Найти тему
66.RU

Строй сам. Гоним этажи и карабкаемся на башенный кран

Фото: Игорь Черепанов для 66.ru
Фото: Игорь Черепанов для 66.ru

Продолжаем знакомить вас с интересными архивными публикациями 66.RU. Несколько лет назад мы колесили по екатеринбургским стройкам в поисках работы, чтобы пройти все этапы возведения дома. Эта статья о монолитных работах.

В разгар строительного сезона «этажи гонят» по всему городу.

Нам поучаствовать в заливке разрешили на стройплощадке жилого комплекса на пересечении улиц Краснолесья и Михеева.

Здесь возводят новую очередь на 12 этажей. Льют четвертый этаж будущего здания.
Здесь возводят новую очередь на 12 этажей. Льют четвертый этаж будущего здания.
Внизу рабочие цепляют на громоздкие цепи бадью. С ее помощью кран будет доставлять бетон от миксера на строящийся четвертый этаж — к опалубке.
Внизу рабочие цепляют на громоздкие цепи бадью. С ее помощью кран будет доставлять бетон от миксера на строящийся четвертый этаж — к опалубке.

Чтобы залить один этаж, поднять заполненную бадью надо больше сотни раз, рассказывает наш проводник — прораб Анатолий.

Анатолий Попов, прораб:

— Только у меня здесь работают 150 человек. По три этажа в месяц на четырех подъездах льем. Ниже работают каменщики. Мы им даем фору в два-три этажа. Еще отделочники и сантехники. Работа кипит, в общем.

Рядом строитель обрабатывает специальным раствором фанеру для опалубки.

Это делают затем, чтобы потом конструкция легче отходила от затвердевшего бетона, а стена получалась ровнее.
Это делают затем, чтобы потом конструкция легче отходила от затвердевшего бетона, а стена получалась ровнее.

Температура на улице чуть выше двадцати. Моросит мелкий, противный дождь. Для заливки — в самый раз, поясняет наш проводник.

Анатолий Попов:

— Когда жарко, нам приходится поливать бетон водой. Когда ливень — накрывать его полиэтиленом. В холод — нагревать. А вот сейчас ничего особенно не нужно. Тепло и влажно. То что надо. Опалубку снимаем, когда конструкция наберет 70% прочности. Это определяют специально обученные люди с приборами.

Карабкаемся по ступенькам наверх. На этаже уже стоят конструкции из арматуры.

-5

Их закроют опалубкой. Получится вот такое сооружение:

Все готово к заливке. На площадку вышли бетонщики. Ждут, когда кран подаст бадью.
Все готово к заливке. На площадку вышли бетонщики. Ждут, когда кран подаст бадью.

Я лезу на леса к трем строителям. «Здрасьте, меня Дима зовут», — ору я и протягиваю руку. Дружелюбные бетонщики здороваются и тоже представляются. Но я ровным счетом ничего не слышу из-за яростно жужжащего электрического вибратора (о нем — чуть ниже).

Подлетает бадья. С точностью до сантиметра крановщик умудряется подать ее к самой кромке опалубки. Бетонщики ее принимают. Начинается заливка.

Напор струи тяжелого бетона регулируют вентилем и градусом наклона самой бадьи. Снизу строители подают сигналы крановщику. Он помаленьку наклоняет бадью, чтобы бетон лился быстрее или, наоборот, медленнее. По ситуации.

Опустошенная бадья отлетает обратно к миксеру. Настает черед вибратора.

Внутри опалубка разбита на условные ячейки. В каждую из них жужжащий вибратор погружают по три-четыре раза. Он помогает ровно распределить слой бетона.

Ну все. Мастер-класс окончен. Моя очередь.
Ну все. Мастер-класс окончен. Моя очередь.

Принимаем новую порцию бетона.

Так же аккуратно регулировать поток у меня не очень выходит. Тугой вентиль поддается неохотно и со скрипом. Но, в принципе, нормально. Мимо ничего не летит.
Так же аккуратно регулировать поток у меня не очень выходит. Тугой вентиль поддается неохотно и со скрипом. Но, в принципе, нормально. Мимо ничего не летит.

Бадья пуста. Пора погружать в ячейки вибратор.

«До самого дна опускай!» — кричат бетонщики.
«До самого дна опускай!» — кричат бетонщики.

Работа тяжелая. Орущий и оголтело вибрирующий агрегат весит немало. Основная нагрузка ложится на спину. И уже через четыре ячейки поясница начинает заметно ныть, но через некоторое время привыкает и перестает подавать болевые сигналы.

Бетон равномерно растекся внутри опалубки. А на подлете снова замаячила полная бадья. Но снизу прораб Анатолий командует: «Ладно, слезай. Дальше пойдем». Бетонщики возражают: «Куда? Оставайся! Нам еще восемь этажей лить».

Но остаться не могу. Следующий пункт — башня крана высотой в 12 этажей. Пропустить такое нельзя.

О том, чтобы вскарабкаться на самую верхушку, мы очень долго договаривались с важными людьми. Проходили инструктаж по технике безопасности. Пока разрешают — надо лезть.
О том, чтобы вскарабкаться на самую верхушку, мы очень долго договаривались с важными людьми. Проходили инструктаж по технике безопасности. Пока разрешают — надо лезть.

— Высоты не боишься? Морской болезни нет? — перед самым восхождением спрашивает меня прораб.
— Не знаю, — честно отвечаю я.

Правда. Понятия не имею. Как-то не было возможности испытать себя на предмет боязни высоты. А причем тут морская болезнь, я вообще поначалу не понял.

К восхождению мы готовились. В редакции бережно хранится специальная камера, которую можно закрепить прямо на лбу и снимать весь процесс, что называется, от первого лица. Но в тот самый важный день наш автомобильный обозреватель Кирилл Зайцев забыл ее в машине. На Уралмаше. Еще раз спасибо тебе, Кирилл.

Уже к середине восхождения стало понятно, причем тут морская болезнь. Металлическая конструкция раскачивается из стороны в сторону с немалой амплитудой. И чем выше — тем сильнее кран «штормит».

-11

Зато особенной боязни высоты у меня не обнаружилось. Ближе к башне коленки, признаюсь, подрагивали. Но панического паралича не приключилось.

-12

Наверху меня уже ждал крановщик Сергей. По рации его предупредили, что в башню зачем-то лезет странный человек с глупыми вопросами.

Из башни бадья, которую я с полчаса назад принимал внизу, кажется совсем крошечной. Как ее можно доставлять до кромки опалубки, уму непостижимо. Впрочем, Сергей моего удивления не разделяет.
Из башни бадья, которую я с полчаса назад принимал внизу, кажется совсем крошечной. Как ее можно доставлять до кромки опалубки, уму непостижимо. Впрочем, Сергей моего удивления не разделяет.

Сергей, крановщик:

— А что тут сложного? Это как шофером работать: нужны только хорошее зрение и нормальная реакция. Научиться можно быстро. Я где-то год привыкал, работал плохо. А потом приноровился.

Краном управляют два джойстика. Один поднимает лебедку вверх и опускает вниз. Он же, по идее, отвечает за движение крана по рельсам. Но вот этот конкретно взятый кран стоит на фундаменте и никуда не движется (ему и не нужно — до любого уголка вверенной площадки он «дотягивается»). Второй джойстик поворачивает башню и перемещает лебедочную карету по стреле.

Здесь, на верхотуре, крановщик, как правило, проводит всю смену (8 часов). Спускаться вниз и подниматься вверх без особой надобности нецелесообразно. Потому обед — с собой. Внутри башни установлен небольшой телевизор (чтоб не скучать в отрыве от коллектива), а за сиденьем крановщика — три бутыли с водой.

Когда я еще только договаривался о восхождении на кран, как минимум трое моих знакомых требовали: «Обязательно спроси, куда он ходит в туалет?». Не знаю, почему людей так волнует этот вопрос, но я его задал. Ответ получил простой: «Видишь, в углу банка из-под кофе? Вот туда и хожу». Так исторически сложилось, объясняет Сергей. Туалетов в кранах не было никогда. Никто от этого особенно не страдал и не страдает.
Когда я еще только договаривался о восхождении на кран, как минимум трое моих знакомых требовали: «Обязательно спроси, куда он ходит в туалет?». Не знаю, почему людей так волнует этот вопрос, но я его задал. Ответ получил простой: «Видишь, в углу банка из-под кофе? Вот туда и хожу». Так исторически сложилось, объясняет Сергей. Туалетов в кранах не было никогда. Никто от этого особенно не страдал и не страдает.
Еще раз осматриваем город с высоты башенного крана и ползем вниз. Нам на сегодня впечатлений хватит. У ворот прощаемся с прорабом и уезжаем.
Еще раз осматриваем город с высоты башенного крана и ползем вниз. Нам на сегодня впечатлений хватит. У ворот прощаемся с прорабом и уезжаем.

Пока это самая приветливая стройка из всех, где мы были. Несмотря на то что мы откровенно мешаем людям нормально работать, здесь нас очень хорошо встретили. Спасибо.

Фото: Игорь Черепанов
Текст: Дмитрий Шлыков