Бренд всегда стремиться занять первую строчку, будь то рейтинг или выдача в поисковой системе. Лидирующие позиции позволяют получить больше потенциальных клиентов, а значит и больше прибыли. Чтобы стать №1, надо узнать, кто сейчас занимает это место, тут на помощь приходит конкурентный анализ.
В целом, проведение конкурентного анализа позволяет компаниям лучше понимать свою позицию на рынке, выявлять возможности для улучшения своих продуктов и услуг, а также готовиться к действиям конкурентов. Так мы узнаем, как выглядит рынок сейчас и как нам себя вести.
До того, как приступить к конкурентному анализу, я советую сделать еще два исследования:
Исследование позиционирования - что мы отдаем аудитории
Исследование аудитории - кто наш потребитель
Все три исследования вместе, превращаются в стратегию развития компании.
Как выбрать конкурентов для анализа?
Конкуренты бывают разных видов:
- Прямые: примерно один и тот же продукт и целевая аудитория
- Косвенные: продукт тот же, но целевая аудитория отличается
- Далекие: одна целевая аудитория, разные продукты
- «Пока еще не конкуренты»: разные продукты, разные целевые аудитории, но одна сфера
В идеале, стоит сделать исследование по всем пунктам, но для начала подойдут “прямые” и “косвенные”.
Для анализа надо искать компании, которые имеют большую долю рынка, находятся в вашей ценовой категории и предлагают продукты или услуги, наиболее близкие к вашим. А для будущей стратегии развития, дополните анализ новыми игроками. Они могут предложить новые продукты или услуги, которые могут угрожать вашей компании.
Как собрать информацию о конкурентах?
Начнем с того, что можно делегировать отделу продаж и аккаунтам - опрос клиентов. Не из-за вредности, а потому что они ближе общаются с клиентами. Не обязательно составлять лист вопросов, достаточно спросить про USP, что нравиться в клиентском сервисе, чего не хватает конкурентам. Главное быть точно уверенным, что у вас хорошие взаимоотношения с клиентом, иначе вы будете поняты не правильно.
Все остальные пункты относятся к работе директора по маркетингу:
- Выдача поисковых систем по ключевым словам
- Поиск карточек компаний в навигаторах
- Присутствие компаний в ассоциациях
- Участие в рейтингах
- Участие в конференциях
- Публикации в СМИ
- Участие в отраслевых исследованиях
Изучив все это, вы соберет информацию о позиционировании своих конкурентах. Чтобы собрать данные быстрее, вот список инструментов:
- SimilarWeb – аналитика трафика конкурентов и веб-сайтов
- Key.so – сервис анализа конкурентов в поисковых системах, контекстной рекламе и Яндекс Дзен
- Ahrefs – SEO инструмент, проводит анализ продвигаемого сетевого ресурса, находит причины низкого рейтинга в выдаче
- Mention.com – онлайн-сервис для отслеживания упоминаний имени, бренда, конкурентов и уведомлений об этом.
- Mediascope.net – медиаисследования, мониторинг рекламы и СМИ
- Client.findtenders.ru – система поиска государственных и коммерческих закупок по всей России
- Megaindex.ru – анализ сайта, проверка и сканирование позиций сайта
- Spywords.ru – онлайн-сервис отслеживания конкурентов и подбора запросов для SEO-продвижения и контекстной рекламы
- SEMrush – анализ ваших доменов и информацию об органических ключевых словах, ключевых словах рекламы и трафике сайта
- PowerAdSpy – сервис, собирающий статистику по рекламным объявлениям в социальных сетях
- BuzzSumo – данные об исследовании контента и его эффективности
- Sorge.pro – система разведки бизнеса и мониторинга веб-сайтов конкурентов
- Google Alerts - служба обнаружения и уведомления об изменении контента от Google
- Ad Library – это платформа Facebook, где хранятся все объявления, размещенные в Facebook, Instagram, Messenger и Audience Network
*Meta - экстремистская организация, запрещенная на территории России.
Следующий шаг, относиться к анализу «внутренней кухни» конкурента. Обратите внимание на УТП, часто его пишут в общих презентациях и на сайте. Там же опубликована продуктовая линейка и клиентский портфель. Сравните цены, технологию продаж. Проверьте статистику выдачи по страницам. Если есть популярные разделы, а у вас их нет, то стоит их добавить. Изучая сайт, обратите внимание на триггеры доверия:
- Фото команды
- Контакты директора
- Форма обратной связи
- Описание процесса работы
- Онлайн-консультант
- Результаты в цифрах
- Видео-отзывы
- Реквизиты
- История улучшения продукта и т.п
В заключении проверьте сайт в PageSpeed Insight и PR-CY. Чем дольше грузиться сайт, тем ниже он опускается в поисковой выдаче.
Поскольку, анализ конкурентов – это повторяющееся, ежегодное действие, то в какой-то момент вы начнете сравнивать прошлые и нынешние результаты конкурентов. Маркетологи называют сравнения ретроспективным (оценочным) анализом. Применяют его также для бренда: сопоставляют плановые результаты с достигнутыми итогами.
Анализ, вместо вывода.
После сбора информации пора перейти к анализу. Опираться можно на 5P: продукт (product), цена (price), каналы продаж (place), продвижение (promotion), персонал (personnel). Ответив на все 5 вопросов, вы сможете смоделировать стратегию для отстройки от конкурентов и продвижение бренда. Используйте инновационные подходы к сбору и анализу данных, например, искусственный интеллект или машинное обучение. Также используйте различные методологий: SWOT-анализ, анализ позиционирования или других методов, которые могут быть адаптированы к специфике отрасли.
#конкурентныйанализ #маркетинг #анализ