Найти в Дзене

У истоков золотой промышленности Часть 2. Аммосов и Семенов

А. А. Семенов
А. А. Семенов

Максим Кирович Аммосов родился в декабре 1897 года в семье якутов-скотоводов Хатырыкского наслега Намского улуса. Окончил начальную школу за казенный счет, затем Якутское городское училище. В 1915 году он поступил в Якутскую учительскую семинарию и попал в водоворот разворачивающихся событий. Вместе с другими посещал кружки, которые вели политические ссыльные Ярославский, Петровский, Орджоникидзе. Вскоре он стал активным участником революционных событий, участвовал в установлении Советской власти в Якутии. В январе 1923 года М. К. Аммосов вошел в состав президиума Якутского Центрального исполнительного комитета. С 1925 года он работал председателем Совета народных комиссаров и одновременно председателем ЦИК ЯАССР. Он определил главное направление индустриализации республики – через развитие горнодобывающей, в первую очередь, золотой промышленности.

Аммосов активно поддерживал инициативу В. П. Бертина о направлении 1 Якутской трудовой артелина разведку золота на Томмот и Орто-Салу. Совнарком под председательством М. К. Аммосова заслушивал отчеты председателя правления «Алданзолото» и принимал меры по улучшению организации труда на приисках и механизации добычи золота. В статье «Роль отдельных районов в золотопромышленности СССР», опубликованной в шестом номере журнала «Хозяйство Якутии» в 1926 году, Аммосов писал: «Появление нового Алданского (правильнее Томмотского) района произвело целый переворот во всей золотопромышленности Союза. В течение короткого времени Алдан занял одно из первых мест в Союзной золотопромышленности».

Большими темпами стала развиваться и экономика Якутской республики в целом, т. к. возник огромный рынок сбыта, что стимулировало развитие сельского хозяйства, строительство дорог, телеграфных линий.

«Строительство Якутско-Алданской дороги и укрепление Алдана происходило одновременно, причем возникновение золота предшествовало развитию путей сообщения. Разработка проекта создания некоего хозяйственного комплекса, как Алданский золотопромышленный центр, должна лечь в основу проработки наших общеплановых вопросов и основу самого хозяйственного возрождения и развития Якутии» (Аммосов М. К. «С помощью якутских рабочих и крестьян». Якутск, 1987 г.). Еще в 1924 году Аммосов ставил вопрос о строительстве железной дороги с выходом ее на Амурскую железнодорожную магистраль. Он также уделял большое внимание подготовке квалифицированных кадров для горнодобывающей промышленности, развитию геологоразведочных работ на Алдане.

В августе 1928 года М. К. Аммосов был отозван в распоряжение Центрального комитета партии, затем с 1932 года работал на руководящей партийной работе в Казахстане, Киргизии. Он был человеком с сильным характером, культурным, высокообразованным. Его политические взгляды и убеждения были глубокими и прочными. Где бы ни работал, он вкладывал в порученное дело все силы и знания. Репрессии 1937 года трагически оборвали его жизнь. Его арестовали по обвинению в шпионаже, в подготовке контрреволюционного мятежа. Сначала он находился в Доме предварительного заключения НКВД Киргизии во Фрунзе, затем его перевели в Лефортовскую тюрьму в Москву, где режим был особенно суровым. Допросы шли в основном ночью. За отказ давать показания и другие малейшие нарушения режима заключенного бросали в карцер, где можно было только ходить или стоять, не опираясь на стену. Были и «ледяные карцеры в холодное время, и парилки в любой сезон, карцеры с наклонными полами и низкими потолками, камеры, залитые водой» (И. Николаев, И. Ушницкий «Центральное дело». Якутск, 1990 г.).

Аммосов вину не признавал, и ему назначили одну из крайних мер – заставили лежать обнаженным 16 суток на цементном полу.

28 июля 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР установила виновность М. К. Аммосова в совершении преступлений, предусмотренных статьями 58-1 «а», 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР, и приговорила к расстрелу с конфискацией имущества. Приговор был приведен в исполнение 2 августа 1938 года, а реабилитирован был Максим Кирович Аммосов 28 апреля 1956 года («Центральное дело», Якутск, 1990 г.).

Не менее трагичная судьба выпала на долю Алексея Алексеевича Семенова, который в августе 1922 года стал первым наркомом финансов Якутии и по совместительству председателем Госплана. Это было тревожное время, когда бушевала еще гражданская война. «Чтобы как-то нормализовать жизнь, перейти от натурального хозяйства к денежному обращению, А. А. Семенов на свой страх и риск выпустил на 30 млн рублей якутских денег, которые впоследствии выкупило государство («Якутские друзья А. М. Горького», Якутск, 1970 г.).

Он был энергичным, предприимчивым человеком, настойчиво добивался намечаемых им проектов, а таковых было немало. При его содействии была отправлена на Алдан экспедиция В. П. Бертина, он бескорыстно помогал экспедиции В. П. Обручева, ему мы обязаны основанием г. Томмота и Укуланской пристани. Строительство Томмота началось в 1925 году как окружного центра Алданского округа, первоначально его называли Алданск.

Семенов был автором проекта, сам неоднократно бывал на месте. В письме к А. М. Горькому сообщал:

«Пишу Вам из замечательного места – с пристани Укулан на Алдане, заложенной мною 12 июня 1925 года в бытность членом правления местного треста «Алданзолото». На другом, левом, берегу Алдана красуется город Томмот, в основании которого (15 июня 1925 года мы начали рубить просеки для визирки при планировании города) я принимал деятельное участие, выдвинув свой план взамен архитекторского непрактичного. Я сейчас любуюсь естественным бульваром из столетних сосен и лиственниц, оставленных по кайме берега. Каждый аршин бульвара пришлось отвоевывать. Обычно мы сначала вырубим, а потом садим тощие кустики. Когда я слышу похвалу: «А какой-то не дурак составлял план Томмота, то порой скромность готова уступить место самодовольству, и того и гляди опубликую, что составитель-то я. Впрочем, некоторые жители знают». (Сб. «Якутские друзья А. М. Горького», Якутск, 1970 г.)

В октябре 1925 года А. А. Семенов занимал пост управляющего Якутской конторой союзного треста «Алданзолото». Он хорошо знал Незаметный и его прииски, бывал здесь неоднократно. В одной из своих статей, опубликованной в журнале «Хозяйство Якутии» в 1926 году, он писал о том, как шли старатели на Алдан, об организации I Якутской трудовой артели В. П. Бертина, о первой переписи населения. «С приездом на Алдан московской комиссии ВСНХ была произведена милицией на 1 февраля 1925 года первая перепись, давшая более полное представление о населении. Первая перепись охватила 4 139 человек, но значительное количество населения, разошедшегося по району, не было затронуто переписью. Соотношение мужчин от женщин в районе выразилось в 92 процентах к 8 процентам. По национальности пришлое население распределилось так: русских – 64,4 %, китайцев – 14,9 %, корейцев – 9,9 %, якутов – 7,5 %, прочих – 3,3 %... На вопрос, откуда пришел народ на Алдан, - дают ответ цифры: с Амура – 56 %, с Витимских приисков – 20 %, с Лены – 20 %, с прочих мест – 4 %».

После освобождения от обязанностей наркомфина А. А. Семенов организовал Саныяхтахскую перевалочную базу, которая впоследствии выросла в республиканскую транспортную контору «Якутзолототранс», строил зимнюю дорогу Саныяхтах – Незаметный, затем Исить – Незаметный.

«Поскольку единственным видом транспорта в ту пору являлся гужевой, решено было через каждые 30 км построить зимовья для ночлега и отдыха возчиков и примитивные навесы, защищенные от ветра, для выстойки лошадей, поручив эту работу Якутгосторгу. От «Алданзолото» за нее взялся Алексей Алексеевич Семенов. Знаток экономики и географии Якутии, член Якутского ЦИКа, человек неуемной энергии и исключительной работоспособности, как сам признавался «ушибленный транспортной проблемой», лучше многих понимавший, что дальнейшее развитие производительных сил республики целиком зависит от строительства дорог, он мечтал о том времени, когда они испещрят карту Якутии. Наконец-то получив «живое дело», целиком отдался ему. В рекордно короткий срок по тому времени была построена 4-метровой ширины зимняя дорога к Саныяхтаху и Исити, протяженностью 320 километров. Алдан получил выход к Лене» (И. Сущенко «Утро золотого Алдана», Якутск, 1981 г.).

Увлекся Семенов идеей создания сельскохозяйственной базы для Алданского золотопромышленного района вблизи Томмота.

14 октября 1928 года он писал Горькому из Незаметного: «Отдам все свои силы на то, чтобы безлюдый Алдан превратился в «жилое место», чтобы работники не смотрели на район как на каторгу, чтобы их и пассажиров свои, алданские пароходы. Буйное строительство у нас пойдет с 1931 года, когда прибавится количество пароходов, когда закончится постройка Амуро-Якутской колесной магистрали» (Сб. «Якутские друзья А. М. Горького», Якутск, 1988 г.).

Он мог бы еще так много сделать, но, став жертвой клеветы А. А. Семенов погиб в 1938 году и был реабилитирован посмертно.

Наверное, неоднократно пересекались дороги людей, стоявших у истоков зарождения золотой промышленности и занимавших высокие посты в стране, республике. Перед ними стояла одна цель – дать стране как можно больше драгоценного металла, поставить золотую промышленность на рельсы индустриализации. Прожив яркую, наполненную событиями и конкретными делами жизнь, они стали жертвами своего времени, погибнув в репрессиях 1937-1938 гг., но все возвращается, и их имена не забыты – они в названиях наших улиц и площадей, есть и в Алдане улица А. А. Семенова, в Якутске действует музей М. К. Аммосова. Их имена не должны остаться для нас неизвестными. Орджоникидзе, Серебровский, Аммосов, Семенов много сделали для того, чтобы развивалась золотая промышленность Алдана, республики в целом.

Людмила Павлюченко.

«Алданский рабочий», 2001 год.