждого из нас? Не вопрос ли – а кто ты на самом деле? Точно ли Лорд?

Кристофер Слай оживает
Кристофер Слай оживает

Голос за кадром в начале и в конце спектакля рассуждает на схожие темы. Если в экспозиции он говорит о значении слова Лорд (Lord/lord – Бог/лорд с англ), о месте и роли Шекспира в создании великих пьес, будто бы приписанных ему не по праву, то в финале будет провозглашена идея о том, как мы меняем себя, когда представляемся теми, кем не являемся. «Мой друг, в любую маску слепо веря, под маскою своей ты кормишь зверя» - скажут нам, пожалуй, первое открытое наставление.

Способ обыгрывания «масок» самими артистами интересен тем, что в начале спектакля перед нами предстают абстрактные актёры, готовые исполнить что угодно – они все одеты в черно-желтые полосатые костюмы, словно пчёлы (которых постоянно в искусстве сравнивают с людьми), и носят одинаковые маски. Думаю, что имела место попытка обыграть комедию дель арте. До погружения в один определенный образ они находятся на сцене в масках. Выходит, что до разыгрывания заказанной пьесы были Актёры, великие, способные на всё, а выбранная комедия их ограничила.

И действительно, «Укрощение» сделано так, что в маски, в образы актёров ты веришь далеко не с самого начала. Лишь редкие (отчего они становятся на вес золота) моменты, например, взаимодействие Петруччо и Катарины, безоговорочно становятся словно настоящими. На фоне общего безумства молодожёны и их укрощение друг друга не только выделяются как нечто совершенно иное по настроению, посылу, но и рассматриваются зрителями по-другому.

Думаю, особую роль в разграничении комических и серьезных моментов играет музыка. Вероника Ладутько, исполняющая роль Вдовы, открывает спектакль песней «Come away with me» Norah Jones, в которой есть пара любопытных строк.

Come away where they can't tempt us

With their lies

Давай уедем туда, где они не смогут соблазнить нас

Своей ложью

Она обращается не только к нам, зрителям, но и к Кристоферу Слаю, изначально находящемуся на сцене. Мягкое, ненавязчивое погружение в нужную эмоцию происходит в спектакле именно благодаря музыке. Самые потрясающие «темы», конечно же, у Кэт и Петруччо – как в монологах, так и в диалогах мелодия часто сопровождает их, отражая глубокие, ещё неосознанные переживания героев.

В этой комедии поднимается тема гордости и гордыни. То, смиримся мы или продолжим прятаться за них, определяет нас. Когда Катарина, главная бунтарка с жалом в языке, становится мягче, забывает про свою саркастичность, у меня сердце замирает. Несоответствие между уже принятым образом девушки в наших головах и новой ею поражает. Развитие этого персонажа происходит постепенно, но ключевые точки просматриваются ясно. И заметно не только влияние Петруччо на неё, но и обратное – герой старается усмирять свой нрав по мере возможности. Может быть, эти превращения и есть последствия любви? Или любовь есть последствие личного роста, способности перебороть свои страсти и найти компромисс?

В постановке происходят несколько процессов: личностное развитие отдельных персонажей и параллельное распространение комического в истории и героях. Так Кэт вдруг начинает улыбаться и распевать похабные песенки вместе с мужем, а спорящие за Бьянку Транио, Гортензио и Гремио, сперва находившиеся на тропе войны, отказавшись от неё, начинают со смехом относиться к своим перипетиям.

Петруччо, Катарина и Винченцио распевают похабные песенки по пути в Падую
Петруччо, Катарина и Винченцио распевают похабные песенки по пути в Падую

Однако откуда изначально пришёл этот комизм? А именно Слуга в исполнении Фёдора Бодянского и принёс её. Любопытно, что он появляется на сцене без маски, но в специфичном костюме (Трибуле?), который сменит лишь во втором действии, чтобы притвориться поддельным отцом Люченцио. Именно Слуга раздаст папки с текстом актёрам и будет намеренно вытворять всё, что душе вздумается, лишь бы слиться с типичным образом дурачка. Однако он вовсе не таков, каким кажется. Порой самые важные, самые сложные мысли будет проговаривать Слуга – в качестве шутки или глупого вопроса от простачка. Уподоблен ли он Богу здесь? Каждый решит сам.

Фёдор Бодянский (Слуга/Шут)
Фёдор Бодянский (Слуга/Шут)

Без сомнения, хорошая работа Бодянского всё же не затмевает других артистов, хотя на то имеет все шансы. Первый показ, на котором я была, стал для меня самым родным и любимым, потому что дуэт Петруччо и Катарины оказался блестяще сыгран Евгением Белым и Елизаветой Епифановой. Я давно восхищаюсь этой прекрасной дамой, способной, кажется, на всё на свете. В «Укрощении» она полна такой страсти и силы, такой энергии и нужной Катарине гордости, что с первого до последнего слова всё внимание принадлежит ей. Нина Степанова, также исполняющая эту роль, создаёт немного другой, ещё более буйный нрав у Кэт. «Частица черта» в героине точно есть, и актрисы мастерски, по-разному проходят путь «перевоспитания», как сказал бы Петруччо.

Нина Степанова (Катарина), Евгений Белый (Петруччо)
Нина Степанова (Катарина), Евгений Белый (Петруччо)

Что касается самого Петруччо, то его исполняют также двое артистов – Евгений Белый и Сергей Синицын. Отказаться от грандиозного впечатления первого просмотра я не смогла и до сих пор восхищаюсь именно Белым. Он будто бы сошёл со страниц пьесы, но добавил в героя грусти и жажды почувствовать себя любимым. Какими бы странными ни были его способы общения с Катариной, Петруччо действительно заботился о ней и постепенно влюблялся.

Бьянка в исполнении Ольги Ткаченко и её женихи с каждым спектаклем «завоевывают» всё больше «экранного времени» и зрительской любви. Если раньше можно было бы на роль самого неискреннего персонажа выдвинуть именно Бьянку, то постепенно все герои начинают казаться до нелепости показушными. Женихи строят из себя супер-влюбленных, Бьянка - совершенство, Кэт - сварливое чудище, слуга Петруччо - глупца, а его хозяин жестокого собственника. Но есть ли в этом хоть доля правды?

Бьянка (Ольга Ткаченко)
Бьянка (Ольга Ткаченко)

Это уже тройная игра со зрителем. Актёр играет актёра, который играет персонажа, играющего кого-то обобщенного, чей-то собирательный образ.

Но маски окажутся сброшены на краткое время. В финале за сценой, когда мужья будут звать своих жен, чтобы проверить, какая из них самая послушная, последует монолог Катарины, в котором она наставляет женщин и жен. Интересно, что, если всё время спектакля костюмы героев были весьма условными, лишь обозначающими стиль или образ того времени, то жены в конце появляются в полноценных платьях шестнадцатого века. Словно те слова, что должна сказать Кэт, говорит не актриса, разыгрывающая комедию, а частичка прошлого.

Нина Степанова (Катарина), Евгений Белый (Петруччо)
Нина Степанова (Катарина), Евгений Белый (Петруччо)

Что можно вынести после спектакля? Не только море позитива и радости, но и осознание того, как важно не притворяться кем-то другим, не кормить зверя под маской, а попытаться найти себя настоящего.

Владимир Олейников (Транио), Фёдор Шишмарев (Люченцио)
Владимир Олейников (Транио), Фёдор Шишмарев (Люченцио)