Найти тему

Занимательная типографика: история в шрифтах

Оглавление

В процессе чтения обращали ли вы когда-нибудь внимание на шрифт? Почему для того или иного текста могут выбираться разные гарнитуры и шрифты и так ли это важно, в конце концов?

На шрифты в книгах я, признаться, тоже редко обращала внимание, пока не начала работать в библиотеке и не столкнулась с редкими немецкими изданиями. Среди них попадаются экземпляры, полностью напечатанные очень красивыми, но такими трудночитаемыми готическими гарнитурами, как например, Fraktur или, реже, Schwabacher.

Причём, вышеприведённые примеры не такие уж и старые издания – второй половины ХХ века, наш любимый Times New Roman к этому времени уже давно изобрели. Очевидна эстетическая функция таких начертаний, но на ней ли только всё заканчивается?

Конечно же нет, ведь у каждого шрифта свое «настроение». Один и тот же текст, набранный разными шрифтами, может восприниматься совершенно по-разному, и неудачные шрифты способны искренность превратить в сарказм, а эмоциональное высказывание – во фрагмент деловой переписки, или даже в какой-то мере подпортить впечатление от научного открытия мирового масштаба.

-2

Как готика под санкции попала

История письменности насчитывает тысячи лет, а история типографического книгопечатания – почти 600. Имя немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга известно всем, напечатанная им Библия считается точкой отсчёта истории книгопечатания в Европе.

Книга отличается исключительным качеством исполнения, гармоничной версткой, а также тем, что Гутенберг старался имитировать рукописные тексты в своей печати, варьируя начертание одной и той же буквы, из-за чего использовалось в два или три раза больше знаков, чем было минимально необходимо. Таким образом, первым типографическим шрифтом стала текстура – разновидность готического письма, распространённого тогда в Европе, внешний вид которого определялся техническими средствами для письма того времени, то есть гусиным пером, обрезанным под углом 45 градусов, а также необходимостью экономить место на дорогостоящем пергаменте.

Существует несколько разновидностей готического письма, но самая неоднозначная судьба постигла фрактуру. Возникнув в Германии начале 16 века, фрактура почти вытеснила остальные разновидности, и оставалась основным шрифтом до первой половины ХХ века. С приходом к власти нацистов, поначалу фрактура использовалась в пропаганде как истинно немецкий шрифт, передающий национальный дух, выглядящий серьёзно и основательно.

-5

И вот внезапно в 1941 году на шрифт фрактура налагается запрет, и всем типографиям приказано заменить его распространённой в остальной Европе антиквой. В чем была причина столь резкой смены настроений? Гитлер объяснял это тем, что «так называемое готическое письмо состоит из швабахских еврейских литер», и таким образом, недопустимо считать шрифт, созданным под влиянием еврейской культуры, истинно немецким. Правда же в том, что при всей эстетичности фрактуры, она была весьма трудночитаема, что не способствовало распространению немецкого языка на оккупированных территориях.

На трудночитаемость фрактуры указывали даже известнейшие немецкие литераторы, в частности, ещё в середине 19 века Якоб Гримм писал: «Ее прописные буквы бесформенны <...> Она препятствует распространению немецкоязычных книг за пределами Германии и пробуждает в иностранцах чувство отчуждения».

Сегодня фрактура и другие готические гарнитуры используются в основном как элемент стиля, делающий акцент на национальные европейские традиции и историческую эпоху – на обложках, иллюстрациях, логотипах (особенно алкогольных напитков), а некоторые люди до сих пор, увы, ассоциируют их с третьим рейхом…

Вам шрифт с засечками или без?

В большей части Европы готические начертания становятся неактуальны уже с эпохи Возрождения. На смену им приходит антиква – класс типографских шрифтов с засечками. Как видим, в истории печатных шрифтов развитие шло в сторону упрощения, от чрезмерно сложных готических форм к более простым и дружелюбным.

Следуя названию, истоки антиквы восходят к античным временам, позаимствовав у римлян маюскулы в качестве заглавных букв и сами засечки – короткие поперечные штрихи, завершающие свободные концы всех линий. Засечки перешли в печать, вероятно, по тем же причинам, по которым изначально использовались в римских камнерезных буквах – для придания единообразия и законченности формы.

-7

Прародителем прописных букв антиквы стал каролингский минускул – тип средневекового письма с чёткими, свободно поставленными буквами латиницы. Деятели раннего итальянского Возрождения были впечатлены простотой и удобочитаемостью минускула, по сравнению с готическим письмом, и таким образом возникло гуманистическое письмо, а затем и печатная ренессанс-антиква. Известные художники и ученые эпохи Возрождения, среди которых Лука Пачоли и Альбрехт Дюрер, исследовали возможности начертания шрифтов, стремясь к сочетанию логики, эстетики и удобочитаемости.

Шрифты с засечками и по сей день считаются наиболее легко читаемыми и приятными глазу именно в больших печатных текстах. Да-да, тот самый Times New Roman относится именно к этому типу гарнитур. Некоторые шрифты с засечками уместно использовать, например, в логотипах, если нужно подчеркнуть класс и статусность, особенно популярны в этом плане Didot и Bodoni.

Гротескные шрифты, они же шрифты без засечек, появились ещё позже, в XIX веке, и использовались с целью привлечения внимания в рекламе и типографских заголовках. От антиквы отличаются равной толщиной всех штрихов, минималистичностью и простотой форм. При этом некоторые шрифты без засечек имеют в своём названии Gothic, и уж тут можно окончательно запутаться, по начертанию они совсем не похожи ни на фрактуру, ни на швабахер.

-10

Причина в том, что «готический» в раннем значении было синонимом «варварскому». Более грубые, рубленые формы вызывали такие ассоциации в сравнении с формами, характерными для эпохи Возрождения. Гротескный в значении «странный», по всей видимости, отображает реакцию на новые типы гарнитур, казавшиеся непривычными около 200 лет назад.

-11

Тем не менее, лаконичные простые формы новых шрифтов завоевали своё место в типографике, а в XX веке они идеально вписались в дух времени и стали использоваться в печатных текстах. Позже, с развитием технологий, их стали использовать в электронике, ведь для ранних цифровых шрифтов размер файла был критичен, а чем меньше линий, и чем более они прямые, тем меньше места в памяти компьютера занимает текст.

Нельзя не отметить, что типографика всегда подвержена влиянию эпохи, и можно найти созвучия между формами готической архитектуры и формой готического письма, так же как и между эстетикой баухауса и гротескных шрифтов начала XX века, таких как Futura.

-12

Одной из самых популярных и широко используемых гарнитур стала Helvetica, созданная в Швейцарии в 1957 году. Нейтральная, легко читаемая и гармоничная гельветика популярна настолько, что про ее влияние на визуальную культуру сняли целый документальный фильм!

А что у нас?

Как известно, у славян письменность появилась благодаря братьям Кириллу и Мефодию в IX веке, и по сей день называется кириллицей.

Самый древний способ написания кириллицы – уставное письмо, характеризующееся чётким начертанием, прямолинейными угловатыми формами, вписывающимися в квадрат (за исключением нескольких знаков). Устав отличается медленностью и трудоёмкостью исполнения, ведь буквы не писались, а рисовались пером. Ещё одной особенностью уставного письма было отсутствие пробелов между словами.

-13

Постепенно к XIV веку из устава возник новый рукописный шрифт – полуустав, с более округлыми и мелкими буквами и пробелами между словами и в целом более быстрым и простым начертанием. Именно полуустав послужил основой для шрифтов русских первопечатных книг.

На Руси первопечатником стал Иван Фёдоров, издатель первой в нашей стране точно датированной печатной книги «Апостол», которая по праву считается шедевром типографического искусства. Книга вышла в свет 1 марта 1564 года по юлианскому календарю, что соответствует 14 марта по григорианскому, и эта дата ныне празднуется Русской православной церковью как день православной книги.

И церковные, и светские книги печатались полууставным шрифтом до тех пор, пока Петр I в 1708 году не издал указ о введении гражданского шрифта. В это же время была проведена реформа русского алфавита, в результате которой изменился состав азбуки и упростились начертания букв. Целью такой реформы было приблизить облик русской книги и иных печатных изданий к тому, как выглядели западноевропейские издания того времени. Новый шрифт, соединивший в себе черты русской скорописи XVII в. и западноевропейской антиквы, был предназначен для печати светских изданий: официальных публикаций и периодики, технической, военной, научной, учебной и художественной литературы, а прежний церковный шрифт остался только для книг духовного содержания.

С тех времён графика русского шрифта развивается, преобразуется и изменяется в тесной связи со шрифтами Западной Европы, и многие популярные латинские шрифты адаптируют для кириллицы. Однако из-за специфики кириллического алфавита, сделать это не так просто, как можно подумать на первый взгляд.

Известный российский дизайнер-шрифтовик Юрий Гордон в своей «Книге про буквы от Аа до Яя» делится опытом кириллизации латинских шрифтов. Конечно, когда дело касается переноса аналогичных или близких по начертанию букв, то проблем не возникает. Но когда дело доходит до визуально отличающихся букв, таких как П, Л, Ш, Щ, Ц, возникает проблема «текстового забора», буквы как бы смешиваются, текст становится неконтрастным и плохо читаемым.

Сложности возникают из-за присутствия сразу нескольких особо широких знаков (ш, щ, ю, ж ы), притом, что выносных элементов (как в буквах k, f, g, b) намного меньше, а также из-за сходных между собой начертаний, что делает буквы невыразительными. Автор высказывает мысль, что из-за графических отличий значительно сложнее создать настолько же гармоничные гарнитуры для кириллицы. Впрочем, современный алфавит молод, ему немногим больше 300 лет, и это даёт нынешним дизайнерам, работающим с кириллицей, невообразимый для западных коллег простор для фантазии.

Современные гарнитуры разрабатываются как в дизайн-студиях, вроде Letterhead, так и отдельными художниками; некоторые выкладываются в бесплатный доступ, остальные можно купить, точнее, приобрести лицензию на их использование. Например, в крупнейшем в России шрифтовом магазине Paratype кириллических гарнитур больше тысячи.

Есть там и шрифты, вдохновленные уставом и полууставом, но на сегодняшний день используются они только в качестве акцента для оформления обложек, иллюстраций, логотипов, как и средневековые готические гарнитуры. Иногда латинские варианты подобных начертаний даже (безграмотно!) называют русским готическим шрифтом.

А дальше?

На этом наше погружение в типографику не закончено – будет и вторая часть, про интересные и забавные факты, связанные с разными шрифтами. Оставайтесь на связи!

Кореневская Елена Алексеевна, библиотекарь отдела литературы на языках народов мира