Может ли политика страны повлиять на музыку? Ответ очевиден. А если наоборот – может ли музыка повлиять на страну? Оба суждения верны и подкреплены фактами. Почему во времена СССР рок был под запретом? Зато были популярны эстрадные песни, которые нравились политической верхушке. Рок, как жанр, был властям не выгоден, потому что он нёс с собой опасность, определённые риски... И в период Перестройки это стало очевидно.
Вдохновлённый западными артистами, русский рок (словосочетание, которое многие меломаны и сами исполнители по сей день активно отвергают и не понимают) был своего рода призывом, переворотом, который происходил в умах граждан – в частности молодёжи. Сегодня многие говорят, мол – русский рок развалил СССР. Но так ли это?
Страна распалась явно не из-за того, что Цой или Шевчук взяли в руки гитары. Всё было гораздо сложнее... Но, определённо, их песни сыграли свою роль: они стали мантрой для молодёжи тех лет, которая устала от железного занавеса, от коммунизма, от запретов... Которой хотелось «как в Америке». И русский рок затрагивал все эти дилеммы, все эти вопросы, которые так остро тревожили молодое поколение.
Русский рок проникает в души
Развал СССР произошёл из-за того, что борьба мировоззрений была проиграна. Импорт всё больше и больше захватил умы людей, и этому практически не противились. Что особенно ценилось? Зарубежная музыка, зарубежные джинсы, сигареты, плакаты, техника... И возвращаясь к теме музыки – да: рок был интересен всем. И долгое время это был подпольный жанр, который смог «вздохнуть» лишь с наступлением Перестройки.
Начали появляться рок-клубы, где и формировалось новое движение, проникшее в души молодого поколения. Когда Цой пел про перемены, это не могло не найти отклик у публики. Более того: люди не просто были согласны с ним, наблюдая, как постепенно разваливается страна, но они были вдохновлены, очарованы идеей этих самых перемен...
Так, на рубеже 80-х и 90-х русский рок достиг пика своей популярности: это был золотой период для жанра и его представителей, и, конечно же, он был вдохновлён западной культурой. И здесь присутствует парадокс: как много русскими рокерами было перенято у зарубежных коллег? Вспомнить того же Андрея Панова – ну чем не Джон Лайдон? Вот только Лайдон был своего рода феноменом времени и жанра, и «Свин», получается, подражателем. Во всяком случае – к этому склоняются многие музыковеды.
Да и не нужно ходить далеко за авторитетным мнением, чтобы понять, что в те годы на отечественной сцене началась эпопея пародий – и многие русские рокеры этого, в общем-то, даже не скрывали. Именно по этой причине многие слушатели по сей день относятся к этому жанру неоднозначно. Ведь люди любят уникальность, самобытность, а подражательство не нравится никому. Но это не означает, что в СССР не было своих гениев (к примеру Пётр Мамонов, группы «Ноль» и «НОМ», «Воскресение» и так далее).
Протестный заряд
Конечно, свой феномен в русском роке присутствовал – и это посыл. Он полностью отражал события, происходящие в стране в тот промежуток времени, состояние и мысли людей, переживания и сомнения касаемо светлого будущего... И, скорее всего, по этой причине русский рок актуален по сей день: ведь по прошествии десятилетий люди по-прежнему ведут баталии и спорят о мировоззрении, приводя в качестве аргументов отрывки из песен, называя это вечной классикой... Всё это имеет место быть.
Тогда, на рубеже распада СССР, исполнители русского рока были кем-то вроде мудрецов, вождей, которые вели людей к цели... Они пели о переменах и о том, чего хотелось бы всем. И фанаты были с ними полностью согласны. Вместе они составляли электорат нового мышления, желавшего избавиться от коммунистического устаревшего мира.
Если сегодня переслушать песни наиболее популярных групп той поры, то можно обнаружить, что почти каждая вторая будет о протесте. Протест был в ту эпоху движущей силой. И, по мнению некоторых музыковедов и меломанов, некоторые песни русского рока действительно способствовали развалу страны – пусть и не в глобальном плане, но в плане мировоззрения и мышления её жителей. Что же до самих рокеров – то некоторые из них впоследствии гордо заявляли, что именно они снесли железный занавес (хотя некоторые также «путались в показаниях», меняя собственные убеждения и отрицая свою причастность к распаду общности советского народа).
Итак: вот лишь некоторые группы и их песни, которые способствовали распаду страны...
Аквариум
Как и многие группы той поры, «Аквариум» была протестной. Коллектив оказался культовым, как и его вокалист, который вообще был кумиром для молодёжи позднего СССР. Взять, к примеру, ранний хит «Рок-н-ролл мёртв»:
«Локоть к локтю, кирпич в стене
Мы стояли слишком гордо – мы платим втройне
За тех, кто шёл с нами, за тех, кто нас ждал
За тех, кто никогда не простит нам то, что
Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет...»
Грустная, депрессивная и воинственная песня, которая всем своим звучанием свидетельствует о протесте, о новом мышлении, о том, что наступила пора новой эпохи.
«Аквариум» были невероятно популярны в своё время. Сегодня тогдашняя молодёжь с ностальгией переслушивает эти записи, вспоминая протесты, борьбу за новое будущее, за мир во всём мире и за страну...
Кино
То, что «Кино» буквально «прикончили СССР», сомнений нет ни у кого. И речь как о смысловой нагрузке песен группы, так и о звучании. Цой пел так, словно ведёт за собой целую армию. И фактически так и было: молодёжь была ошарашена его текстами и мыслями, и жадно слушала каждую песню...
«Перемен! – требуют наши сердца,
Перемен! – требуют наши глаза...»
Цой открыто пел о необходимости перемен, о том, как устал народ от текущей обстановки. Он стал кумиром миллионов и обессмертил себя ещё при жизни.
По сей день его творчество служит своего рода панацеей для многих: его песни воспринимаются многими как воодушевляющие гимны, в то время как некоторые откровенно недолюбливают его...
Телевизор
В своё время этот коллектив внёс свою лепту в развал страны. Например – одноимённая песня «Телевизор» даже не требует анализа. Здесь всё предельно понятно:
«Эй, там, на кухне, закройте дверь!
Пахнет паленым – хочется ветра...»
В своих песнях группа затрагивала тему перемен, телевидения, которое в то время показывало только то, что было «допустимо».
Nautilus Pompilius
Ещё одна группа, которая пропагандировала тему протестов и перемен. Депрессивное и монотонное звучание лишь подкрепляло имидж коллектива, который в своё время был невероятно популярен.
«Одни слова для кухонь, другие – для улиц.
Здесь брошены орлы ради бройлерных куриц –
И я, держу равнение даже целуясь.
На скованных одной цепью,
Связанных одной целью...»
Кажется, объяснять политическую позицию Nautilus Pompilius бессмысленно. Всё сказано в текстах песен...
Чайф
Группа прославилась революционными песнями, которые наталкивали публику на глубокие размышления...
«Где вы, где, чья работа была когда-то
Стрелять в спины наших отцов? Я хочу узнать
Что для вас совесть сейчас и что для вас свято?»
Владимир Шахрин говорит, что всегда старался придерживаться «адекватной политической позиции»:
«Я за адекватность – за конкретную политику, без пафоса и лжи... К сожалению, сейчас я не верю ни современным артистам, жаждущим денег, ни телевизору, напоминающему спектакль с участием актёров...».
Напоследок ещё несколько групп и их протестных хитов, которые сегодня ассоциируются у публики с развалом страны и революцией...