Блогер Павел Пряников пишет:
«Китай при вхождении в другие страны применяет особый тип неоколониализма — он требует перехода территорий от государств-реципиентов в состав Китая (это касается приграничных с Китаем государств) или китайского суверенитета над территориями — зоной его инвестиций.
(Тоже писал ранее: "В 2011 году под юрисдикцию Китая перешли 1 тыc. 158 кв. км территорий Восточного Памира в Таджикистане. Всего же Китай претендует на 28 тыс. кв. км Таджикистана, или 20 % его территории, — он считает, что в 1884 году Россия обманула Китай, отняв по кабальному договору значительные территории в Центральной Азии.
Казахстан уже уступил Китаю 407 кв. км, а от Киргизии отошёл участок в 1250 кв. км. Ранее и Россия отдала Китаю территории по Амуру).
Вторая особенность китайского неоколониализма — тотальное коррумпирование властей стран-реципиентов, а также создание "прокитайского лобби" в стране, включая местные СМИ и лидеров общественного мнения.
Об этом пишет журнал МГИМО "Мировое и национальное хозяйство", № 4, 2021 — в статье доцента кафедры мировой экономики МГИМО МИД России Д. Калашникова:
"Китайская помощь в виде льготных кредитов и совместных проектов уже завела ряд стран-реципиентов в долговую кабалу. За долги приходится расплачиваться природными ресурсами, портами, инфраструктурой, иногда даже собственной территорией.
Еще одной проблемой считается сопровождающая китайскую помощь коррупция политиков стран-реципиентов. Пекин преимущественно заключает закулисные двусторонние сделки в области помощи развитию. Анализ данных о местах рождения 117 африканских лидеров и размещении 1650 проектов китайского СМР в Африке выявил, что большинство проектов реализовалось в регионах рождения политических лидеров в те годы, когда они находились у власти или перед выборами. Такой зависимости нет в помощи других стран. Местные политики в развивающихся странах зачастую скрывают от народа сам факт получения помощи от Китая, поэтому можно предположить, что, скрывая статистику, Китай "сохраняет лицо" национальных лидеров стран Юга в глазах избирателей и мирового сообщества, создает им репутацию успешных хозяйственников.
К началу 2020 г. Китай построил 62 порта и приобрел или взял в управление 54 порта за рубежом. Практически везде создаются Специальные экономические зоны (СЭЗ) и промышленные парки, т. е. Китай реализует экспортно-ориентированную модель «порт — парк — город». Созданные СЭЗ превратились в анклавы, связанные с экономикой доноров, а не с национальной экономикой"».