Первый канал вновь призвал к борьбе за внимание аудитории знаменитую личность из пантеона «звезд» отечественной культуры. Нам показывают сериал «Раневская» режиссера Дмитрия Петруня. Легко догадаться, что его главной героиней стала народная артистка СССР, кавалер трех Сталинских премий и ордена Ленина Фаина Георгиевна Раневская. Хотя по паспорту у нее были другие ФИО – Фанни Гиршевна Фельдман. Под этим именем она и просуществовует на телекране несколько стартовых серий из восьми показанных.
Продюсеры нового биографического телемыла во главе с К.Л. Эрнстом рекрутировали в сценаристы смешанную гендерную тройку: Лариса Жолобова, Алина Семерякова, а для большей уверенности в компанию им определили Юрия Мороза. В чем был для публики элемент риска. К счастью, он не случился, ибо Виктория Исакова в «Раневской» так никого и не сыграла. Проблемой был и выбор актрисы на заглавную роль. Ведь предстояло сыграть целую судьбу неординарной женщиы с невероятной личной и творческой траекторией жизни. В результате пятилетних метаний выбор пал на не очень «засвеченную» прежде Мариэтту Цигаль-Полищук.
Проблема портретного сходства в данном случае просто не стоит. Актриса также похожа на свой прототип как «похожи» на остальных реальных исторических персонажей испоонители соответствующих ролей: от Сергея Эйзенштейна и Александра Таирова до Любови Орловой и Юрия Завадского. А еще в этом перечне мелькающих персонажей: Анна Ахматова, Вера Марецкая, Екатерина Гельцер, Ростислав Плятт и другие знакомые лица. Хорошо еще, что нам не стали показывать ни Сталина, ни Берию, ни Хрущева с Брежневым. А ведь Раневская жила и творила именно в те времена, когда они были во власти.
Работа гримеров в этом фильме не просто плоха, она ужасающе непрофессиональна. Особенно в тех эпизодах, когда Мариэтте Цигаль-Полищук приходится играть лицом на крупных планах. Соблазн показать жизнь великой актрисы сыграл с авторами сериала плохую шутку. Мы слишком хорошо помним роли Раневской в кино, а мне еще довелось видеть ее и на сцене, чтобы простить те жалкие пародии на игру актрисы, которые то и дело возникают в сериале. Попытки заново «сыграть» легендарные сцены из не менее легендарых картин – от «Весны» до «Золушки» - вызывают недоумение и вопрос: «Зачем?!». Ведь можно было просто-напросто вмонтировать аутентичные кадры из самих лент.
Однако с течением сюжета данной телебиографии понимаешь: авторы ее просто-напросто боялись возможности возникающих сравнений. И в некоторой степени зрителям повезло, что таких «соблазнов» возникает не слишком много. А потому мы в общем так и не могли сложить собственное представление о том, а как на самом деле получались у Раневской такие роли. И когда из сюжета фильма исчезают подробности ее творческой карьеры, то пустота заполняется подробностями личной биографии. Что и произошло в нынешней «Раневской». По сути мы увидели мелодраму про то, как Фаня Фельдман всю свою жизнь в СССР искала возможности встретится со своей семьей отбывшей в оные годы за пределы страны.
Сценаристы используют всю мощь фабульных штампов – от темы еврейских погромов в Таганроге до отношений героини с соответствующими органами. Режиссер Дмитрий Петрунь, крепкий и удачливый профессионал в телесериальном бизнесе («Воскресенский», «Дети Арбата», «Тест на беременность»), но он был вынужден подчиниться фантазиям сценаристов и воле продюсеров, пустивших сюжет «Раневской» в экранное странствие по городам и странам. Видовые с патиной кадры-заставки, представляющие очередную локацию, постоянно наполняются цветом и зрителя погружают в атмосферу места и времени, определяемую для наглядности соответствующим титром. Этакая виньетки ложной сути. Правда, и здесь случаются ляпы вроде того, как Витебский вокзал в Петербурге до боли знакомый по экранизациям «Анны Карениной», превращается в соответствующее железнодорожное сооружение в…Ташкенте.
Впрочем, есть в сериале и куда более серьезный вымысел авторов, решивших сочинить для своей героини бурный роман с неким военным Сергеем Репниным (Константин Лавроненко), которого иногда становится жаль, так как персонаж «Раневская» из сериала своего имени не выглядит симпатичной и привлекательной женщиной. Но, видимо, реальные подробности личной жизни и интимных увлечений актрисы требовали этакой биографической маскировки. А по сему вместо рассказа о женской дружбе Раневской с Паолой Вульф (Полина Кутепова) нам сначала демонстрируют экстатическое увлечение Василием Качаловым (Александр Домогаров излишне молодцеват для роли корифея МХАТа преклонных лет), а затем разыгрывают на экране операцию сюжетного прикрытия в виде романа с вымышленной фигурой, за которой угадыватся намеки на реального маршала Толбухина.
Все это складывается в сериале в такую чересполосицу эпизодов выдуманных и неправдоподобных, что остается только удивляться авторам сериала, которые вместо рассказа о творческом пути известной на всю страну личности создали зрелище, напоминающие столь популярные в книжном бизнесе издания анекдотов и афоризмов из жизни Раневской. Кстати, единственное, за что можно отдать должное актрисе Мариэтте Цигаль-Полищук должное, так это за то, как смачно матерится ее героиня. А поводов по ходу сериала возникает немало, вплоть до знаменитой фразы героини Раневской из комедии «Подкидыш»: «Муля, не нервируй меня!». Эта фраза преследовала актрису всю ее долгую жизнь.
По сути дела, нам так и не показали сквозную драму творчества Ф.Г. Раневской, которой бОльшую часть жизни приходилось играть роли яркие и комедийные, а ей хотелось иного. Также, как ей хотелось обыкновеного человеческого счастья. Но не случилось, и потому фантазия авторов сериала приводит героиню…на кладбище, где персонаж «Раневская» возлагает цветы к могилам тех, с кем «пересекалась» ее судьба в сериале. И на уровне пародии выглядит букет из роз к надгробию….Чехова. Пожалуй, главный момент истины для сериала наступает в самом финале, когда, наконец, мы видим реальную телезапись легендарного спектакля «Дальше – тишина», в котором Фаина Георгиевна фактически сыграла всю свою нелегкую жизнь.
И эти драматические кадры с подлинной Раневской искупают все несовершенство сериала, который временами все же способен вызвать искреннюю человеческую реакцию зрителей. Правда, для этого надо забыть, что перед тобою не великая актриса с громадным талантом, а просто несчастная женщина с трудной судьбой. Впрочем, название сериала никак не дает об этом забыть.
Сергей Ильченко