Говоря о чтении бумажных книг, нельзя обойти стороной и достижения техники. А именно аудио-прослушивание. Возможность слушать звук в разных устройствах растет. Аудио-книги не равны книжным вариантам и сравнивать их я сейчас не буду. Отмечу только несколько аспектов, которых пришлось коснуться именно мне.
Сам я вырос не столько на книгах, сколько на пластинках и мамином чтении. Не знаю, почему так вышло. У меня всегда был набор интересных иллюстрированных книжек, как правило, энциклопедий про оружие, военных действиях, которые можно было просто полистать и побаловать свою фантазию. Но вот так вот взять и дочитать серьезную книгу или длинную сказку до конца для меня было испытанием.
Сказки я предпочитал слушать на пластинках. С 4-5 лет у нас дома был проигрыватель и мама покупала мне регулярно пластинки. К семи года у меня была уже приличная коллекция, которую я мог переслушивать без остановки.
И так продолжалось долго, лет до 12. Сейчас я уже понимаю, что возможно сложность с книгами это еще и последствия такого явления как дислексия (трудности в распознавании отдельных букв и слов и сопоставлении букв со звуками). К слову сказать, книги я читаю медленно до сих пор.
Но, безусловно, аудио не может полностью заменить книги. Хотя и может стать первыми шагами ребенка к книге или существовать параллельно. Общение с книгой это совершенно отдельная история.
Когда у меня появились дети, наряду с книжками, сразу мы вместе увлеклись аудио-сказками и песенками. К счастью многие пластинки, которые я слушал когда – то в 80-х годах, сейчас можно найти в интернете и еще много того, что тогда было сложно достать.
Про аудио-сказки возможно еще вернемся в другом посте. Здесь я упоминаю аудио-сказки, пластинки именно как средство привить ребенку привычку и возможно любовь к историям, сказкам, книгам.
Про детское чтение в сети сказано много. Не буду изобретать велосипед, и, возможно, повторю уже существующие советы и способы, как привить ребенку интерес к Книге, которые лично мне и моим детям помогают.
- Читать вслух. Читать вслух важно, это формирует воображение ребенка, - слушая текст, он с самых ранних лет представляет свой мир, своих героев. Постепенно этот мир становится все богаче, а картинки в воображении всплывают все более живые и насыщенные. Это и взаимодействие с мамой-папой, совместное времяпровождение, совместная игра. То, что отличает чтение от звуковых сказок. Чтение вслух мамы – тоже чтение, оно учит воспринимать историю со слуха, и даже формирует слог, правильную речь и выражение мыслей. Хорошо, со временем, просить ребенка пересказывать услышанную историю своими словами или отвечать на вопросы: «какой герой больше понравился?», «почему он поступил так-то?».
- «Контентная диета». Чтобы привить какие-то полезные занятия, выработать нужные интересы, не только интерес к книге, а например, к простым развивающим играм, нужно сначала посмотреть чем «питается» наш ребенок. Наша обыденная домашняя среда напичкана часто совершенно ненужными и на самом деле не интересными ему занятиями и развлечениями (пока не возникнет привычка). Телевизоры, современные «кислотные» мультфильмы, вызывающие жесткую зависимость или просто переизбыток их. Электронные игры на гаджетах и компьютерах, которые уже с 6 лет нередко осваивают дети. Это все очень вредная и даже опасная «пища», привыкнув к которой, ребенку уже очень тяжело будет сделать выбор даже в пользу простых игр или тем более книг. Без здоровой «контентной диеты» наши все усилия привить интересы, которые мы сами на самом деле не исповедуем, будут тщетны. Если у ребенка с 7 лет в кармане смартфон, про книги ему будет сложно говорить. Это тоже самое, что с утра предлагать позавтракать тортом или кашей. Конечно, он выберет торт.
- Этого неприятного совета тоже не обойти. Если родители все время в телефонах и компьютерах, все развлечения только вокруг телевизоров, то наши внушения теряют убедительность. Нет положительного примера от родителей. Поэтому «диета» нужна не только детям, хорошо от интернета и отдыхать по возможности.
- Подобная ситуация и с подарками, игрушками. Если игрушки валят как из рога изобилия, без привязки к каким-то датам, событиям, так что дети начинают по ним ходить и кидаться дорогущими вещами, то вряд ли его заинтересуют книги как вид развлечений и способ проведения времени. Бывает так, что к 6 годам детям просто не о чем уже мечтать, дом завален изысканными игрушками, они смотрят взрослые мультфильмы, фильмы, «тик-токи», и что у них творится в голове сложно и представить.
Хорошо, если подарки тоже в разумных пределах дозируются и ребенок может обрадоваться даже иллюстрированной, красочной книге на интересующую его тему. Можно подкладывать к любому подарку, игрушке хотя бы одну книгу. Это может стать хорошей традицией: есть подарок, есть и книга.
- Дети любят все делать вместе с папами-мамами, поэтому надеяться, что они сядут и будут сами что-то читать сразу особо не стоит, это длительный процесс вовлечения. Лучше вместе выбирать, потом листать, обсуждать сюжет, картинки, можно по очереди почитать, например, по странице в день. Со временем возникнет свой вкус, могут начать нравиться иллюстрированные энциклопедии, комиксы мультяшные, таинственные расследования с ребятами и зверятами в главных ролях…
- Заставлять, безусловно, не надо, но направлять и подталкивать к такому варианту проведения времени стоит. Первое время важно садиться и работать с книгой вместе, хотя бы по чуть-чуть. Особенно всегда интересно, когда она новая, взять полистать, пощупать понюхать, просмотреть картинки. Потом придет время и она может снова понадобиться. Например, если речь зашла про динозавров или космос, можно взять книгу и посмотреть, что там про них говорится, когда вымерли, и что вообще делается на Марсе, какая там погода, есть ли вода. Перед походом в зоопарк, посмотреть какие там могут быть животные, чем они питаются.
У меня со старшим была такая история, что сработало именно сочетание такой «контентной диеты» с отсутствием изобилия игрушек и конечно гаджетов. То есть отсутствие ТВ, доступа в интернет, дозированные мультики (не современные конечно), с 7 лет детское художественное кино на флешках и дисках, минимальный набор игрушек нужных и востребованных, наборы для творчества, звуковые сказки, чтение перед сном, и в результате место для книги в жизни школьника появилось, хоть и не сразу… Сейчас, например, очень заинтересовала оружейная тематика, танки, пушки и расследования, легкие детективные истории.
Надеюсь, кому-то мои советы пригодятся. Если будет интересен такой опыт, напишу какие-то моменты подробнее.
Руководитель БФ "Семья в беде!" Владимирцев Олег