ПРО СТУЛЬЯ( продолжение)... и немного любви.
Ещё в 1918 году, за несколько до ЛЕ КОРБЮЗЬЕ , ЭЙЛИН ГРЕЙ создала классику современного дизайна - кресло с опорой на металлические трубки с мягкими подушками и регулируемой спинкой BIBENDUM.. Его полукруглая форма напоминает автомобильные шины Michelin — именно они вдохновили дизайнера, а необычное название кресло получило в честь надувного человечка Бибендума — символа компании. Стать обладателем BIBENDUM можно и сегодня — лицензированные копии легендарной модели производит компания ClassiCon, они украшают лучшие отели мира и частные дома. А на их цену с уважением посмотрела бы даже никогда не нуждавшаяся в деньгах Эйлин Грей.
Неоконченная школа искусств в Лондоне, обучение живописи в Париже .Она никогда не обучалась ни дизайну , ни архитектуре .Бросить рисование и посвятить себя проектированию мебели , для женщины - это был вызов обществу в те времена.
В начале XX века, когда все творческие люди сбивались в концептуальные группы, ЭЙЛИН была одиночкой, не состоявший ни в одном движении и сообществе.
В мастерской в Париже, она создавала интерьеры своих богатых подруг. Так появилось кресло, вдохновленное шинами Michlein. А кроме этого – ковры, столики и ширмы из неожиданных материалов: стекло, лакированная древесина, пробка..
Одна из самых ранних работ, проникнутая духом ар-нуво , кресло «Dragons», украшенное лакированными деревянными «драконами», продано на аукционе за рекордную сумму в 28,3 миллиона долларов.
Резко делая поворот от предыдущих своих идей, ГРЕЙ проектирует тонконогие кресла и столики, объекты из металлических трубок — авангардные и настолько демократичные, что злые языки прозовут их «мебелью для бедных». Но именно её металлическими трубками впоследствии будут вдохновляться творцы BAUHAUS .
Аристократка по происхождению , Эйлин имела репутацию бунтарки. Она любила автомобили, одежду - "как ей удобно" и в жизни её всегда была любовь...
В пятьдесят лет Эйлин ,не имея никакого архитектурного образования, построила свой первый и самый известный дом – модернистскую виллу E-1027.В названии виллы зашифровано имя её возлюбленного. Жан Бадович был почти вдвое ее моложе.Яркий, красивый, амбициозный..
. Он мечтал о собственном доме и Эйлин построила его.
"Как и музыка, работа имеет смысл, когда ее свидетелем является любовь» - писала тогда Эйлин в дневнике. Она возвела эту виллу на Лазурном берегу, на свои деньги и практически своими руками. Она наполнила ее вещами собственного дизайна. Парусиновые занавеси, карта во всю стену, ковры с морскими рисунками, кресла, похожие на шезлонги… К тому же интерьер виллы был свободно спланированным, мобильным – столы и межкомнатные перегородки ездили по рельсам, шкафы были встроены в стены, ширмы и зеркала перемещались по мановению руки… Особенно необычным здесь был столик из гнутых трубок и стекла, названный так же, как и вилла.
..Такой прогрессивный подход к восприятию пространства и проектированию мебели был предметом зависти для частого гостя виллы — архитектора ЛЕ КОРБЮЗЬЕ . Его проекты в те годы были новаторскими снаружи, но в интерьерах не было ничего нового: обычные стулья и кресла, созданные за полвека до того. Если КОРБЮЗЬЕ заявлял, что дом - это " машина для жилья",то ЭЙЛИН возражала - это "оболочка человека","его продолжение".
Бесконечное присутствие на вилле друзей Жана, болтовня, шутки, вечеринки, утомляли Эйлин...Она скрывалась от всех в дальнем крыле здания.
Однажды Эйлин не выдержала, собрала вещи и ушла, оставив Жану все, что когда-то создала. Ле Корбюзье начал использовать виллу Е-1027 как плацдарм для собственных экспериментов – расписал стены фресками и построил рядом свой домик. После смерти Бадовича он выкупил виллу и в дальнейшем представлял ее как собственную. Что бесконечно возмущало и оскорбляло Грей. Она называла его " вандалом".Но ничего из предметов дома не могла взять себе, так как виллу ЭЙЛИН, после строительства, записала на Жана. ГРЕЙ не судилась с великим Ле Корбюзье, но всей этой ситуацией , Эйлин подписала себе смертный приговор в мире дизайна.
Вещи, придуманные ею, продолжали выпускаться – под чужим именем. Вилла Е-1027 получила сильные повреждения во время войны – и от бомб, и от мародеров. Эйлин продолжила работать для узкого круга друзей, создала еще несколько домов (к сожалению, не сохранившихся), но до конца 60-х оставалась практически в безвестности.
1972-м на аукционе в Париже распродавали предметы из имения модельера Жака Дусе, который когда-то приобрел несколько изделий ГРЕЙ, включая ширму Le Destin. Ее и купил Ив Сен-Лоран за рекордные на то время 36 тысяч долларов, что вновь вызвало интерес к фигуре ЭЙЛИН.
После этого состоялись первые ретроспективные выставки ее работ в 1973 году, в Лондоне и Дублине. Королевский институт архитекторов Ирландии сделал Грей своим почетным членом, когда ей исполнилось 95 лет.
31 октября 1976 года ЭЙЛИН ГРЕЙ не стало.. ЭЙЛИН ГРЕЙ никогда не относилась к себе слишком серьезно и, иронизируя над своим затворничеством, говорила, что является «самой знаменитой неизвестностью века».
Продолжу далее в нашей ленте.
Заходите. Читайте. Любопытствуйте. Хорошего дня! Татьяна.