В 2018 году миры двух знаковых прог-коллективов, а именно Van Der Graaf Generator и King Crimson пересеклись.
Саксофонист и флейтист Дэвид Джексон и скрипач Дэвид Кросс наконец перенесли свои концертные номера в студию и при помощи бас-гитариста Мика Пола из группы Дэвида Кросса и барабанщика Frost* Крейга Бланделла записали альбом Another Day.
Репутация Кросса и Джексона является достаточным поводом чтобы альбом заинтересовал, как минимум любителей King Crimson образца 1973-1974 годов и классического состава VDGG и удивительно, что до 21 века эти двое никогда не пересекались.
Дэвид Джексон:
Это действительно покажется странным, но мне удалось увидеть King Crimson только один раз, и это было до того, как Кросс пришёл в группу. Мы участвовали в какой-то программе или выступали на одном фестивале, я точно не помню. Так что наши пути не пересекались ни во времена Crimson, ни до, ни после, потому что мы оба были заняты многими другими проектами.
Кросс говорит, что всё же сталкивался с Джексоном, когда тот руководил джаз-клубом в Камдене (Лондон) в 80-х-90-х, но они тогда не познакомились.
Знакомство состоялось практически случайно в Италии в 2010 году. Годом ранее Джексон участвовал в записи альбома Down In Shadows итальянской прог-группы N.y.X., вместе с ним в записи участвовал выходец из King Crimson Трей Ганн. У ансамбля были планы дать несколько концертов в Италии в 2010 году, а начать мини-тур хотели с прог-фестиваля в Вероне, но Ганн отказался от выступления. N.y.X. нужна была срочная замена и в конце концов выбор пал на Дэвида Кросса. И вот скрипач уже непринуждённо болтает с Дэвидом Джексоном о полете в Верону и создании новой музыки, как вместе, так и в рамках других коллективов.
Кросс:
Думаю, в Джексоне меня поразило то, что он очень дальновиден и не застрял в прошлом». Он уважает свое наследие, но постоянно хочет создавать новую музыку. Именно это мы и сделали, когда добрались до Вероны. Нам удалось уговорить организаторов выделить нам немного времени на собственный импровизационный сет. Внезапно я стал штурманом, а он капитаном корабля, а может быть, наоборот – не помню кто кем. Мы играли только новый материал и были невероятно впечатлены этим сотрудничеством.
Через неделю дуэт встретился в Лондоне, отрепетировал несколько композиций и пришёл к решению продолжать совместные выступления. Поклонникам же пришлось ждать ещё долгих 8 лет, чтобы музыка Джексона и Кросса наконец добралась до их проигрывателей.
Материал Another Day в основном инструментальный и достаточно разнообразный стилистически, он колеблется от арт-рока (Predator, Breaking Bad) до богатого ностальгического джаз-рока (Last Ride, Trane To Kiev), а порою уходит в мелодические красоты (Anthem for Another Day).
Кросс объясняет подобное многообразие стремлением дуэта достичь баланса между бескомпромиссностью и доступностью материала. Риффы, ритмы и мелодии, который скорее всего зацепят слушателя могут перейти в авангардные находки и звуковые диссонансы, но при этом музыканты сознательно отошли от крупных форм (среднее продолжительность композиций на альбоме – 5 минут).
Джексону очень нравилось, что ни он ни Кросс не придерживались строгого подхода к созданию композиций, если создание музыки в Van Der Graaf Generator было чётко структурированной работой, то Another Day это полёт и свобода.
Кросс:
Когда между группой музыкантов спонтанно возникает химия, все, что вы можете сделать, это плыть по течению.
Сейчас, спустя 5 лет после релиза альбом Another Day, продолжения не получил, но сотрудничество Кросса и Джексона продолжается, и пусть каждый из них уже в почтенном возрасте, исключать появление ещё одного совместного релиза точно не стоит.