Найти в Дзене
Александр Дедушка

Тайные ученики Христа. У кого есть опасность иметь дело только с мертвым Христом?

К. Брюллов "Христос во гробе"
К. Брюллов "Христос во гробе"

Да - а живого Христа так никогда и не увидеть. Или увидеть мимолетно, "ночью", чтобы днем поспешно замести следы этой тайной встречи...

Этими тайными учениками были – Иосиф Аримафейский и Никодим.

О первом упоминается во всех четырех Евангелиях, о втором – только в Евангелии от Иоанна.

Давайте с ними познакомимся поближе.

Итак – Никодим. О нем сказано так:

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских». Ин. 3.1.

Итак, Никодим – не просто фарисей, то есть тот, кто тщательно изучает и соблюдает Писание, но еще и один из «начальников Иудейских».

То есть человек, обладающий двойным авторитетом – и как знаток Писаний и как начальник.

И такой человек приходит к Христу…

Интересно, а по какой мотивации?

«Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Ин. 3.2.

Что ж – понятно. Он пришел к Христу из-за Его чудес.

Казалось бы, по этому поводу можно прийти и днем. Но он приходит ночью. Засвечиваться не хочет.

Обратите внимание и на то, как он называет Христа. Не Сыном Божьим, даже не пророком – Учителем.

Что ж – нравственный портрет этого «тайного» ученика потихоньку прорисовывается.

Он впечатлен чудесами Христа, он понимает, что это не «бесовский князь», каким его считали в его окружении другие фарисеи и книжники.

Но даже оставшись один на один со Христом, он все-таки не смеет называть Его ни кем другим, а только «Учителем».

Но ведь точно же не «учитель», точнее – явно больше «учителя». Ведь никакой другой учитель никогда не творил ничего подобного… Не воскрешал мертвых, не исцелял парализованных и слепорожденных, не изгонял бесов…

Явно, что не только «Учитель»… Но!...

Мало ли что – а вдруг? А как бы чего не вышло?.. А вдруг донесут?.. А вдруг Сам Христос про него что-нибудь скажет?.. Нет - лучше подстраховаться и называть Его просто и «нейтрально» - «Учитель».

И безопасно и уважительно.

Да – и пусть даже никто не знает об их встрече. Поэтому – только ночью.

Днем лишь молчаливо стоять в сторонке и наблюдать за пикировками других фарисеев со Христом. Сочувствовать, конечно, Христу, но при этом помалкивать в тряпочку. Опять же – себе дороже.

Но – нет. Он все-таки однажды осмелился выступить в защиту Христа, когда Его хотели схватить другие фарисеи, но их служители просто не осмелились это сделать:

«Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи одни из них, говорит им:

Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

Но это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

И разошлись все по домам». Ин. 7. 50-53

Классика просто! Классика затыкания!..

Смотрите, как психологически грамотно заткнули Никодима: «Ты что его защищаешь? Сам, небось, такой?.. Или тупой? Писаний не знаешь? Не приходит пророк из Галилеи!..»

И заткнули ведь. Больше о нем не слышно вплоть до погребения Христа.

Теперь второй тайный ученик – Иосиф Аримафейский.

Что же мы можем узнать о нем из Евангелий?

Он появляется на их страницах только тогда, когда Христос уже умер, и просит у Пилата снять Его с креста.

Интересно, что каждое из Евангелий добавляет нечто свое к его нравственному и психологическому портрету.

В Евангелии от Марка про Иосифа сказано:

«Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова». Мк. 15. 43.

Итак, Иосиф выписан даже с некоторым контрастом: с одной стороны не просто «член совета», а «знаменитый член совета», а с другой – «ожидал Царствия Божия».

Необычно. Обычно такие ребята не ждут никаких «Божьих Царств» - им и в этом царстве хорошо.

В Евангелии от Луки – еще один важный штрих к портрету Иосифа:

«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый». Лк. 23. 50.

Итак, кроме того, что он ждет прихода «Царства Божьего», он еще и человек «добрый и правдивый».

И наконец, Евангелие от Иоанна дает Иосифу завершающую характеристику:

«После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Христа, но тайный – из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса». Ин. 19. 38.

Что ж – теперь все понятно. В дополнение ко всем положительным характеристикам Иосифа добавляется и закономерная отрицательная – «боязнь Иудеев».

Ясно, что то же самое имеет и прямое отношение к Никодиму.

Они оба – «тайные» ученики Христа по трусости и боязни.

Но результат этого какой?

А то, что они имеют дело уже не с живым, а мертвым Христом, только с Его Телом.

Они даже – и это весьма символично! – пересеклись и оказались вместе только тогда, когда погребали Христа.

Живой Христос не оказал решающего влияния на их жизнь. Они предпочли остаться теми, кем были – богатыми фарисеями, членами совета, уважаемыми и почитаемыми людьми…

А не открытыми учениками Христа, что неминуемо означало лишение своего положения.

Увы!..

Что ж – не будем бросать в них камни. Неизвестно, как бы мы себя повели на их месте. Но только урок и нам стоит извлечь.

А мы всегда ли не боимся заявить о себе как о христианах и выступить против окружающего нас нечестия по отношению к тому же Христу?
Или помалкиваем в тряпочки, опасаясь за свои карьерные положения и мнения окружающих?

Однако - в этом случае финал и для нас будет тем же.

Если ты позволишь трусости стать одним из главных мотивов своего отношения к Христу, то в результате ты будешь иметь дело только с «мертвым Христом», а не с живым.

Живой Христос, как и для Никодима с Иосифом Аримафейским, пройдет мимо тебя, никак не изменив твою жизнь.