С его слов он был таким, каким его создал Бог, с поправкой на воспитание, которое получил в семье, на обстоятельства, что в одночасье круто меняли вектор его жизни, на свойства того века, в котором он жил и на характер той страны, в которой он жил и действовал!
✅ Любопытные факты из жизни П.И. Чайковского...
- Он был уверен в том, что талант - это слепая необъяснимая сила инстинкта, которой следует пользоваться с умом. Именно интеллект, помноженный на усердие, рождает гениев. Даже очень талантливый, но глупый человек не способен покорять Олимпы творчества. И Пётр Ильич Чайковский совмещал в себе и талант, и интеллект, и трудолюбие.
В письме к Надежде Фон Мекк, русской меценатке, которая с огромным обожанием относилась к композитору, а заодно и долгое время искренне покровительствовала ему, поддерживая материально, Чайковский писал:
- И сегодня даже страшно представить, что судьба великого композитора могла бы сложиться совсем иначе. Ведь несмотря на то, что он с детства тяготел к музыкальному искусству, но о карьере композитора, да и вообще музыканта он никогда не задумывался всерьёз. Хотя, мне кажется, что в этом факте есть некое лукавство, целью которого было нагнетание интриги.
Отлично зная детскую психологию, смею предположить, что маленький Петя не только мечтал, но и в детских фантазиях и грёзах видел себя, как минимум гениальным музыкантом. Кстати, вся семья Чайковских была очень музыкальна.
Мама, Александра Андреевна Ассиер, играла на арфе и фортепьяно, а ещё она великолепно исполняла русские романсы. Папа, который, на минуточку, был военным горным инженером и в отствку ушёл в звании генерал-майора, прекрасно играл на флейте.
- Петя с лёгкой руки мамы уже с 5 лет играл на фортепьяно, а ещё парню очень нравилось играть на механическом органе - оркестрине. Но при всём пиетете, что вся семья испытывала к музыкальному творчеству, карьера музыканта даже не выносилась на обсуждение.
- И ещё один весьма любопытный факт. Первое время музыкальные уроки Петру преподавала крепостная Марья Пальчикова, а позднее отец подыскал своему сыну в учителя немецкого пианиста, моего тёзку - Рудольфа Кюндингера. За три года обучения с профи юноша очень сильно вырос, как музыкант.
- Однако, позднее, при личной встрече отца Петра и Кюндингера, которая произошла, когда парню был 21 год, немецкий музыкант честно ответил, что "особых музыкальных способностей у Пети нет, да и начинать делать карьеру музыканта ему уже поздно".
- Впрочем ещё до этой беседы, карьера Петра была предопределена. Но если изначально Илья Петрович предполагал направить своего сына учиться по его стопам - в Горный корпус, то в последний момент он передумал, и очень скоро будущий композитор стал студентом Императорского Училища правоведения в Питере.
- Учился Пётр очень неплохо, по большинству дисциплин имел оценки "отлично", но юриспруденция ему была не по душе. Значительно позднее, в 1885 году, когда Чайковский был уже известным композитором, администрация училища обратилась к именитому выпускнику написать что-нибудь в честь 50-летнего юбилея этого заведения.
Чайковский с огромным НЕжеланием принял предложение, но тем не менее написал два произведения: "Правоведческий марш" и "Правоведческую песнь", причём на собственные слова. Однако сам на юбилей не пришёл. Всё-таки творчество и право - вещи несовместимые!
- ...Словом, после окончания училища правоведения, получив на финише чин титулярного советника девятого класса, Пётр Ильич поступил на службу в Департамент Министерства юстиции. Однако любовь к музыке не только в нём не угасла, но и напротив, разгоралась с большей силой. Отец молодого человека, зная об этом, к удивлению сына сам предложил тому поступить в консерваторию, т.к. считал вполне приемлемым совмещение работы юриста и обучение музыке.
- С сентября 1861 г. Чайковский начал обучение в Музыкальных классах Русского музыкального общества, в 1862 г. которые были переименованы в Санкт-Петербургскую консерваторию. Пару лет будущему композитору удавалось совмещать работу на госслужбе и обучение музыке. Но долго это не могло продолжаться, т.к. чем больше молодой человек влюблялся в музыку, тем больше ненавидел профессию чиновника, пусть и юриста.
- Словом, в один прекрасный день 1863 г. Пётр Ильич плюнув на всё, включая и на те надежды, что возлагала на него семья, раз и навсегда оставил государственную службу, решив посвятить себя всецело службе музыкальному искусству!
До конца своих дней Чайковский был искренне благодарен своему отцу, который, хоть и крайне огорчился выбору сына, но никогда ни единым словом не высказывал своей неприязни на этот счёт.
✅ П.И. Чайковский - Человек, Творец, Мыслитель...
Итак, всё получилось так, как и должно было случиться во благо самого П.И. Чайковского, России, да и всего человечества! А вот теперь стоп! Сразу признаюсь, что хотя у меня есть несколько любимых произведений великого композитора, я даже составил во вчерашней публикации собственный мини-хит-парад, если кому-то интересно, ловите ссылочку:
...Но я неважно разбираюсь в классической музыке, и я не являюсь экспертом творчества, да и биографии Петра Ильича Чайковского. А потому я не смею браться за то, в чём некомпетентен. Однако я очень неплохо разбираюсь в людях.
И хотя предпочтение всегда отдаю получению информации, общаясь "глаза в глаза", но когда такой возможности нет, то довольствуюсь авторскими текстами, ведь и то, что идёт из-под пера = тому, что идёт из первых уст, не так ли? Хотя в реальном общении следует делать поправку на язык жестов, мимики и звучание голоса.
Задача, которую я поставил перед собой сегодня, заключается в том, чтобы поделиться с вами, мои добрые читатели, в первую очередь человеческой и философской составляющей нашего гениального соотечественника.
Впрочем, работу над статьёй я начал ещёвчерапозавчера. Запустив для вдохновения Плейлист с произведениями Чайковского, я несколько часов читал Дневники композитора. Если кому-то из вас интересно, то кликайте на голубую текстовку и попадёте на сайт, на котором я вчера гостевал. Дабы не слишком перебрать с объёмом статьи, писать решил тезисно, с использованием чайковских цитат и тезисов.
- П.И. Чайковский большую часть своей жизни вёл дневники. В какой-то момент он осознал тот факт, что в его случае содержание дневников рано или поздно всплывёт на светскую поверхность. И потому в какой-то момент он решился на то, чтобы сжечь дорогие себе записи.
И только 11 тетрадей, благодаря чаяниям его младшего брата Модеста, были собраны и описаны, а позднее, опять же благодаря участию другого брата Ипполита, обрели вторую жизнь. Незадолго до смерти Ипполит Ильич, вместе с первым директором Дома-музея Чайковского - Н.Т. Жегиным издали большинство из оставшихся дневников (кроме дневника №2, что увидел свет лишь в 2003 г. в альманахе "Забытое и новое").
Меня умиляет, насколько искренне, лаконично и в то же время ёмко писал композитор в своих дневниках. За каждым словом - эмоциональный посыл. Ловите для примера парочку чайковских дневниковых тезисов:
- Однако большим благом для последующих поколений был тот факт, что Пётр Ильич любил вести переписки с людьми, которых либо очень сильно любил, либо искренне уважал. Он сам всегда вёл переписку, не прибегая к помощи секретарей, во-первых, потому как считал, что это дело сугубо личное, а во-вторых, потому как ему самому этот вид прозаического творчества был весьма люб.
- Ну и рекордсменом в плане количества писем, написанных друг друг в рамках дружеской переписке, является общение посредством слова Чайковского с упомянутой мною выше - Надеждой фон Мекк. Вы не поверите, но из писем, что они обменялись за 14 с хвостиком лет, можно построить крохотный бумажный небоскрёб. 1220 писем, причём есть версия, что было их ещё больше! Тема переписки была самая разнообразная, включая и самые сокровенные помыслы.
Но особенно меня поразил тот факт, что филантропка Надежда Филаретовна фон Мекк, будучи супругой железнодорожного магната К.Ф. фон Мекка, не желая себя провоцировать в свете, поставила условие П.И. Чайковскому - никогда в жизни не пересекаться. Смею предположить, что это была та самая куртуазная, ну или как её ещё называют платоническая любовь с первой ноты! Опять же это лишь мои домыслы.
- Кстати одним из хобби композитора, как собственно и моим, на протяжении всей жизни оставалось чтение биографии, дневников и писем гениев человечества. Впрочем он не до конца доверял содержанию всего написанного:
- А вот Мне кажется, что композитор был бы не прочь и попробовать себя в писательско-поэтическом жанре, потому как он очень любил читать и очень эмоционально либо восхищался, либо возмущался творчеством иных писателей.
Собственно писательскую стезю он оседлал и довольно успешно, но в основном все его работы носили профессиональный характер (музыкальное искусство и педагогическая деятельность). Главным образом это были статьи, учебники и переводы. Хотя писал он и фельетоны и небольшие рассказы, но они были читаемы лишь узким кругом друзей и близких композитора.
Допускаю, что первый опыт, полученный в детстве, воспретил его разуму пробовать себя более серьёзно на писательской ниве. П.И. Чайковский вспоминал, что в далёком детстве пробовал писать стихи, правда почему-то на французском, и тогда же в себе, как в поэте, крепко разочаровался. Но оно может и к лучшему.
Читая дневниковые записи Чайковского я поймал себя на мысли, что он тоже много чего не договаривал. Хотя возможно так мне показалось потому что писал он тезисно, чаще просто перечисляя события, которые произошли с ним в тот или иной день.
А ещё мне кажется, что дневниковые записи прошли своего рода "братскую цензуру". Как-никак два брата имели к ним доступ, и они бы точно не допустили, чтобы иная "бяка" жирной кляксой легла на белоснежный ватман биографии их именитого брата. Впрочем, это лишь мои хитроумные домыслы, и не более того.
- Кстати, привлёк в дневниках композитора меня вот этот факт, даже не столько привлёк, сколько резанул мой
слухвзгляд. Как вы, друзья, относитесь к Эмилю Золя? Лично я очень даже положительно! В молодости романы его читал запоем. И вдруг встречаю в дневниках вот этот тезис, который меня неприятно удивил:
Причём сказано это было не в пушкинском позитивном смысле, помните: "Ай дa Пушкин, ай да с@кин сын!", а точно с привкусом порицательного негодования. ...Роман "Земля" Золя не имел чести читать, даже не слышал о нём никогда. Ради интереса пробежался по первым страницам романа, который предстал перед глазами Чайковского и понял, в чём дело.
Натурализм, с которой Золя пишет и о людях, в данном случае крестьянах, и об их взаимоотношениях, действительно пронизан авторской не столько даже брезгливостью, сколько отвращением к своим героям.
Эмиль Золя ну очень жёстко проходится и по людским порокам, и по страстям, и по пристрастьям. Словом, я понял, что вызвало в Чайковском столь неприкрытый негатив, ну и да, для дневника он выразился нормально, ведь писал он тогда для себя, а не для нас с вами.
- Часто с трепетом и грустью Чайковский вспоминал о своей матушке - Александре Андреевне Чайковской (как я уже писал выше в девичестве - Ассиер), которая умерла в 1854 г. от холеры, когда нашему герою было всего 14 лет. Смерть самого близкого человека в подростковом возрасте - это всегда двойная душевная травма. Именно так было и с Петром. В дневниках он писал:
"...я никогда не смирюсь с мыслью, что моя матушка, которую я безмерно любил, навсегда исчезла из моей жизни. Мне очень жаль, что мне никогда не удастся признаться ей в том, что и через 23 года разлуки я люблю её столь же сильно!"
Мама была на 17 лет младше отца Петра. И да, она была его второй женой. Первая также рано ушла из жизни, оставив на светлую память Ильичу Петровичу дочь - Зину. И коль уж я вновь затронул тему семьи, то сразу оговорюсь, что в семье Чайковских было 6 детей. О троих я уже писал: Пётр, Ипполит и Модест. Но ещё у Модеста был брат-близнец, и у всех 5 братьев была сестра Сашенька.
Кстати, холерой переболел и Илья Петрович, но он чудом избежал этой участи, а вот сам композитор повторил судьбу своей матери, снискав смерть от той же самой "Пиковой дамочки" со страшным именем - Холера.
Впрочем, не сомневаюсь, что если бы Александра Андреевна не умерла так рано (на момент смерти ей было 42 года), то как знать, может быть батюшка бы Петра отважился ещё на одного-другого ребёнка.
Причём пишу эти строки я на полном серьёзе, исходя из того факта, что сам отец Петра Ильича рос в семье, где было 9 детей (хотя читал информацию и о том, что в его семье было 19 и даже 20 детей), но больше склоняюсь к меньшей цифре.
Но интересен факт, что мама Ильича Петровича родилась в 1751 году, а младший ребёнок - Олимпиада родилась в 1801 году, вот и получается, что родилась тётя Петра Ильича, когда маме её было - 50 лет!
✅ Жизненная философия П.И. Чайковского...
- ...Пётр Ильич очень много размышлял о радостях и тяготах жизни, чем щедро делился со своими дневниками и с визави по переписке. Был ли он счастливым человеком? Несомненно! Считал ли он себя счастливым человеком - не факт. Он полагал, что жизнь - это череда горестей и радостей, и считал, что в этом и состоит её прелесть:
- ...Что касается человеческого счастья, то Чайковский был уверен в том, что счастье прежде всего живёт в здоровье (кстати, не только в физическом, но и в душевном), в семье и конечно же в работе. Он считал, что люди искусства созданы для того, чтобы одновременно и творить, и страдать!
- Композитор полагал, что человек сам призван искать и находить повод для жизненных радостей. Он писал о том, что за бедой не приходится стоять в очереди, она сама нас всегда и найдёт, и обслужит по полной, а вот за счастьем выстраиваться столь длинная очередь, что и пристраиваться нет смысла. Гораздо проще самому человеку как можно чаще стараться создавать счастливые мгновения.
- А ещё Чайковский очень любил русский народ (впрочем, думаю - любой простой народ, помните ту самую неприязнь, что испытывал Пётр Ильич к Эмилю Золя?) и искренне им восхищался.
Хотя одним из моментов его разноглася с коллегами из "Могучей кучки" было то, что они ратовали за революционные перемены и выступали за уникальность русского народа. А Пётр Ильич держал линию династии и был более космополитичен в отношении народа, имея скорее европейский взгляд на этот счёт.
Композитор призывал, в случае, если не человек не находит в себе радостных мотивов, отправляться в народ и учиться у того быть счастливым. А в процессе обучения - жить чужим весельем! Он с восхищение говорил о том, как простой народ умеет веселиться, как мало ему нужно для ощущения радости и счастья:
...В зрелом возрасте Пётр Ильич, как и любой состоявшийся человек, с удовольствием и с лёгкой грустью вспоминал свои детство, юность и молодость. Ему крайне жаль было то время, что безвозвратно опустилось в архивы его жизни, но в то же время он никогда ни о чём не жалел и не мечтал всё начать сначала.
Он писал о том, что жизнь немало его утомила, ведь цена иных прожитых лет была слишком высока. Будучи творческой личностью с тонкой кожей души он всякий раз крайне тяжело переживал и серьёные испытания и великие невосполнимые утраты:
...Мне очень близки эти мысли композитора, думаю, что и многим из вас, уважаемые читатели. С одной стороны наша молодость подарила нам много счастливых моментов, но с другой - те, испытания и потери, что пришлось пережить, отбивают всякую охоту желать заново пройти этот путь, разве что перечитать роман собственной жизни через воспоминания и дневники, что нередко и делал герой моего сегодняшнего повествования.
- Принято считать, что музыканты - так творческая категория людей, что не интересуется политикой, ведь мир Музыки - вне системы, да и музыканты - люди не от мира сего. Однако не стоит забывать о том, что Чайковский, прежде чем "выбрать дудку", оставался некоторое время юристом, и в то время очень даже интересовался политикой. Да и впоследствии всё, что происходило в России и в мире его весьма интересовало.
Он не был революционером и более того, он был искренним поборником монархии. Однако особое расположение он испытывал к Александру II, который, как известно был одним из наименее консервативных государей. И как знать, если бы не его смерть, то возможно бы Россия уже в конце XIX века познала бы хотя бы привкус демократии. А случись это, то возможно бы и известных событий 1917 года бы не случилось.
- Пётр Ильич всякий раз искренне переживал, когда слышал об очередных покушениях на жизнь Александра II. В своих дневниках и письмах он писал о несовершенстве государственного устройства России и полагал, что Россия созрела для необходимых реформ.
Он был противником всяческих революционных мер (как я упомянул выше), понимая, что цена этому - слёзы и кровь, но полагал, что правительство Александра II способно изменить политическое устройство России в пользу народа. Он мечтал о том времени, когда всех граждан России призовут к участию в управлении жизнью страны:
✅ Гимн музыкальному искусству из уст Чайковского...
- Но если говорить о счастье по Чайковскому, то оно, главным образом, сводилось к его творчеству. Он считал, что Музыка - вездесущая и всесильная богиня, и там, где бессильны слова, во всём своём величии вступает в дело красноречивый язык музыки.
Чайковский считал, что истинная красота музыки заключается в простоте и естественности, что музыка является главным вдохновителем жизни и олицетворением счастья. Пётр Ильич скромно полагал, что он от природы был одарён способностью просто и искренне с помощью языка Музыки выражать в полной мере любые чувства, эмоции, образы и настроения любого сюжета.
Однако мне кажется, что именно его понимание той миссии, что музыка призвана нести в несовершенный мир, наполняло его произведения несокрушимым величием, неповторимой грацией, романтической лирикой и могущественным волшебством. Музыка по мнению композитора - это своего рода исповедь души, только не через слова, а через ноты и звуки.
- Цель Музыки, по мнению Чайковского заключается в том, чтобы нести гармонию, тепло, свет, мир и любовь не только в конкретного человека, но и в целом в человеческую Вселенную. Если бы композитор решитл перефразировать слова Достоевского о том, что "Красота спасёт мир", то он бы непременно сказал: "МУЗЫКА СПАСЁТ МИР!"
- А ещё, кто бы что бы ни говорил, но П.И. Чайковский - исключительно русский композитор, и он это постоянно подчёркивал, причём не только словами ("Я до сих пор не встречал человека, который был бы более меня влюблён в матушку-Русь!"), но и своим творчеством!
✅ Истинный секрет гениальности П.И. Чайковского...
Каждый гений уникален по своему, и Пётр Ильич Чайковский не является исключением. Однако начать следует с качества, без которого ни один даже самый талантливый человек в своей сфере, не способен подняться на Олимп гениальности. Речь идёт о Трудолюбии. Для человека, столь влюблённого в музыку, это качество было естественным, разве только степень его была утроена.
Однако сам композитор уверял, что труд в его профессии является главным катализатором для более важной составляющей гениальности, имя которой - Вдохновение! Оно не признаёт лентяев! Именно из труда, по мнению Чайковского рождается вдохновение! Другое дело, что последнее мимолётно, и вдохновение надо уметь удержать, хотя бы лишнее мгновенье.
А ещё вдохновение любит тишину и полное спокойствие. Чайковский уверял, что если кто-то думает, что музыкальные шедевры можно творить в состоянии аффекта, сильно ошибается.
Музыкант считал, что те чувства и эмоции, которые в итоге выливаются в музыку - ретроспективны. То есть на момент создания произведения мозг должен быть трезв, душа должна пребывать в гармонии, но вот вчерашние переживания радостные или печальные, они то и будут питать будущий музыкальный проект.
...Однако не следует думать, что Чайковский отдавался Музыке без остатка, работая в режиме 24/7. Конечно он был Гением, но прежде всего он всё-таки всегда оставался обычным человеком, а потому ничто человеческое ему не было чуждо.
- Он очень любил путешествовать, т.к. прекрасно понимал, что путешествуя, мы познаём мир во всём его величии и многообразии красок. Он много путешествовал не только по России, но и по всему миру! Он повидал многие "чудеса света", взбирался на Эйфелеву башню и опускался под Ниагарский водопад, бороздил просторы Каспия и с упоением путешествовал по Волге-матушке, а ещё он обожал посещать музеи и выставки. Всем этим, пусть тезисно, он с удовольствием делился как со своими дневниками, так и друзьями.
- А ещё композитор обожал светские приёмы и балы,
тусовкибанкеты и кутежи. Пётр Ильич и сам был весьма гостеприимным хозяином. На гостях он не экономил. Веселился он от души, широко и щедно, не считая денег. Да и к крепким русским напиткам относился с почтением... - Как известно люди искусства никогда не купались в злате, Чайковский, особенно на первых порах, также вкусил "все прелести" нищенской жизни. Однако после Фортуна повернулась к музыканту своим ликом, и финансовая составляющая его жизни стала приводиться в порядок.
- Как я уже отметил выше некоторое время композитора поддерживала меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк, благодаря которой ежегодный его доход пополнялся на 6000 рублей - огромная сумма по тому времени. Плюс неплохие заработки за исполнение его произведений на сценах российских театров и концертных залов.
- И хотя П.И. Чайковский не был замечен ни в игорных домах, ни в звёздных вертепах, но вот что ему точно не удавалось, так это наживать и рационально-выгодно вкладывать деньги. Плюс природная щедрость и гордость, которые не позволяли ему оставлять в беде своих родных и друзей, всё это приводило к тому, что композитор вновь и вновь залезал в долги, а потому денежные проблемы, словно Дамоклов меч нависали над музыкантом.
- В какой-то момент, вопреки своим принципам писать музыку, что исходит из души, Чайковский берёт на себя непосильное бремя - писать музыку на заказ. Впрочем, в какой-то момент душа композитора начала наполняться азартом, и вскоре он уже и сам признавал тот факт, что и такой формат творчества ему по душе:
- В какой-то момент Безденежье так больно наступило на горло Чайковскому, что он был вынужден обратиться за помощью к Императору Александру III, попросив того выдать ему в долг 3000 рублей. Государь с радостью удовлетворил просьбу композитора с небольшой поправкой, суть которой сводилась к тому, что деньги эти будут предоставлены композитору не в долг, а безвозмездно, в благодарность за тот вклад, что Чайковский внёс в культуру государства Российского!
✅ Личная жизнь Петра Ильича Чайковского...
...Что касается личной жизни композитора, то вокруг неё и сегодня витает огромное количество слухов и домыслов. Если честно, вначале я вообще не хотел освещать в своей статье данный аспект биографии Петра Ильича. В каждом из нас полно тараканов, паучков и прочих "животных", которые делают нас не только уникальными, но и весьма уязвимыми.
У П.И. Чайковского, как и у любого из смертных, были и свои насекомые, и скелеты в эксклюзивоном шкафу и огромный чулан со страхами. Я не хочу поднимать тему с его пороками, которые музыкант хоть и не отрицал, но всячески большую часть жизни с ними боролся. Но к сожалению они не могли не отразиться и на его личную жизнь.
- Среди реальных любовных пристрастий писателя была бельгийская оперная певица - Маргарита-Жозефина-Дезире Монтанье Арто, по совместительству племянница скрипача и композитора Жезефа Арто.
Если верить самому Чайковскому, то одно время он был безумно в неё влюблён! И то, что она была и на 5 лет старше Чайковского, его нисколько не беспокоило. Он даже посвятил ей один из своих романсов. Признавшись в своих чувствах, он уже готов был сделать певице предложение, как совершенно неожиданно оказалось, что у неё был свой избранник, за которого она и вышла замуж
- Ну а женился в итоге Пётр Ильич на Антонине Ивановне Милюковой. Со слов самого композитора, их историю любви и романом то назвать было бы неправильно. Всё началось с письма Антонины Ивановны, которое написано было очень искренне и страстно. В нём девушка призналась в любви, причём в давнишней, к композитору.
Между ними завязалась переписка. В одном из писем девушка пригласила музыканта к себе в гости. Встреча состоялась, однако Пётр Ильич, если верить его словам, признался ей уже тогда, что никаких чувств, кроме симпатии и уважения к юной леди не испытывал. Такого рода общение продолжалось около пяти лет.
Лично мне кажется, что Антонина Ивановна чуточку манипулировала чувствами композитора, потому как в том сформировалось чувство вины и страх ответственности за то, что в случае его отказа быть рядом с нею, девушка не просто станет несчастной, а покончит с собой. В результате Чайковский решил, что стоит перед выбором:
Прежде, чем предложить свою руку и сердце, Чайковский честно описал собственный характер, причём, делая упор на не самых лицеприятных своих качествах (нелюдимость, раздражительность и неровность темперамента и т.д.) Девушка его внимательно выслушала, а после с радостью согласилась стать супругой своего избранника. Венчание случилось 06 июля 1877 года.
- Впоследствии композитор искренне жалел о поспешном и эмоциональном решении. Его семейнаая жизнь складывалась более чем грустно. Очень скоро он начал испытывать к Антонине Ивановне неприязнь, которая подпитывалось подобным отношением и к её родным и близким.
В какой-то момент Чайковский решил оставить супругу. Вначале он отправился в Санкт-Петербург, а после и вовсе за границу. Начался очень непростой этап в жизни композитора. Некоторое время он совершенно не мог творить. Всё о чём он мечтал - о том, чтобы разорвать ненавистный брак, но из этого у него ничего не получилось, ведь как известно, брак - это дорога с двусторонним движением.
В любом случае более Пётр Ильич не пересекался с супругой. Что же касается судьбы Антонины Ивановны, то она сложилась более, чем печально. Она заключила гражданский брак с неким Александром Шлыковым, который пытался строить карьеру юриста, и которому она родила троих детей. Однако сожитель её постоянно болел, карьера не задалась, свет не признавал ни Антонину, ни отца её детей.
В результате дети были переданы в Московский воспитательный (сиротский) дом. Сама же Антонина Чайковская последние 10 лет жизни провела в домепризрениядушевнобольных. Ну а умерла несчастная женщина в феврале 1917 года, почти на четверть века пережив своего законного супруга.
Простите, но больше ничего о личной жизни композитора я писать не буду, хотя фактов или домыслов, начитался, но, во-первых, большинство из них белыми нитками шито, а во-вторых, о каких-то не хочу писать из этических соображений. Кто знаком с биографией композитора, понимает что я имею ввиду.
В любом случае, читая дневники и письма композитора я создал для себя более чем ясный и довольно полный портрет человека безмерно Талантливого, Умного, Мыслящего, Щедрого, Любящего свою Родину и свой народ! И это перекрывает все возможны минусы, которые только лишний раз доказывают человеческую сущность Петра Ильича Чайковского.
✅ Нефритовое резюме...
Обещал данную статью выложить в эфир ещё вчера, но не уложился по времени, за что прошу прощение у тех, кто прочитал мой презентационный пост.
Ещё раз обращаю ваше внимание, друзья, что я не претендую на достоверность всех изложенных фактов (хотя сам им полностью доверяю, т.к. использовал лишь то, что логически обосновано) и уж тем более на объективность моих собственных мыслей, хотя их искренность - гарантирую. Пытаясь быть объективным, я нисколько не отрицаю некого пиетета, что испытываю к П.И. Чайковскому и как к Композитору, и как к Человеку. Однако собственное мнение, впрочем как и всегда, никому не смею навязывать!
🚀...И сегодня у меня, друзья, к вам только один вопрос:
- 📌 Кого из русских композиторов вы бы поставили на строчку выше Петра Ильича Чайковского?
🔔 P.S. С удовольствием приглашаю заглянуть и на мой ВТОРОЙ профессиональный КАНАЛ: