Привет, я Роман Логвин - юрист бьюти-мастеров и салонов красоты, а также основатель маркетплейса бьюти-услуг - «Бьюберти».
Сегодня предлагаю поговорить о том, законна ли предоплата в бьюти-индустрии, ведь именно эта тема уже годами становится причиной споров между клиентами и бьюти-мастерами.
МИФ № 1: Предоплата незаконна
ПРАВДА: Предоплата абсолютно законна.
Возможность установить предоплату на свои услуги и обучения предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации.
Более того, в бьюти-индустрии, при оказании услуг или продаже обучающих курсов правильно применять понятие именно предоплаты или аванса, понятия "залог" и "задаток" в данном случае не применимы.
Таким образом, если клиент указывает на то, что предоплата это незаконно, то можете смело разуверовать его указанием на положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
МИФ № 2: Предоплату можно вернуть всегда
ПРАВДА: Предоплата не всегда подлежит возврату.
Предоплату можно не возвращать в тех случаях, когда до момента начала оказания услуг у мастера или студии возникли расходы в размере внесенной предоплаты.
Раскроем это утверждение на конкретном примере, чтобы было понятно, в каких случаях предоплата не возвращается
Кристина записалась в студию Ангелины Локтевой на индивидуальное обучение. Стоимость обучения 20 000 рублей, предоплата 5 000 рублей.
Как только Кристина внесла предоплату команда студии начала активную подготовку к проведению курса: распечатала методические пособия (2000 рублей), арендовала флипчарт (1000 рублей), оплатила услуги моделей (2000 рублей). Совокупные расходы составили - 5000 рублей.
По итогу, Кристина решила отказаться от прохождения курса и потребовала возврат предоплаты. Студия в возврате предоплаты отказала, указав на то, что в процессе подготовки к обучению у них возникли расходы в размере 5 000 рублей - и в этой связи предоплата возврату не подлежит.
Кто в данном случае прав?
Закон находится на стороне студии, поскольку, отказываясь от услуги, клиент должен возместить фактически понесенные расходы студии.
Интересный вопрос к слову. Очень часто в бьюти - индустрии расходы осуществляются в общей массе, то есть невозможно подтвердить, что студия закупила расходники под конкретного клиента, как быть в таком случае?
В таком случае, студия также может отказать в возврате предоплаты, но необходимо быть готовым к тому, что в случае обращения клиента в суд - то чеки или иные подтверждающие документы все - равно понадобятся, чтобы обосновать невозврат внесенной предоплаты. В противном случае, мастер или студия суд проиграет.
МИФ № 3: В момент записи клиенту можно сообщить о том, что он имеет право вернуть предоплату лишь в том случае, если предупредит нас за 24/48/72 часа
ПРАВДА: Устанавливать срок, за который можно вернуть предоплату, абсолютно незаконно. Установление такого правила противоречит нормам Закона "О правах потребителя" и автоматически сделает вас проигравшей стороной в суде.
Таким образом, такой срок лучше не устанавливать.
Даже в том случае, когда вы закупаете расходники для клиентов и учеников в общей массе - лучше попытаться вычленить расходы под конкретного клиента и обосновать невозрат аванса, нежели сразу вводить в свою работу незаконное правило.
Если вам понравилась данная статья, то поддержите меня комментарием, и в следующих статьях, я расскажу как заменить предоплату услугой бронирования, что позволит вам раз и навсегда избежать споров с клиентами по поводу возврата или невозрата предоплаты.