Мне всегда было интересно, что читают герои книг и фильмов. Мало читают, надо заметить. Как правило, вовсе не читают. Ну не до чтения им — они заняты собственными приключениями.
В современных фильмах, сериалах я вообще давно не видел не то что бы книжки, книжной полки или шкафа хотя бы для антуража. Мелькают иногда библиотеки с фолиантами, на фоне которых герои выгодно смотрятся, но и только.
Между тем книга в книге — отличный прием, о функциях которого я скажу в конце.
Однако примеры есть. Так герой Мураками читает Тургенева — «Рудина» и другие романы, у М. Петросян мелькает «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха. Очень к месту.
Есть книги в книгах в качестве непременного условия сюжета, как, скажем у Джаспера Ффорде. Придуманные учебники, книги, например, в "Гарри Поттере..." и т.д.
Когда книга становится, условно говоря, персонажем произведения — это редкость, как, скажем, та, которую читает мальчик в «Бесконечной истории». Именно она дает и возможность бесконечного квеста, и диктует некоторые правила фантэзийного бытия, и имеет свой характер, харизму. Без книги ничего бы и не было. (Правда, я не понимаю, зачем в фильме мальчика сделали другим, не таким, как в книге, но это так, к слову).
Моей любовью в отношении такого приема до сих пор остается повесть «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.
В истории упоминается много книг, а в самом начале они не просто возникают как деталь, а подчеркивают то, что сам герой пока еще не осознает.
Вот Саша Привалов ночует в избе на куриных ногах, памятнике Соловецкой старины, а так же, по совместительству, в служебном помещении института НИИЧАВО :
«Отвлечься бы, подумал я и взял книгу с подоконника. Это был Алексей Толстой, «Хмурое утро». Я открыл наугад. «Махно, сломав сардиночный ключ, вытащил из кармана перламутровый ножик с полусотней лезвий и им продолжал орудовать, открывая жестянки с ананасами (плохо дело, подумал я), французским паштетом, с омарами, от которых резко запахло по комнате». Я осторожно положил книгу и сел за стол на табурет».
«Хождения по мукам» тут — сатирическое обрамление эпизода «цыканья зубом» и того, что произойдет дальше.
«— Кто это говорит? — спросил я, заглядывая за зеркало. За зеркалом было много пыли и дохлых пауков. Тогда я указательным пальцем нажал на левый глаз. Это было старинное правило распознавания галлюцинаций, которое я вычитал в увлекательной книге В.В. Битнера «Верить или не верить?». Достаточно надавить пальцем на глазное яблоко, и все реальные предметы — в отличие от галлюцинаций — раздвоятся. Зеркало раздвоилось, и в нём появилось моё отражение — заспанная, встревоженная физиономия».
Книга В.В. Битнера «Верить или не верить? Экскурсия в область таинственного» появилась в 1899 году. Это был довольно увесистый труд, где автор как раз разоблачал подобные способы проверки психического состояния, призывал использовать для этого тогдашние технические средства — фонограф, фотографию как таковую. Привалов когда-то читал книгу вовсе не как научную, а лишь как «увлекательную».
«Взгляд мой упал на подоконник, на растрёпанную книгу. В прошлом сне это был третий том «Хождений по мукам», теперь на обложке я прочитал: «П.И. Карпов. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники». Постукивая зубами от озноба, я перелистал книжку и просмотрел цветные вклейки. Потом я прочитал «Стих № 2»:
В кругу облаков высоко
Чернокрылый воробей
Трепеща и одиноко
Парит быстро над землей.
Он летит ночной порой,
Лунным светом освещенный,
И, ничем не удрученный,
Все он видит под собой.
Гордый, хищный, разъяренный
И летая, словно тень,
Глаза светятся как день».
Книга российского психиатра Павла Ивановича Карпова вышла в 1926 году (Госиздат) и была популярной.
Здесь — в «Понедельниках…» — название само по себе намекает на будущую связь необычных людей и той же техники, история с диваном скоро произойдет, да и все другие. Привиделось или нет все Привалову? Он сам сомневается, а в книге Карпова было описание циркулярного психоза, который все чаще поражал молодых людей от двадцати до двадцати пяти лет. Признаки такого психоза обнаруживались у людей гениальных: Ван Гога, Канта, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
"В маниакальной фазе психоза проявляется возбуждение, человек много работает и не чувствует усталости (вот уж точно — понедельник начинается в субботу), обостряется мышление, выдаются гениальные идеи, которые или кажутся бредом или, на самом деле, могут им быть. В депрессивной фазе возникают другие вещи: мания преследования, самобичевание, тоска. Однако фаза интермиссии позволяет таким людям свободно и успешно существовать в социуме".
Карпов в книге больше писал о рисунках душевнобольных людей, считал рисование элементом эффективного лечения, но взгляд Привалова выхватывает стих. Невольно вспоминаешь кота на дубе, страдающего склерозом.
В 1989 году вышел альбом группы «Агата Кристи» «Коварство и любовь», в который входила песня «Аллергия». Сами музыканты в разных интервью то называли стихи про воробья творчеством самих Стругацких, то указывали, что автор неизвестен.
Глеб Самойлов: «Это было инструментальное произведение. Потом на концертах я начал ее орать, потом подумал, что все-таки здесь не хватает стихов, и нашел вот это стихотворение Стругацких. Положили мы его на музыку, получилось очень органично». (Интервью Вадима и Глеба Самойловых на «Нашем радио» в передаче «Летопись», 07.09.2003)
Органично и забавно)
Утром Привалов вместо книги Карпова обнаруживает другую:
«Но подобрал я и положил на подоконник «Раскрытие преступлений» А. Свенсона и О. Венделя. Я тупо раскрыл ее, пробежал наудачу несколько абзацев, и мне сейчас же почудилось, что на дубе висит утопленник».
«Раскрытие преступлений» А. Свенссона и О. Венделя — издание «Иностранной литературы» 1957 года. Эта книга шведских криминалистов с кучей иллюстраций отличалась от прочих тем, что в ней пошагово расписывались действия следователя, который первым оказался на месте преступления. И Саша Привалов чувствует себя таким «первым».
На мой взгляд, книга в книге — это очень интересно.
Она может:
► быть важной деталью, которая что-то подчеркивает. Например, черту характера героя;
► стать персонажем со своей историей;
► участвовать в сюжете, являться его неотъемлемым элементом;
► предупреждать героя о будущих событиях;
► иллюстрировать, пояснять состояние героя;
► раскрывать тайны прошлого, пророчествовать;
► намекать читателю на важные эпизоды;
► и даже быть рекламой.
А вам нравятся герои, которые читают книги? Поделитесь мнением в комментариях.
Вариант статьи в ВК
Все статьи в подборке "Горячие темы"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература