Часто ли вы, играя в только что вышедшую на ПК игру или смотря захватывающий сериал по телевизору обращали внимание на то, что сопровождает картинку на вашем экране, помимо диалогов персонажей и звуков окружения? Конечно, это то, без чего сложно представить любой из этих продуктов - саундтрек. Зачастую саундтреки либо подбираются к произведению (фильму, игре и т.д.) либо же пишутся конкретно под него. Есть еще разные пути вроде кавер версий, написанных специально для этого продукта, но пока опустим этот вариант, ведь формально кавер версия это всё же существующая композиция, исполненная кем-либо помимо её автора. Итак, представим, что варианта всё же два. Оба они используются постоянно, а очень много где совмещаются и написанная музыка и уже существующие известные или не очень композиции. Примеров в поп-культуре масса. Например, сериал «Stranger Things», вступительный саундтрек которого стал очень популярен и вообще, я считаю, что именно из-за популярности сериала и отлично вписывающегося в него музыкального вступления (прим. действие сериала разворачивается в 1984-85гг.) жанр синт-вейв/ретро-вейв обрёл миллионы новых слушателей и, можно даже сказать в каком-то роде переродился.
Да, тема ностальгии по культуре, моде и музыке 80-х тех людей, которые тогда еще даже не родились была популярна и раньше, во-многом благодаря родителям и их вкусам, но всё же это явление было не столь массово.
Атмосфера сериала, по крайней мере для меня, как для человека, который никогда не жил в маленьком городке Америки в восьмидесятые, воссоздана отлично еще и по причине точного подбора саундтреков. И тут я имею в виду именно подбор, а не написание. По ходу сюжета сериала вы услышите главные хиты 80-х годов, которые знакомы абсолютному большинству людей; You Spin Me Round (Like a Record) группы Dead or Alive, Toto - Africa, Devo - Whip It, и даже American Pie Дона МакЛина (хотя формально это 70-е), статья о которой находится здесь.
И десятки прочих песен, услышав которые вы если и не начнёте сразу же подпевать/стучать в такт, то как минимум скажете что-то в духе «О, это же та охрененная песня, я её знаю!» и, думаю для многих, включая меня, это особое чувство, слышать знакомые и любимые песни в подобных произведениях, ты начинаешь влюбляться в него сильнее, потому что когда-то влюбился в музыку которая сейчас звучит из телевизора или наушников.
Давайте возьмём другой пример отличного саундтрека, игра «Alan Wake». В ней главный герой - писатель, безуспешно пытающийся на протяжении нескольких лет найти вдохновение для написания новой книги. Его жена, видящая как долго мучается её супруг, предлагает съездить на небольшой отдых в живописный город посреди леса, гор и озёр под названием Брайт-Фоллс. В процессе сюжета главный герой Алан Вейк теряет свою супругу в озере, возле которого они сняли домик. Но всё это связано с мистическими событиями, происходящими в этом месте и в голове ГГ одновременно. Вся игра завязана вокруг цели вернуть свою супругу из лап сущности, которая её забрала и диктует Алану как завершить еще недописанную им историю, которая сойдёт со страниц рукописи Вейка в реальность и сущность поглотит всё вокруг.
Как вы понимаете, мистика в казалось бы спокойном местечке, постепенное ухудшение рассудка главного героя и его постоянная борьба с сущностью и её частью в своём собственном сознании и вне его требуют соответствующего саундтрека.
Тем интереснее, что сразу после завязки сюжета в которой мы теряем свою супругу в черной воде бездонного озера следуют своеобразные ''титры'' под совсем не ассоциирующуюся с мистикой и вообще чем-то мрачным песню Роя Орбисона «In Dreams»
Однако, её текст будто написан под эту ситуацию. На такую лёгкую поп-кантри мелодию ложатся строчки идеально описывающие чувства Алана Вейка по ходу сюжета игры.
I close my eyes then I drift away
Into the magic night, I softly say
A silent prayer like dreamers do
Then I fall asleep to dream my dreams of you
In dreams I walk with you
In dreams I talk to you
In dreams you're mine all of the time
We're together in dreams, in dreams
But just before the dawn
I awake and find you’re gone
I can't help it, I can't help it, if I cry
I remember when you said goodbye
It's too bad that all these things
Can only happen in my dreams
Only in dreams, in beautiful dreams
Пока его любовь находится где-то глубоко во власти сущности, а у него нет даже приблизительного понимания как ей помочь и жива ли она вообще, ему остаётся вновь беседовать и находится с ней только в своём сне или же в мечтах. (In dreams I walk with you / In dreams I talk to you /…/ We're together in dreams, in dreams)
Помимо «Space Oddity» Дэвида Боуи и «The Darkest Star» от Depeche Mode в игре есть еще один прекрасный саундтрек, написанный уже специально для неё под названием «The Poet and the Muse» вымышленной группы Old Gods of Asgard, участники которой появляются в самой игре «Alan Wake»
Old Gods of Asgard - The Poet and the Muse
В этой песне, которая очень удачно вписана в сюжет игры уже четко прослеживается история, которую рассказывает исполнитель про Алана Вейка и его жену, поэта и его музу (The Poet and the Muse). Говоря точнее, сама песня была написана музыкантами в молодости (Алан впервые встречает их уже стариками) про поэта Тома и его супругу, с которой произошло тоже самое что и с женой нашего протагониста. Под обволакивающий дуэт гитар мы слышим мягкий голос, рассказывающий нам историю Тома и его музы, а также указания о том как изменить судьбу:
There's an old tale wrought with mystery, of Tom the Poet and his muse
And a magic lake which gave a life to the words the poet used
Now, the muse she was his happiness, and he rhymed about her grace
And told her stories of treasures deep beneath the blackened waves
Till in the stillness of one dawn, still in its misty crown
The muse she went down to the lake, and in the waves she drowned
And now to see your love set free
You will need the witch's cabin key
Find the lady of the light, gone mad with the night
That's how you reshape destiny
Такие композиции как «The Poet and the Muse» это отличный пример саундтреков настолько хорошо сделанных, что вы можете включить его кому-то, кто никогда не играл в эту игру или не смотрел фильм, и он никогда не догадается что то, что он слышит было написано конкретно для какого-то продукта на заказ, настолько подобные композиции самостоятельны.
Ну и для третьего примера возьмём классику. При чем и в кинематографе и в музыке. Композитор Эннио Морриконе и фильм «Хороший, плохой, злой» 1966г. Сюжет фильма, думаю, пересказывать не стоит, но если сильно вкратце, то это история о том, как три по-своему харизматичных персонажей охотятся за огромной суммой денег. В общем-то всё что вам нужно знать, если вы не смотрели этот фильм - это спагетти вестерн. Да, тот самый, в котором есть крупные планы на глаза двух ковбоев, стоящих друг на против друга и готовых вырвать револьверы в любую секунду, погони на лошадях, дикий дикий запад со всеми его особенностями и всё прилагающееся.
Ennio Morricone - The Ecstasy of Gold
Ennio Morricone - The Good, the Bad and the Ugly Main Theme
Почти вся музыка, которую сейчас принято ассоциировать с диким западом и ковбоями была написана для этого фильма композитором Эннио Морриконе. Заглавная тема фильма, ставшая визитной карточкой Эннио, считается одной из самых узнаваемых мелодий киноэкрана, а сам саундтрек — одним из грандиозных и оригинальных произведений кино и муз искусства. При этом интересно, что в основе заглавной темы находится фраза всего из двух нот (Ля и Ре в тональности Ре минор).
Заглавная тема и паузы в ней помогают ощутить простор кадра в котором посреди пустыни скачет одинокий ковбой, а на мили вокруг него нет ничего, кроме песка и камней. А финальная сцена с мексиканской перестрелкой* на кладбище под уходящий саундтрек «The Ecstasy of Gold» завораживает и не даёт отвести глаз ни на секунду в ожидании объявления победителя этого противостояния. Множество оркестровых инструментов, высокий женский сопрано, крещено восходящая мелодия, которая держится на самом пике и кажется вот вот надорвётся. Всё это - Эннио Морриконе и его саундтрек к этому фильму.
И всё же, остаётся один вопрос. Как говорил персонаж Туко вышеупомянутого фильма: «Есть два типа людей, могу друг. Те, у кого на шее веревка и те, кто в неё стреляют». Так и в теме саундтреков люди обычно делятся на два типа - те, кто считает, что саундтрек должен переливаться как новогодняя гирлянда, вспыхивать и всячески акцентировать внимание и те, кто считает что саундтрек должен быть лишь дополнением к происходящему и не выделяться на фоне основного произведения (игры, фильма и т.д.). Для одних идеальный саундтрек самостоятелен, для других он неотделим от того, для чего был создан. Считаю, что здесь, как это часто бывает нет правых и неправых. В конце концов, мы здесь говорим о музыке. Творчество субъективно как ничто другое. Так что пусть для вас идеальным саундтреком будет то, что приносит вам наслаждение при прослушивании и заставляет восхищаться произведениями раз за разом.
Слушайте музыку. Спасибо!
*Мексиканская перестрелка — конфликт, в котором участвуют три противника. Тактическое отличие от дуэли, где первый стреляющий имеет преимущество, заключается в необходимости выдержки по принципу «кто первый моргнёт», так как если первый участник выстрелит во второго, то третий успеет выстрелить в первого и таким образом выиграет. Таким образом, ключевым моментом при равных силах противников в мексиканском противостоянии может являться невозможность продвижения своих интересов с целью сохранения баланса.