Встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина в Москве состоится 20-21 марта 2023 года. Чего ждать от этого исторического визита - об этом KP.RU спросила директора института стран Азии и Африки МГУ Алексея Маслова.
Прогноз на встречу Владимира Путина и Си Цзиньпина в Москве 20-21 марта 2023 года
- Что обязательно обсудят лидеры России и КНР?
- В Москве произойдет обсуждение контуров будущего урегулирования серьезных отношений главных стран. Будут говорить о выработке общих позиций по ситуации в мире. Москва и Пекин - они испытывают сильное давление.
- Мы - понятно, а они ?
- Давление растет. Очевидно, что нынешняя ситуация никого не удовлетворяет. И помимо стандартного набора, где есть все, что касается сотрудничества в высокой науке, в современных технологиях, в новейших вооружениях, речь, думаю, пойдет о новых контурах мира, где и Россия, и КНР должны чувствовать себя комфортно.
- Комфортно по отношению к кому?
- По отношению к самим себе. Не думаю, что Китай станет выдвигать свою программу как антизападную. И он не захочет стать противником Запада.
Что Пекин может предложить Москве
- Так какую программу Пекин может предложить Москве, от чего захочет убедить нас отказаться?
- Тут вопрос в другом. На Китай возрастает давление. КНР впервые за несколько десятилетий чувствует себя некомфортно именно в этом плане. Вся модель развития Китая, в том числе во внешнем мире, под сомнением: например, высокие технологии китайские - они торпедируются западными партнерами. И Китаю сейчас важны партнеры, которые разделяют его позицию.
- И которые могут его поддержать, например, в вопросе Тайваня?
- И в этом, и во многих других. Китаю нужны партнеры, которые могут его поддержать не на словах, а на деле. И еще важный момент. Китай никогда за последние десятилетия не вмешивался в спорные ситуации, в конфликты, в которых он сам прямо не участвовал и не собирался участвовать. И то, что сейчас Китай пошел на прямое обсуждение ситуации вокруг Украины, говорит о том, что Пекин рассматривает это как кризис, который может выйти из под контроля.
- Для Пекина это насколько критично?
- Это ломка всей торгово-экономической модели КНР. Ему не нравится вероятность ущерба для интересов государства и граждан. И возможное падение уровня жизни.
- А где контуры урегулирования «по-китайски»?
- Китай не обсуждает чью-либо территориальную принадлежность в спорных ситуациях. Это не его вопрос. Китай говорит о необходимости сесть за стол переговоров без предварительных условий. Это напоминает ситуацию с урегулированием в Корее. Когда Сеул и Пхеньян друг друга не признают, но военные действия не ведутся уже много десятилетий.
- То, что визит Си Цзиньпина в Россию не однодневный - важно?
- Это беспрецедентный случай. Обычно китайские руководители путешествуют один или полтора дня. А тут речь идет об очень большой программе.
- Эту программу могли нарушить беспилотник в Черном море или уголовное дело против главы страны?
- На программу это не влияет. Ну, разве что, может ее усилить. Очевидно, что события эти происходят на фоне роста негативных настроений по отношению и к США, и к России, и к Китаю. Ведь за последние несколько дней Китай обвинили в слежке за американцами через Тик Ток, продолжается обсуждение вопроса Тайваня, опять пошли публикации о нарушении прав человека Пекином в Синьцзяне. И все это - на негативистском фоне.
- Мы должны быть осторожно-оптимистичны в ожидании встречи лидеров двух стран или...
- Не надо радужных ожиданий, что Китай решит за нас все проблемы. Пекин решает свои проблемы. Но сейчас они совпадают с нашими. Китай сейчас однозначно высказывается против двух позиций: расширение любых военных блоков - и тут речь не только о НАТО, но и об азиатских блоках. И против монополизации политики или того, что Китай называет «политизация экономики». Для нас обе эти позиции выгодны.
Еще мнения
Чего нам ждать от встречи лидеров двух стран?
Андрей Туманов, глава «Садоводов России»:
- Китай очень умный, мудрый и древний. Он долго-долго собирает со всего мира знания. И обычно пускает их только на развитие, не на разрушение. Но обостряется борьба двух огромных систем. И в данном временном промежутке Китай вынужден противостоять Америке. И Россия здесь должна быть очень осторожна. Никогда не ведите с китайцами переговоры, если вы не знаете Китай достаточно хорошо. Чтобы успешно работать с Китаем, нужны специалисты, думающие не на два, а на три шага вперед...
Виктор Похмелкин, экс-депутат Госдумы:
- Китай будет руководствоваться только своими интересами. Нам крайне сложно быть с Пекином равноправными партнерами. Китайцы, как они привыкли, постараются нас использовать.
Сергей Гончаров, почетный президент Ассоциации ветеранов «Альфы»:
- На сегодня есть две близкие страны по духу - по тому, как они относятся к США и к НАТО. И тут у Москвы с Пекином есть возможность договориться. При этом не забывая, что Китай не является нашим близким другом.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза:
- Ждем кооперации, сотрудничества, взаимного обмена технологиями. Сейчас есть диспропорция в пользу Пекина. На авторынках очевидно доминирует Китай.
Сергей Марков, политолог:
- Россия поддерживает Китай по тайваньскому вопросу на политическом уровне в полном объеме. Москва считает, что Тайвань - неотъемлемая часть Китая. И Россия оказывает косвенную помощь Китаю - путем проведения совместных военных учений с участием наших ВМФ. А Китай в экономической части оказывает помощь России, замещая поставки высокотехнологичных товаров, прежде всего чипов. Давайте из этого и исходить.
Автор: Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ