Найти в Дзене
ЖУРНАЛ УПРОЩЁНКА

Уплата НВОС в 2023 году: новые ставки, сроки и образец платежки

Оглавление
    -
-

НВОС в 2023 году нужно уплатить в специальные сроки и по новым ставкам. Мы разобрали все изменения по НВОС в 2023 году и подготовили образец платежки с КБК.

Срок уплаты НВОС в 2023 году

Не забудьте сдать декларацию по НВОС в 2023 году

Узнать про новые отчеты в 2023 году

Все организации, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства, плату за негативное воздействие на окружающую среду перечисляют четыре раза в год – три квартальных авансовых платежа и окончательный по итогам отчетного периода, года.

Квартальные авансовые платежи перечисляют не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода, – 20 апреля, 20 июля и 20 октября, а итоговый платеж – не позднее 1 марта следующего года (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Когда последний день срока выпадает на выходной, авансовый платеж и доплату по итогам года надо перечислить заранее – в последний рабочий день перед выходными. Сроки, установленные в пунктах 3 и 4 статьи 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ не переносятся, потому что общий порядок, установленный статьей 193 ГК, в данном случае не применяется (п. 3 ст. 2 ГК).

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от квартальных авансов и всю сумму платы за год перечисляют в бюджет единовременно не позднее 1 марта следующего года.

Если плательщик в течение двух последних лет не платил или платил не полностью за негативное воздействие на окружающую среду, представители Росприроднадзора направят требование об уплате платежей и пеней. В этом случае оплатить задолженность нужно не позднее 15 календарных дней со дня получения требования. Иначе плату и пени взыщут через суд. Такой порядок указан в пунктах 49 и 53 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255.

Какую отчетность сдавать в Росприроднадзор

-  📷
- 📷

Скачать

Кто сдает платит НВОС в 2023 году

В программе Всероссийской аттестации главбухов на УСН-2023 открыт урок "Как заполнять платежки по налогам и взносам в 2023 году", где эксперты научат вас заполнять платежки на оплату налогов и взносов в 2023 году.

Как заполнять платежки по налогам в 2023 году

Если деятельность организации вредит окружающей среде, придется компенсировать выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение отходов производства и потребления. Такой порядок следует из пункта 1 статьи 16 и статьи 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду установлены свои ставки платы (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).

НВОС платят организации и ИП, которые загрязняющие вещества выбрасывают в атмосферу через стационарные источники или сбрасывают в водные объекты. Еще одно основание платить за НВОС — размещение отходов производства и потребления.

НВОС платят сдают организации и ИП, которые загрязняют воздух стационарными источниками. Но если объект загрязнений относится к IV категории опасности и у организации нет объектов I–III категорий, за негативное воздействие на атмосферу платить не нужно. Такой порядок следует из пункта 1 статьи 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Объект негативного воздействия со стационарными источниками выбросов относится к IV категории, если:

  1. количество загрязняющих веществ не превышает 10 т в год;
  2. нет выбросов радиоактивных и высокотоксичных веществ, веществ с канцерогенными и мутагенными свойствами I и II классов опасности.

За атмосферные выбросы передвижными объектами плату не перечисляют (письма Минприроды от 23.07.2015 № 02-12-44/17039, от 10.03.2015 № 12-47/5413). То есть организации, у которых есть автомобили или другие транспортные средства, а стационарных источников загрязнений нет, освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Также НВОС платят организации, которые сливают сточные воды с загрязняющими веществами в поверхностные и подземные водные объекты (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913). Если организация не сбрасывает сточные воды с загрязняющими веществами, плату за негативное воздействие на окружающую среду платить не нужно.

Если у организации образуются отходы производства и потребления, она обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если отходы не оказывают негативное воздействие на природу, ничего платить не придется. Кроме того, организации не перечисляют плату за размещение твердых коммунальных отходов, которые вывозят региональные операторы или операторы. Об этом говорится в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и пункте 4 статьи 23 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Отходы производства – это вещества или предметы, которые образуются у организации, пока она что-то производит, оказывает услуги или выполняет работы. Отходы могут образовываться и по мере того, как компания потребляет ресурсы. В любом случае отходы – это вещества или предметы, которые надо удалить. Это следует из статьи 1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Если организация сама не размещает отходы, а заключила договор со специализированной организацией, от платы за негативное воздействие на окружающую среду она не освобождена. По договору на вывоз отходов организация оплачивает только затраты на транспортировку. А в бюджет обязана заплатить за вред природе. Размер платы за размещение отходов зависит от количества и класса опасности отходов.

Из общего правила есть исключение. При размещении твердых коммунальных отходов плату за загрязнение окружающей среды вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поэтому обычные организации и предприниматели, у которых образуются только твердые коммунальные отходы и которые заключили договор о вывозе таких отходов с региональным оператором, вносить плату за загрязнение окружающей среды не должны (ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч. 4, 5 ст. 23 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, Минприроды от 11.12.2018 № 12-50/10263-ОГ).

Если в регионе не определены региональные операторы – компании с исключительным правом на работу с отходами, плату обязаны вносить организации и ИП, которые ведут специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Они соответствуют статусу оператора (ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 1 и 23 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, информация Минприроды от 15.01.2019).

Нужно ли вносить плату за НВОС за бытовой и офисный мусор

Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности. Если организация использует только объекты IV категории, вносить плату не должна.

Саму по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, нельзя считать основанием для постановки на государственный учет. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться она не обязана. Дело в том, что органы исполнительной власти субъектов РФ и Росприроднадзор регистрируют не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Эти ведомства ставят на учет на основании заявок, которые организации должны подавать по каждому объекту.

Если, например, офис, магазин, школа, детский сад образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Как правило, на таких объектах образуются только твердые коммунальные отходы и плату за негативное воздействие вносят региональные операторы.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет. А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категориям, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22.11.2016 № АА-05-04-32/23821.

Не забудьте сдать декларацию НВОС до 10 марта. Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду заполняйте по форме, которая утверждена приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043. В приложении 1 к этому приказу прописан порядок представления декларации, а порядок заполнения декларации оформлен в виде примечаний к самой форме. Они вынесены в конец бланка декларации и структурированы по разделам формы. Все числовые показатели в расчете, кроме ИНН и КПП, указывайте справа налево. В пустых ячейках нули не ставьте. Суммы платы показывайте в рублях с точностью до одной сотой. Числа округляйте по правилам арифметики. Такие правила — в примечании приложения 2 к приказу Минприроды от 10.12.2020 № 1043.

Новый бланк декларации НВОС Скачать

Образец заполнения декларации НВОС за 2022 год в 2023 годуСкачать

Пример заполнения декларации о плате за НВОС за 2022 год

Декларация понадобится организациям и ИП, которые платят за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферу, сбросах в водные источники и размещении отходов. Декларацию сдавайте не позднее 10 марта года, который следует за отчетным (п. 5 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Форма и порядок заполнения декларации утверждены приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043.

-  📷
- 📷

Скачать образец

Куда перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ перечисляют по месту нахождения стационарного источника негативного воздействия, а плату за размещение отходов – по месту нахождения объекта, где размещают отходы (п. 1 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Если у организации несколько стационарных объектов негативного воздействия, объектов размещения отходов, плату вносите в бюджет каждого муниципального образования, где расположены такие объекты.

Когда стационарный источник загрязнения находится на территории одного субъекта РФ, но негативное воздействие на окружающую среду оказывается им на территории другого субъекта РФ, плату нужно перечислять по месту учета этого стационарного источника загрязнения. Такой порядок указан в письме Росприроднадзора от 19.06.2020 № АА-03-02-32/18933.

Платежное поручение на перечисление платы за загрязнение окружающей среды НВОС в 2023 году

Платежные поручения на перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду оформляйте в соответствии с положением ЦБ от 19.06.2012 № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н. Общие правила, как заполнить платежное поручение – в рекомендации.

КБК платы за негативное воздействие зависят от вида загрязнений: по выбросам в атмосферу, сбросам в водные источники, отходам производства и ТКО отдельные коды.

КБК по НВОС в 2023 году

КБК За выбросы в атмосферу стационарными объектами: – администратор платежа – Росприроднадзор 048 1 12 01010 01 6000 120 – администратор платежа – федеральное казенное учреждение 048 1 12 01010 01 7000 120 За выбросы в водные объекты: – администратор платежа – Росприроднадзор 048 1 12 01030 01 6000 120 – администратор платежа – федеральное казенное учреждение 048 1 12 01030 01 7000 120 За размещение отходов производства: – администратор платежа – Росприроднадзор 048 1 12 01041 01 6000 120 – администратор платежа – федеральное казенное учреждение4 048 1 12 01041 01 7000 120 За размещение твердых коммунальных отходов – администратор платежа – Росприроднадзор 048 1 12 01042 01 6000 120 – администратор платежа – федеральное казенное учреждение 048 1 12 01042 01 7000 120Плата за НВОС

Главные администраторы могут передавать свои полномочия по администрированию отдельных доходов бюджета федеральным казенным учреждениям. Тогда при перечислении платежей в разрядах 14–17 КБК нужно указывать код подвида доходов «7000» (в разрядах 14–17 нельзя ставить код подвида доходов «0000»).

Поскольку администратор бюджетных доходов Росприроднадзор, в поле 101 укажите статус плательщика 08 для организаций и ИП. Остальные реквизиты для платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора.

Платежное поручение на перечисление платы за загрязнение окружающей среды НВОС в 2023 годуСкачать

Ставки НВОС в 2023 году

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год отдельно не установили, их нужно рассчитать. Ставки 2018 года увеличьте на дополнительный коэффициент 1,19 (постановление Правительства от 01.03.2022 № 274).

Ставки за загрязнение воздуха, водных объектов и при размещении отходов за 2018 год возьмите в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913, а ставки за размещение твердых коммунальных отходов IV класса опасности – в постановлении Правительства от 29.06.2018 № 758. Ставки платы за размещение твердых коммунальных отходов IV класса опасности не умножаются на дополнительный коэффициент 1,19.

Размер платы за негативное воздействие зависит от количества выбросов, сбросов и отходов – укладываются ли они в нормативы и лимиты, от территории загрязнения. Если у плательщика нет обязательных разрешительных документов, он не сдавал отчетность с нормативами, объем и масса загрязняющих веществ считаются сверхлимитными.

Коэффициент к ставке. Чтобы организации и ИП внедряли наилучшие доступные технологии и снижали загрязнение окружающей среды, при расчете платы применяют коэффициент к ставке.

Например, при расчете платы за негативное воздействие применяют коэффициент 1, если количество выбросов и сбросов в пределах объемов или масс, которые указаны в комплексном экологическом разрешении, декларации о воздействии на окружающую среду, отчете о результатах производственного экологического контроля, или в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления. Это следует из пункта 5 статьи 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, пунктов 17–21.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255, письма Росприроднадзора от 29.08.2017 № АС-06-02-36/19116. Все коэффициенты к ставке – в таблице.

Коэффициент Объем и масса загрязняющих веществ

При выбросах и сбросах

0

в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте негативного воздействия I категории (объекте II категории, если к нему применимы справочники наилучших доступных технологий)

1

в пределах нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов

25

в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов, а также за выбросы и сбросы, превышающие нормативы допустимых выбросов и сбросов для объектов III категории

100

при превышении количества загрязняющих веществ, которое установлено для объектов I категории или указанное в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

При размещении отходов производства и потребления 0

утилизированных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение 11 месяцев со дня их образования

1

в пределах лимитов на размещение или объемов в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления

25

при превышении лимитов на размещение или при превышении объемов размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления

Дополнительные коэффициенты. При расчете платы за объекты, которые находятся на особой территории, применяют дополнительный коэффициент – 2 (п. 2 постановления Правительства от 13.09.2016 № 913, письмо Росприроднадзора от 16.12.2016 № ОД-06-01-31/25520).

Стимулирующий коэффициент. В зависимости от проведенных природоохранных мероприятий и используемых технологий при расчете платы за отходы можно использовать стимулирующие коэффициенты (п. 6 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п. 18 Правил, утв. постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255). К примеру, при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности, можно использовать коэффициент 0,33. Однако этот коэффициент вправе применять специализированные организации, которые занимаются утилизацией отходов и имеют лицензию на этот вид деятельности.

Размер стимулирующего коэффициента при размещении отходов

Вид отходов

Коэффициент

Отходы V класса опасности добывающей промышленности при закладке искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова

0

Отходы производства и потребления в пределах лимитов, которые образовались в собственном производстве

0,3

Отходы IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации отходов перерабатывающей и добывающей промышленности

0,5

Отходы III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса

0,67

Отходы IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса

0,49

Отходы IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса

0,33

Чтобы рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимы:

Условия работы у организаций и предпринимателей уникальные. Поэтому нормативы выбросов, сбросов и размещения отходов экологи разрабатывают персонально для каждого плательщика «негативных» взносов. Нормативы утверждают в органе исполнительной власти субъекта РФ или территориальном отделении Росприроднадзора.

В каких документах бухгалтеру брать данные о нормативах и лимитах, смотрите в таблице.

В каких документах брать нормативы для расчета платы за НВОС

Категория опасности Где брать нормативы Примечание Объект I категории Комплексное экологическое разрешение

Если не получали комплексное экологическое разрешение, не сдавали декларацию о воздействии на окружающую среду, используйте действующие нормативы и лимиты из разрешений на выбросы и сбросы, документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Старые разрешения и документы по отходам можно применять, пока не истекут сроки их действия, либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов

Объект II категории Декларация о воздействии на окружающую среду (не то же самое, что декларация о плате за НВОС) Объект III категории

Отчет о результатах производственного экологического контроля

Переходных положений нет. Плательщики не вправе использовать действующие разрешительные документы и должны подавать отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Отчетность о выбросах загрязняющих веществ входит в состав отчета о производственном экологическом контроле. По загрязнению атмосферы заполняют таблицу 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов также войдет в отчет ПЭК.

Нормативы по объектам III категории понадобятся только при выбросах и сбросах радиоактивных, высокотоксичных веществ и веществ с канцерогенными и мутагенными свойствами. Эти показатели бухгалтер найдет в расчете нормативов

Объект IV категории -

Для объектов IV категории нормативы не разрабатывают и плату за негативное воздействие на окружающую среду за них перечислять не нужно

Примеры расчета ставок НВОС в 2023 году

Как рассчитать ставки НВОС в 2023 году, мы рассказали в Системе Главбух. Смотрите пошаговую инструкцию по расчету ставок НВОС.

Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду

-  📷
- 📷

Скачать образец

В статье: