Найти в Дзене
Правовой.Центр

Изменения ПДД: как открыть категорию А при наличие Б, когда начнут действовать нововведения

С 1 марта 2023 года в нормативные акты, касающиеся дорожного движения, внесены изменения. Среди прочего они касаются и подготовки водителей по разным категориям. В частности, значительно сокращено время обучения на открытие категории A (мотоциклы) для водителей, уже имеющих в наличии открытую категорию Б. В чем заключается суть нововведения Профессиональная подготовка водителей любых категорий включает в себя две основных части: Требования к каждой из программ утверждены приказом Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. №808, и работать любая автошкола может только по программе, соответствующей утверждённым стандартам. И тут есть такой момент: базовый цикл является общим для всех типов ТС. И автомобилист, и мотоциклист, и даже водитель трамвая должны знать как минимум ПДД. Соответственно, если у человека уже есть открытая категория – значит, он как минимум уже прошёл подготовку и базовый цикл знает настолько хорошо, что ему доверено право управлять ТС на дорогах. Отсюда напрашив
Оглавление
   Different colored traffic signs on the white background Валерий
Different colored traffic signs on the white background Валерий

С 1 марта 2023 года в нормативные акты, касающиеся дорожного движения, внесены изменения. Среди прочего они касаются и подготовки водителей по разным категориям. В частности, значительно сокращено время обучения на открытие категории A (мотоциклы) для водителей, уже имеющих в наличии открытую категорию Б.

В чем заключается суть нововведения

Профессиональная подготовка водителей любых категорий включает в себя две основных части:

  • Базовый цикл. Сюда входят основы законодательства РФ о дорожном движении, общие знания о психофизиологии водителя, основы управления транспортными средствами (общие для любых ТС) и начала первой помощи пострадавшим в ДТП, знать которые, по идее, обязан любой водитель.
  • Специальный цикл. В него входят практические навыки вождения ТС соответствующей категории, знания об устройстве конкретного типа транспорта (мотоцикла, легкового автомобиля, грузовика, автобуса и т. д.)

Требования к каждой из программ утверждены приказом Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. №808, и работать любая автошкола может только по программе, соответствующей утверждённым стандартам.

И тут есть такой момент: базовый цикл является общим для всех типов ТС. И автомобилист, и мотоциклист, и даже водитель трамвая должны знать как минимум ПДД. Соответственно, если у человека уже есть открытая категория – значит, он как минимум уже прошёл подготовку и базовый цикл знает настолько хорошо, что ему доверено право управлять ТС на дорогах.

Отсюда напрашивается логичный вывод: а зачем тогда затягивать курс подготовки и учить будущего водителя мотоцикла (категория A) тому, что он уже выучил, когда готовился сдавать на права категории B (легковые автомашины)?

В связи с этим в примерную программу и были внесены изменения. Теперь изучение предметов базового цикла может не производиться, если у учащегося уже есть действующие права любой другой категории. Впрочем, законодатель оставляет это на усмотрение самого учащегося: если он хочет, может пройти полную подготовку (например, если не уверен в своих знаниях). Дело в том, что скидок на то, что водитель учился по сокращённому курсу, в ГИБДД не будет: экзамен сдавать придётся в общем порядке – в том числе и теорию.

Какие правила действуют сейчас

До 1 марта 2023 года действовало правило: снижать количество часов подготовки, установленное в примерных программах, автошколы не имеют права – за это они могут лишиться разрешения вести образовательную (подготовка водителей считается профессиональным образованием) деятельность. Поэтому даже если у учащегося, готовящегося к получению прав на мотоцикл, были права на управление другими видами ТС (обычно легковым автомобилем) – ему приходилось учиться как все.

Сейчас это уже в прошлом. Теперь автошколы имеют право сокращать время подготовки для тех, у кого уже открыта другая категория.

При этом надо отметить, что до 1 марта 2023 года существовала программа переподготовки для мотоциклистов, желающих стать водителями легковых автомобилей. Она существенно сокращена по сравнению с полной подготовкой с нуля:

  • обучение для сдачи экзамена на категорию Б лицам, не имеющим других открытых категорий, длится не менее 190 учебных часов;
  • обучение для тех, у кого открыта категория для мотоциклов, длится всего 106 часов, из которых 64 – практические занятия.

Изменения, вносимые в примерные программы, добавили сейчас аналогичные планы переподготовки и для других категорий. Например, есть возможность пройти сокращённый курс для водителей квадроциклов и трициклов (категория B1) – он займёт тоже 106 учебных часов с 64 часами практики.

Когда начнут действовать новые программы

Изменения, вносимые приказом Минобразования РФ, начинают действовать с 1 марта 2023 года и будут действительны до 1 сентября 2025 года. Будут ли соответствующие нормы применяться в 2025 году и позже – пока неизвестно. Однако нет причин считать, что нововведение будет отменено: по сути, оно лишь расширяет практику, которая существовала и до этого.

Что это затронет, кроме B

Кроме B, ускоренную переподготовку для сдачи экзамена на право управлять мотоциклом могут пройти и лица, имеющие другие открытые категории. Однако специальная программа переподготовки установлена только для B (приложение №60 к приказу Минпросвещения РФ от 8 ноября 2021 г. № 808).

Дополнительно с 1 марта 2023 года начнут также действовать программы, касающиеся переподготовки:

  • с В, С, D на Tm (трамваи)- приложение №59;
  • с В на подкатегорию А1 (лёгкие мотоциклы) – приложение №61;
  • с В1 на В – приложение №62.

Как это отразится на стоимости

По состоянию на начало марта 2023 года нововведения на стоимости обучения в автошколах ещё отразиться не успели. Однако в будущем можно ожидать того, что программы переподготовки должны будут стоить дешевле ,чем при подготовке водителя соответствующей категории с нуля.

Этот может оказаться выгодным как учащимся автошкол, так и владельцам этих учебных заведений:

  • будущий водитель получает допуск к экзаменам в ГИБДД за меньшие деньги (количество часов ведь существенно сокращено);
  • владельцы автошкол получают дополнительных обучающихся –при сниженной цене к ним пойдут и те, кто до этого, возможно, и не задумывался об открытии не слишком нужной прямо сейчас, но полезной в будущем категории.

Вдобавок внедрение программ переподготовки даст автошколам и преимущество перед конкурентами – и, соответственно, большее количество учеников, платящих за своё обучение.

Центр юридической поддержки граждан России. Подпишитесь на наш телеграм канал