Да - а живого Христа так никогда и не увидеть. Или увидеть мимолетно, "ночью", чтобы днем поспешно замести следы этой тайной встречи...
Этими тайными учениками были – Иосиф Аримафейский и Никодим.
О первом упоминается во всех четырех Евангелиях, о втором – только в Евангелии от Иоанна.
Давайте с ними познакомимся поближе.
Итак – Никодим. О нем сказано так:
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских». Ин. 3.1.
Итак, Никодим – не просто фарисей, то есть тот, кто тщательно изучает и соблюдает Писание, но еще и один из «начальников Иудейских».
То есть человек, обладающий двойным авторитетом – и как знаток Писаний и как начальник.
И такой человек приходит к Христу…
Интересно, а по какой мотивации?
«Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Ин. 3.2.
Что ж – понятно. Он пришел к Христу из-за Его чудес.
Казалось бы, по этому поводу можно прийти и днем. Но он приходит ночью. Засвечиваться не хочет.
Обратите внимание и на то, как он называет Христа. Не Сыном Божьим, даже не пророком – Учителем.
Что ж – нравственный портрет этого «тайного» ученика потихоньку прорисовывается.
Он впечатлен чудесами Христа, он понимает, что это не «бесовский князь», каким его считали в его окружении другие фарисеи и книжники.
Но даже оставшись один на один со Христом, он все-таки не смеет называть Его ни кем другим, а только «Учителем».
Но ведь точно же не «учитель», точнее – явно больше «учителя». Ведь никакой другой учитель никогда не творил ничего подобного… Не воскрешал мертвых, не исцелял парализованных и слепорожденных, не изгонял бесов…
Явно, что не только «Учитель»… Но!...
Мало ли что – а вдруг? А как бы чего не вышло?.. А вдруг донесут?.. А вдруг Сам Христос про него что-нибудь скажет?.. Нет - лучше подстраховаться и называть Его просто и «нейтрально» - «Учитель».
И безопасно и уважительно.
Да – и пусть даже никто не знает об их встрече. Поэтому – только ночью.
Днем лишь молчаливо стоять в сторонке и наблюдать за пикировками других фарисеев со Христом. Сочувствовать, конечно, Христу, но при этом помалкивать в тряпочку. Опять же – себе дороже.
Но – нет. Он все-таки однажды осмелился выступить в защиту Христа, когда Его хотели схватить другие фарисеи, но их служители просто не осмелились это сделать:
«Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи одни из них, говорит им:
Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
Но это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
И разошлись все по домам». Ин. 7. 50-53
Классика просто! Классика затыкания!..
Смотрите, как психологически грамотно заткнули Никодима: «Ты что его защищаешь? Сам, небось, такой?.. Или тупой? Писаний не знаешь? Не приходит пророк из Галилеи!..»
И заткнули ведь. Больше о нем не слышно вплоть до погребения Христа.
Теперь второй тайный ученик – Иосиф Аримафейский.
Что же мы можем узнать о нем из Евангелий?
Он появляется на их страницах только тогда, когда Христос уже умер, и просит у Пилата снять Его с креста.
Интересно, что каждое из Евангелий добавляет нечто свое к его нравственному и психологическому портрету.
В Евангелии от Марка про Иосифа сказано:
«Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова». Мк. 15. 43.
Итак, Иосиф выписан даже с некоторым контрастом: с одной стороны не просто «член совета», а «знаменитый член совета», а с другой – «ожидал Царствия Божия».
Необычно. Обычно такие ребята не ждут никаких «Божьих Царств» - им и в этом царстве хорошо.
В Евангелии от Луки – еще один важный штрих к портрету Иосифа:
«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый». Лк. 23. 50.
Итак, кроме того, что он ждет прихода «Царства Божьего», он еще и человек «добрый и правдивый».
И наконец, Евангелие от Иоанна дает Иосифу завершающую характеристику:
«После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Христа, но тайный – из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса». Ин. 19. 38.
Что ж – теперь все понятно. В дополнение ко всем положительным характеристикам Иосифа добавляется и закономерная отрицательная – «боязнь Иудеев».
Ясно, что то же самое имеет и прямое отношение к Никодиму.
Они оба – «тайные» ученики Христа по трусости и боязни.
Но результат этого какой?
А то, что они имеют дело уже не с живым, а мертвым Христом, только с Его Телом.
Они даже – и это весьма символично! – пересеклись и оказались вместе только тогда, когда погребали Христа.
Живой Христос не оказал решающего влияния на их жизнь. Они предпочли остаться теми, кем были – богатыми фарисеями, членами совета, уважаемыми и почитаемыми людьми…
А не открытыми учениками Христа, что неминуемо означало лишение своего положения.
Увы!..
Что ж – не будем бросать в них камни. Неизвестно, как бы мы себя повели на их месте. Но только урок и нам стоит извлечь.
А мы всегда ли не боимся заявить о себе как о христианах и выступить против окружающего нас нечестия по отношению к тому же Христу?
Или помалкиваем в тряпочки, опасаясь за свои карьерные положения и мнения окружающих?
Однако - в этом случае финал и для нас будет тем же.
Если ты позволишь трусости стать одним из главных мотивов своего отношения к Христу, то в результате ты будешь иметь дело только с «мертвым Христом», а не с живым.
Живой Христос, как и для Никодима с Иосифом Аримафейским, пройдет мимо тебя, никак не изменив твою жизнь.