Найти тему
5,3K подписчиков

Туркменские байки. И снова о Николае Николаевиче

176 прочитали

Дроздов в Капланкыре: встреча у змеиной норы

так назвал свои воспоминания наш герпетолог Андрей Затока. Думаю, что и его версия тоже будет интересна для читателей рассказов о Капланкырском заповеднике в Туркмении в эпоху СССР.

"Когда в 1986 г съёмочная группа передачи «В мире животных» прилетела в Ташауз, я совершенно случайно оказался в городе на «пересменке» и поэтому попал на съёмки. Естественно, в качестве штатного герпетолога.
За год до этого я поймал в Шахсенеме свою первую кобру, и она жила у меня дома. Кроме того, имелась и фаланга. Я предложил их использовать в съёмках, и это было с радостью принято.

С той самой коброй
С той самой коброй

Тонкость была только в том, что на севере области (район Сарыкамыша и Капланкыра) кобра не встречается. Но мы тут же придумали легенду про змеиную нору, где я якобы регулярно наблюдаю за коброй.

Положили кобру на песочек, Николай Николаевич сел с одной стороны от кобры, я с другой, оператор напротив, кобра встала в стойку, и съёмка началась. День был довольно жаркий, кобра быстро перегрелась, заскучала и не придумала ничего лучше, как полезть мне под коленки. Дроздов с явным удовольствием сообщил: «Смотрите, змея под Вас полезла!». А я, увлечённый рассказом о проблемах отношений змей с местным населением, только мимоходом ответил типа «Да, жарко, ей надо в тень» и продолжал сидеть на кобре, наблюдая, как оператор берёт уходящую под меня кобру крупным планом.
Завершили беседу, и встал вопрос, как мне с кобры слезать. Мне её не видно, змея не ручная, одежды на ногах немного… В общем, я решил встать одним прыжком. Вскочил. Но оператору это не понравилось, мне пришлось снова сесть на кобру и встать медленно и красиво. Но этот момент в итоговый фильм не вошёл.
А вот сама беседа и заползание кобры под коленки было показано на следующий год всему советскому народу. И как я узнал много лет спустя, главный наш специалист по кобрам, Виктор Макеев, остался очень недоволен этими кадрами - типа, я плохой пример показал. Ну, я думаю, это он просто от зависти.
Фалангу тоже засняли, и она вошла в фильм «Редкие животные», вышедший в передаче «В мире животных» в 1986 году. (тайминг 48:02 - 48:40)

Фаланга, выпущенная на горячий песок, тут же начала закапываться. Оператор заснял это на камеру, после чего Дроздов улёгся на песок и стал снимать фалангу на фотоаппарат. Фаланга закапывалась, регулярно вылезала из норы, и, как бульдозер, выталкивала песок то влево, то вправо. А Николай Николаевич ей командовал «Направо…налево…на меня», и сольпуга удивительным образом его слушалась!

Потом мы фалангу извлекли из норы, обломав её надежду на свободу, и Дроздов со всем своим обаянием попросил ему эту фалангу подарить: «Ну Вы же себе ещё поймаете, правда?».
Как Вы думаете, мог я Дроздову отказать?

Ну, а через 3 года Н.Н. Дроздов через нашего общего друга передал мне свою новую книжку с дарственной надписью

Фото А.Затоки"
Фото А.Затоки"

Благодарю Андрея за то, что выделил время и "взялся за перо". Ведь он до сих пор работает, но уже в Боровске, в ЭТНОМИРЕ. Прививает любовь к своим питомцам в Зоодоме "Кобры-мобры".

#Туркмения #заповедники_Туркмении #Дроздов_Николай_Николаевич #работа_в_Туркмении #жизнь_в_СССР