Паша Балашов побеседовал с Ольгой Фадеевой для Kidslib/Клуб любителей детских книг и пирожков о выходе новой книги "Трамвайчик Дзинь-Дзинь" и не только.
Выход новой книги - отличный повод побеседовать с нашим любимым другом: автором, иллюстратором и немножко креативным директором Олей Фадеевой.
☘
Паша: Олюш, ты готова к неспешной беседе? С последующими превращениями🙃в митинг волшебников: "Почему не завезли на склад волшебные палочки! Протестуем!"
Тогда первый вопрос.
Помнишь момент, когда вышла твоя первая книжка, "Бельчонок"? Это стало для тебя каким-то переворотом миров или просто большой радостью от достигнутой цели? Не было такого: ты просыпаешься на следующий день после премьеры - а мир какой-то уже не такой, как прежде, что-то в нем изменилось?
Оля: Я очень хорошо помню, когда отправила очередное письмо с рукописью "Бельчонка" с запросом на издание и буквально в этот же вечер получила ответ: нравится! Этот ответ был от издательства "Речь". И помню, как уже через пару дней шла со своим первым подписанным договором, подпрыгивая от радости. И в феврале 2013 вышла моя первая книга. Мне почему-то всегда казалось, что так и будет, будет договор и книга. Было огромное счастье и ощущение, что все так и должно быть.
Паша: Да у нас тут юбилей! 10 лет Бельчонку! Поздравляю🐾!
Слушай, а у тебя приоритет - именно готовая книга? Нет такого, что просто написала "Войну и мир", и уже груз с плеч? Обязательно должно материализоваться?
Оля: Я люблю и сам процесс, но без результата он для меня бессмысленный. И ещё мне нравится, когда результат приносит максимальные плоды. Возможно потому, что я стрелец по гороскопу: если уж стрелять, то прямо в цель))
Паша: А максимум - он какой, Оль? Может, на медаль Андерсена замахнуться? Или это уже за скобками?
Оля: К тому времени мы будем жить в более совершенном и дружественном мире, чем сейчас, поэтому всё может быть))
Паша: Точно, максималист!🙃
А работа писателя детских книг - это не усовершенствование мира, как думаешь? Прочитал человек "КотоФеев" и стал дружелюбнее...
Или всё в несколько ином свете предстаёт?..
Оля: Конечно! Я стараюсь говорить о светлом, радостном, добром, о повседневной магии, о красоте вокруг. Верю, что это хоть капельку, но влияет на общее информационное поле, ведь мы все части одного целого.
Паша: Олюш, а трудно бывает расставаться с любимыми героями? Выход книжки в свет – для тебя – это расставание или что-то вроде Дня рождения героя, его явление миру?
Оля: Мне кажется, я не расстаюсь с героями, а просто отпускаю в самостоятельное плавание. И это происходит до выхода книги, в тот момент, когда доделана верстка и книга уходит в типографию. А когда книжка выходит, у меня уже в голове другие герои, и предыдущие – как будто уже совсем не зависящие от меня, взрослые дети. С некоторыми мне и хотелось бы пообщаться, вернуться в их мир, но я чувствую, что я всё, что могла, про них рассказала. Так, например, происходит с КотоФеями. Меня часто просят о продолжении, но я вижу, что дети выросли.
Паша: КотоФеи и так поработали на славу! Но когда ты рассказываешь именно ИСТОРИЮ, есть шанс вернуться, читатели это чувствуют. Вот "Каравелла", пожалуй, книга другого жанра, больше похожа на поэзию, там продолжение вряд ли возможно.
Оля: Да, совершенно точно! Но "Каравелла" – это история, из которой я сама практически не выхожу, это во мне глубоко и навсегда. И возможно, однажды я вернусь к дачно-деревенской природной теме, потому что очень ее люблю.
Паша: А мне кажется, твой побег в чистую книжку-картинку, к морю, это как раз попытка создать поэтическое пространство...
Но потом ты снова вернулась к историям.
Хотя твои познавательные книги ("Ветер", "Вода") очень поэтичны!
Оля: Я очень люблю и "Ветер", и "Воду"! Наверное, у меня к ним особенное отношение, потому что это был эксперимент. Это было то, чего я раньше не делала, – нонфикшен, при этом лиричный и визуально наполненный. Истории я тоже люблю, но в текстовых книгах не получается сделать много иллюстраций, отчего мне всегда не хватает в них этого ощущения заполненного и говорящего визуального мира. Кажется, что я мало выражаюсь, как иллюстратор.
Паша: Так иллюстратор - это ведь как раз "находящий созвучие" с автором, как бы играющий в ансамбле, в дуэте. А ты сама - оркестр, мне кажется.
А может, брать иногда какую-нибудь классику порисовать? Если бы тебе сейчас предложили Коваля до сих пор никем не иллюстрировавшегося, взялась бы?
Оля: Ты, Паша, соблазнитель)) Наверное, у меня получилось бы, мне было бы интересно, но нет, не взялась бы. Недавно поняла, что уже не понимаю, как иллюстрировать чужой текст. Это странно звучит, конечно)) Ещё мне очень нравится придумывать саму идею проекта, с самого начала. А с чужим текстом это невозможно, нет такой безграничной свободы.
Паша: Ладно, оставим в стороне соблазны🙂.
Я вдруг отметил некоторую индустриализацию твоих героев. Начала с КотоФеев, Бельчонка, Каравеллы. А сейчас: робот, автобус, трамвайчик. Разъясните-ка нам эту эволюцию, дорогой товарищ!
Оля: А ведь и правда! Не задумывалась об этом. Но эта последовательность была разбавлена "Водой", поэтому получилась жиденькая индустриализация))
Паша: Новое слово в технологии!
А я тут смотрел на твою фотку с выставки: «Вот Оля, вот справа ещё такие немного советские "КотоФеи", а слева от Оли - вполне себе импортное "Море"». Так кажется, или ты эволюционируешь в сторону художника мира?
Оля: Как ты метко и тонко сказал! Мне нравится, что это заметно. Не знаю, что насчёт мира, но это та стилистика, которую я люблю и где хочу находиться. И мне очень интересно дальше в ней развиваться, искать, это пространство для нового. Очень безрадостно делать то, что уже было, то, что знаешь, как получится. Хотя идти изведанным путем проще. Мне не интересно начинать проект, если я не вижу для себя новых подходов и задач.
Паша: А, как думаешь, где та граница между поиском нового и абсолютным растворением в пространстве? Не боишься потеряться, "размыть" свой стиль?
Оля: Нет, не боюсь. Стиль меняется вместе с художником. Мы же все меняемся, наше мировоззрение, ощущение себя. Я стараюсь быть очень честной с собой. Поэтому я сразу чувствую, если сворачиваю не туда или халтурю. От этого хорошо. Даже поиск нового для меня, он не ради новизны, модных направлений или желания быть как кто-то, а внутренняя потребность в развитии. Внутренний компас подсказывает, что мне это надо и это сейчас правильно. Я вообще стараюсь прислушиваться к внутренним ощущениям от всего. Подходит мне или нет книга, человек, еда, событие. Без сожаления могу отказаться от того, что не мое. Например, недавно не стала делать классный проект, который придумала. Поняла, что при всех перспективах это не моя тема, а значит я не смогу ее сделать на все сто.
Паша: А попробовать себя в роли инкогнито не хотелось никогда? Посмотреть, примут ли новую книгу читатели, если на обложке будет стоять новое имя, спрятаться и понаблюдать...
Оля: Ты ещё и интриган!))) Наверное, это было бы интересно. Хотя прятаться не хочется, ведь это стагнация. А может взять зарубежное имя и пойти на другой рынок?
Паша: Да, я коварен до невозможности😉.
На зарубежном рынке тебя уже знают как Олю-сан🙃, аригато.
Может, в виртуальный мир? Как Дэймон Албарн, которому надоел blur, и тогда он создал новый проект, gorillaz, с абсолютно выдуманными персонажами-участниками группы, нарисованными, кстати говоря.
Как ты вообще себя чувствуешь в виртуале, комфортно? Готова ли к переходу в новый формат, абсолютный прокриэйт, все дела?
Оля: Ты подготавливаешь меня к засилию Искусственного интеллекта? Тут уже речь не идет: прокриэйт или акварель, тут вообще есть риск, что человек-иллюстратор вымрет. Но надеюсь, что детская книга будет тихой гаванью для винтажного человеческого стиля)) Я пока совмещаю живое рисование с прокриэйт, потому, что кто иначе потратит все мои красочные запасы? Некоторые ещё остались со времён обучения в Академии Художеств. Нам тогда каждый год выдавали по коробке акварели.
Паша: "Посмотрите направо, в этой матрице обитает винтажный человек-иллюстратор, как сюда попал и чем питается - неизвестно🙃."
Знали, знали старые мастера, как сохранить живую фактуру! Выдавать по коробке акварели (вместо талонов на питание🤔)...
А правда, ты готова к компромиссам, с искусственным интеллектом из Росмэна, например? Где предел, на котором ты скажешь издателю: "Нет!"?
Оля: Какой сложный вопрос! Спрошу себя и постараюсь ответить честно. За "нет" может прятаться упрямство, желание настоять на своем, а за "да" желание не спорить и пустить все на самотёк. Сложно сказать. И, конечно, о многих вещах лучше договариваться до подписания договора, но об этом часто забываешь))
Паша: Деликатный и мудрый ответ😊!
Ты уже увидела свою новую книжку "Трамвайчик Дзинь-Дзинь", раньше читателей в этот раз. Всем ли довольна, Олюш, не хочется перерисовать по-новой какую-нибудь картинку?
Оля: Я очень довольна! Когда взяла "Трамвайчик" в руки, то не хотелось выпускать! Он такой теплый, яркий. Ещё прошло не так много времени, чтобы я в чем-то разочаровалась. Если бы мне что-то не понравилось, я бы не отправила книгу в печать. Мне нравится, что эту книжку можно рассматривать, искать повторяющихся героев, придумывать им собственную жизнь. Такая история в истории. А ещё мне давно хотелось сделать книжку с выделением акцентных слов. Сбылась маленькая иллюстраторская мечта)) А мечта побольше: сделать книжку, в которой шрифт будет максимально взаимодействовать с картинкой. Люблю писать буквы.
Паша: Идея хорошая! Можно нарисовать весь текст, полностью...
У тебя буквы – не только авторский шрифт, они твои герои, ты детей "дружишь" с ними, показываешь, что лишних, ненужных – не бывает.
Оля: Вот как раз в "Трамвайчике" эта тема поднимается, что все нужны))
Паша: Я вижу тему насквозь, как и положено винтажному андроиду😊.
Напоследок сгенерирую ещё вопрос. Представь, что ты можешь подарить свою книгу какому-нибудь человеку, абсолютно любому человеку на Земле. Выбери, пожалуйста, человека и книгу🙂. И попробуй смоделировать словами обстановку момента: какие ты скажешь при этом слова, лето это будет или зима, море или степь, кафе или чердак старого дома, выбери сама, свобода без границ, хоть на Луну.
Оля: Удивительный вопрос! Я бы подарила книгу себе маленькой и каждому маленькому, кто сомневается, боится и не верит в себя. Пускай это будет "Веришь ли ты в море?"💙
Паша: Спасибо, Олюш!
Надеюсь, что вопросы были интересные и твоим читателям наша беседа понравится. Но если что-то осталось "за кадром" важное, то вот тебе трибуна, скажи любителям хороших детских книг "что будет, чем сердце успокоится"...
Оля: Паша, такие были хорошие вопросы и такой хороший формат живой беседы, а не как обычно списком пишут. Спасибо тебе!
❤❤❤
Источник: https://vk.com/wall-115746841_135705
Книги Ольги Фадеевой в продаже:
📕Ольга Фадева. Трамвайчик Дзинь-Дзинь
Иллюстрации автора
https://www.wildberries.ru/catalog/146265306/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/859045492/
📕Ольга Фадеева. Вода
Иллюстрации автора
https://www.wildberries.ru/catalog/113340112/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/642577342
📕Ольга Фадеева. Ветер
Художник Ольга Фадеева.
https://www.wildberries.ru/catalog/11531520/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/kniga-veter-170455407
📕Ольга Фадеева. Маленький бирюзовый автобус
Иллюстрации автора
https://www.wildberries.ru/catalog/119857390/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/693776268/
📕Здравствуй, зима!
Автор текста и иллюстраций Ольга Фадеева
https://www.wildberries.ru/catalog/15232452/detail.aspx
https://www.ozon.ru/context/detail/id/196973019
📕Ольга Фадеева: Котофеи. Все новогодние истории. Сборник
https://www.wildberries.ru/catalog/10881131/detail.aspx
https://www.ozon.ru/context/detail/id/166437972/