Найти тему
Евгений Б. Макаров

Тезаурус стратегической безопасности Британии 2023

Источник https://policyexchange.org.uk
Источник https://policyexchange.org.uk

Этот тезаурус тезисный адаптированный перевод основных моментов Обновлённого комплексного обзора 2023 вышедшего в марте 2023 года. Ему предшествовал Комплексный обзор безопасности Британии 2021 года, вышедший ровно два года назад.

Прочные основы: опираясь на Комплексный обзор 2021 года (IR2021)

Основной акцент IR2021 был сделан на интеграции – объединении всех рычагов Великобритании, разрушении барьеров между внутренней и международной политикой, а также укреплении сотрудничества и распределении бремени с союзниками и партнерами, чтобы лучше ориентироваться в более конкурентном и противоречивом мире.

Основные акценты стратегии 2021

1. Акцентом на «регулятивную дипломатию» - формирование правил, норм и стандартов.

2. Противостояние с КПК - акцент на противодействии государственным угрозам демократии, экономике и обществу Великобритании, а также на защите нашей научно-технической базы

3. Смещение акцента с национальной безопасности на международную, где подавляющая часть усилий Великобритании в области обороны и безопасности будет сосредоточена через НАТО.

4. Определение приоритетов силы в научно–технической сфере (образование, инвестиции, привлечение талантов)

5. Увеличение вложений в военную сферу (,что позволило вложиться в войну с РФ на Украине)

Что изменилось с 2021 года?

Основные тенденции IR2021, которые будут формировать международную среду к 2030 не меняются, а ускорились это:

-сдвиги в распределении глобальной власти;

- межгосударственная, "системная" конкуренция за природу международного порядка;

- быстрые технологические изменения;

- обострение транснациональных проблем.

Обоснование необходимости обновления комплексного обзора

Первое !!! Россия представляет собой наиболее острую угрозу безопасности Великобритании. Коллективная безопасность теперь неразрывно связана с исход конфликта на Украине.

Механизмы стратегической стабильности, которые помогли в 21 веке снизить риски недопонимания, просчетов и непреднамеренной эскалации, развивались не теми темпами, которые необходимы для того, чтобы конкуренция не переросла в неконтролируемый конфликт.

Нелегальная миграция в ЕС, исламские террористы, организованные международные преступные группы.

Второе. Углубление партнерства Китая с Россией и растущее сотрудничество России с Ираном после после начала СВО - это два события, вызывающие особую озабоченность.

КПК все более четко заявляет о своей цели сформировать ориентированный на Китай международный порядок.

Бегство из Афганистана продемонстрировало отсутсвие доверия и координации между США и союзникам, международная и открытая поддержка Украины в войне против РФ, как стратегическая площадка, позволяет вновь укрепить союзнические отношения.

Основные союзнические блоки помимо НАТО: G7, AUKUS, GCAP, Five Eyes.

Расширяющаяся группа «промежуточных держав».

Третье. Системная конкуренция на пересекающихся «стратегических аренах» вне военной сфере (экономика, политика и т.д. КВ)

- ИИ и другие технологии;

- В контексте Украины технологии, цифровая и информационная война помогли сдержать более крупного агрессора, обеспечив асимметричное преимущество;

- Главенство Бреттон-Вудских учреждений подрывается, а использование экономического принуждения растет. Все больше стран склоняются к протекционизму посредством "выхода на периферию" и "дружбы»;

- Энергетическая напряженность. Необходимость гарантированного доступа к ключевым технологиям, сырью и важнейшим минералам будут создавать для Британии новые проблемы.

Четвёртое. Утрата биоразнообразия и климатические риски ведут к миграционным кризисам и препятствиям целям устойчивого развития (ЦУР) и, как следствии, внутренней безопасности Британии.

И последнее. «Способность Великобритании формировать глобальную среду – а также выявлять, устранять угрозы и противостоять им – приобретает все большее значение для внутренней политики и для национального благополучия».

Комплексный обзор 2023: основные выводы

IR2023 сохраняет значительную преемственность в большинстве направлений политики, таких как высокий приоритет, уделяемый науке, технологиям, кибербезопасности, национальной безопасности, решению проблем климатических и природных кризисов.

1) Наиболее насущным приоритетом национальной безопасности и внешней политики в краткосрочной перспективе является устранение угрозы, которую Россия представляет для европейской безопасности. Жизненно важной частью этого является поддержка Украины в восстановлении её суверенитета и отказ России в какой-либо стратегической выгоде от её вторжения. По мере того, как Британия обновляет свою стратегию в отношении России, её целью будет сдерживание и вызов способности и намерениям России нарушать безопасность Великобритании, Евроатлантического региона и международного порядка в целом.

- ослабление санкциями;

- приведён в действие механизм международного правосудия за вопиющие военные преступления Москвы;

- в 2022/23 году предоставлено 2,3 млрд. фунтов военной и гуманитарной помощи Украине. В 2023/24 предполагается сохранить этот уровень поддержки.

2) МО Британии получит 5 млрд. фунтов дополнительного финансирования в течение следующих двух лет, в дополнение к 560 млн. фунтов новых инвестиций, сделанных осенью 2022 года.

Приоритетные направления:

- пополнение и увеличение запасов и инвестиции в устойчивость инфраструктуры боеприпасов;

- модернизация ядерного предприятие, включая инвестиции в инфраструктуру, навыки и поддержку находящихся в эксплуатации подводных лодок;

Это означает, что расходы Великобритании на оборону, как ожидается, достигнут 2,2% ВВП в этом году (2,29%, включая поддержку Украине).

3) Британия намерена сохранить лидирующие позиции в НАТО в предстоящее десятилетие из-за его растущую важность. Будет пересмотрено (на саммите 2023 в Литве) базовое правило тратить 2% ВВП на оборону, до 2,5% ВВП.

4) Развивать и использовать информационные операции и наступательные киберинструменты. Также широко применять OSINT наряду с имеющимися разведывательными возможностями. Противодействовать ЧВК Вагнер.

5) Необходима разработка стратегий безопасности в области цепочек поставок, технологий, полезных ископаемых и полупроводников.

6) Запуск новой санкционной инициативы экономического сдерживания. Бюджет до 50 млн. фунтов в течение двух лет. (не указано против кого конкретно, значит предполагается создание системного инструмента экономического давления на определяемую цель - прим.авт)

7) Обновление подхода к Китаю - усиление безопасности и противодействие Коммунистической партии Китая (появляется коммунистическая партия и КПК - возрождение идеологической борьбы, в стратегии 2021 года этого не было - прим.авт). Втягивание в противодействие максимально возможное число участников - основных партнёров и новых. Оставить основные дипломатические связи. Финансирование изучения Китая, его интересов для лучшего понимания (уязвимостей и слабых мест - прим.авт.).

8) Развивать специализацию по стратегическим вопросам для накопления опыта, необходимого для ориентирования в меняющейся международной среде.

9) Взаимодействовать с ЕС по вопросам представляющих взаимную выгоду как, например, по Украине.

10) Укрепление влияние в Индо-Тихоокеанском регионе, как театре растущего геополитического и экономического значения. Приоритетное внимание - присоединение к ТТП.

11) Реформа Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).

12) Дополнительное финансирование BBC*[1] на 20 млн. футов в течении следующих двух лет, для поддержки вещания 42 языковых сервисов «Всемирной службы». Учреждение нового управления во Внешнеполитическом ведомстве Британии (FCDO) для противодействия дезинформации.

13) Министр международного развития получит постоянное место в Совете национальной безопасности Британии с целью ускоренной консолидации действий в рамках одного ведомства. Постоянный секретарь Внешнеполитического ведомства (FCDO) будет курировать приоритеты в области развития, а новая структура управления казначейством FCDO-HM улучшит надзор за всеми расходами на помощь. (возрастание роли FCDO во внутренней политике - прим.авт.)

14) Приоритетные технологические отрасли для Британии: ИИ, полупроводники, квантовые технологии, телекоммуникация и биоинженерия.

15) Правительство создаст новый Объединенный фонд безопасности Великобритании (UKISF - UK Integrated Security Fund), объединив существующий Фонд борьбы с конфликтами, стабильности и безопасности (CSSF - Stability and Security Fund) и ряд более мелких государственных фондов для поддержки достижения целей IR, увеличив общее финансирование до 1 млрд. фунтов. Также будет выделено 4 млн. фунтов в течение следующих двух лет на внедрение Колледжа национальной безопасности (CfNS - College for National Security), который был запущен в рамках IR2021, в архитектуру национальной безопасности Британии.

IR2023: Обновленная стратегическая основа / принципы

«Думай о долгосрочной перспективе - действуй сейчас»

1) Формирование международной среды.

2) Сдерживать, защищать и конкурировать во всех областях.

3) Устранять уязвимости посредством повышения устойчивости.

4) Создание стратегического преимущества.

Создание стратегического преимущества за счёт (в т.ч. мягкой силы):

Международные отношения и политика

- постоянный член СБ ООН, член-основатель НАТО;

- Крупная колониальная держава: 5-е место в мире по величине морского наследия благодаря своим заморским территориям, разбросанным по четырем из пяти великих океанов мира;

- Британский совет осуществляет свою деятельность более чем в 100 странах;

- Крупнейший донор ВОЗ

Наука и технологии

- 4 место в глобальном индексе кибернетической мощи;

- 3-е место в мире по объему финансирования стартапов в 2022 году;

- донор для 122 технологических «единорогов», уступая только США и Китаю;

- 3-е место в G7 по расходам на развитие в процентах от ВВП в 2021 году;

- один из 5-и крупнейших в мире двусторонних доноров ODA (объединение компаний-производителей ПО);

- 2 место (после США) по предполагаемым капитальным затратам на приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в естественные науки 2021 году.

Мягкая сила

- 18 926 НПО Британии тратят более 17 млрд. фунтов на свою деятельность по всему миру;

- 3-е место в ОЭСР по доле иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях;

- Крупнейший экспортер книг в мире;

- 4 университета входят в топ-10 и занимают второе место среди всех стран; - 17 университетов входят в топ–100 мировых;

- Самая привлекательная страна для молодежи в G20: из совместного исследования глобального восприятия, проведенного Британским советом в 2021 году;

- 120 000 выпускников STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика) за последние пять лет;

- 3-е место в глобальном индексе подготовленности к искусственному интеллекту;

- Охват футбольной Премьер-лиги 188 стран;

- 4-е место в Глобальном инновационном индексе;

- 152 200 чел. - 7-е место по приёму украинских беженцев в 2022 году;

- Глобальный культурный охват благодаря BBC*, Британский совет, Премьер-лига, креативным индустриям и обширным связям между людьми.

Экономика

- 6-я экономика мире по ВВП (в 2021 г. была 5-я), 2-я в Евро, 7-й по величине экспортер товаров и услуг;

- Крупнейший спекулятивный рынок: в 2022 году Лондонская фондовая биржа приняла больше международных компаний, чем любая другая крупная биржа;

- Крупнейший международный страховой рынок;

- 4 место в мире по индексу экономической диверсификации;

- 5-е место по объему поступающих ПИИ;

Милитаризация

- 2-й по величине донор в НАТО (2% с момента его введения в 2006 году);

- 2-е место в G7 и ОЭСР по объему расходов на оборону, потратив в 2021 году 68 миллиардов долларов;

- МО увеличила численность зарубежного персонала, в рамках международной оборонной сети, до 4000 чел;

- 894 студента на 70 курсах стратегического командования в области обороны из 107 стран обучилось в 2021-2022 гг.

Выводы автора

В предисловии премьер-министр Сунак Р. говорит, что, благодаря преимуществам Великобритании, он смотрит на это трудное и опасное десятилетие с гордостью за страну и с уверенностью в своих ценностях. Данное обновление комплексного обзора принимается им в качестве плана действий.

И поскольку по этому плану Россия для Британии первостепенная угроза, то стоит быть на стороже, так как, не обладая достаточной военной мощью и смещения акцента на ИТР, Британия, всё же, является крупной сетевой державой и обладает, пока, достаточными рычагами управления и влияния, особенно на умы так называемой «элиты». И главное, что британские силы прекрасно осведомлены о своих преимуществах, и даже нескромно выставляют их напоказ, намереваясь вкладываться в их усиление.

[1] * BBC - запрещена в России