Найти тему

Конкурентный анализ: инструкция к использованию.

Бренд всегда стремиться занять первую строчку, будь то рейтинг или выдача в поисковой системе. Лидирующие позиции позволяют получить больше потенциальных клиентов, а значит и больше прибыли. Чтобы стать №1, надо узнать, кто сейчас занимает это место, тут на помощь приходит конкурентный анализ.

В целом, проведение конкурентного анализа позволяет компаниям лучше понимать свою позицию на рынке, выявлять возможности для улучшения своих продуктов и услуг, а также готовиться к действиям конкурентов. Так мы узнаем, как выглядит рынок сейчас и как нам себя вести.

До того, как приступить к конкурентному анализу, я советую сделать еще два исследования:

Исследование позиционирования - что мы отдаем аудитории

Исследование аудитории - кто наш потребитель

Все три исследования вместе, превращаются в стратегию развития компании.

Как выбрать конкурентов для анализа?

Конкуренты бывают разных видов:

  • Прямые: примерно один и тот же продукт и целевая аудитория
  • Косвенные: продукт тот же, но целевая аудитория отличается
  • Далекие: одна целевая аудитория, разные продукты
  • «Пока еще не конкуренты»: разные продукты, разные целевые аудитории, но одна сфера

В идеале, стоит сделать исследование по всем пунктам, но для начала подойдут “прямые” и “косвенные”.

Для анализа надо искать компании, которые имеют большую долю рынка, находятся в вашей ценовой категории и предлагают продукты или услуги, наиболее близкие к вашим. А для будущей стратегии развития, дополните анализ новыми игроками. Они могут предложить новые продукты или услуги, которые могут угрожать вашей компании.

Как собрать информацию о конкурентах?

Начнем с того, что можно делегировать отделу продаж и аккаунтам - опрос клиентов. Не из-за вредности, а потому что они ближе общаются с клиентами. Не обязательно составлять лист вопросов, достаточно спросить про USP, что нравиться в клиентском сервисе, чего не хватает конкурентам. Главное быть точно уверенным, что у вас хорошие взаимоотношения с клиентом, иначе вы будете поняты не правильно.

Все остальные пункты относятся к работе директора по маркетингу:

  • Выдача поисковых систем по ключевым словам
  • Поиск карточек компаний в навигаторах
  • Присутствие компаний в ассоциациях
  • Участие в рейтингах
  • Участие в конференциях
  • Публикации в СМИ
  • Участие в отраслевых исследованиях

Изучив все это, вы соберет информацию о позиционировании своих конкурентах. Чтобы собрать данные быстрее, вот список инструментов:

  • SimilarWeb – аналитика трафика конкурентов и веб-сайтов
  • Key.so – сервис анализа конкурентов в поисковых системах, контекстной рекламе и Яндекс Дзен
  • Ahrefs – SEO инструмент, проводит анализ продвигаемого сетевого ресурса, находит причины низкого рейтинга в выдаче
  • Mention.com – онлайн-сервис для отслеживания упоминаний имени, бренда, конкурентов и уведомлений об этом.
  • Mediascope.net – медиаисследования, мониторинг рекламы и СМИ
  • Client.findtenders.ru – система поиска государственных и коммерческих закупок по всей России
  • Megaindex.ru – анализ сайта, проверка и сканирование позиций сайта
  • Spywords.ru – онлайн-сервис отслеживания конкурентов и подбора запросов для SEO-продвижения и контекстной рекламы
  • SEMrush – анализ ваших доменов и информацию об органических ключевых словах, ключевых словах рекламы и трафике сайта
  • PowerAdSpy – сервис, собирающий статистику по рекламным объявлениям в социальных сетях
  • BuzzSumo – данные об исследовании контента и его эффективности
  • Sorge.pro – система разведки бизнеса и мониторинга веб-сайтов конкурентов
  • Google Alerts - служба обнаружения и уведомления об изменении контента от Google
  • Ad Library – это платформа Facebook, где хранятся все объявления, размещенные в Facebook, Instagram, Messenger и Audience Network

*Meta - экстремистская организация, запрещенная на территории России.

Следующий шаг, относиться к анализу «внутренней кухни» конкурента. Обратите внимание на УТП, часто его пишут в общих презентациях и на сайте. Там же опубликована продуктовая линейка и клиентский портфель. Сравните цены, технологию продаж. Проверьте статистику выдачи по страницам. Если есть популярные разделы, а у вас их нет, то стоит их добавить. Изучая сайт, обратите внимание на триггеры доверия:

  • Фото команды
  • Контакты директора
  • Форма обратной связи
  • Описание процесса работы
  • Онлайн-консультант
  • Результаты в цифрах
  • Видео-отзывы
  • Реквизиты
  • История улучшения продукта и т.п

В заключении проверьте сайт в PageSpeed Insight и PR-CY. Чем дольше грузиться сайт, тем ниже он опускается в поисковой выдаче.

Поскольку, анализ конкурентов – это повторяющееся, ежегодное действие, то в какой-то момент вы начнете сравнивать прошлые и нынешние результаты конкурентов. Маркетологи называют сравнения  ретроспективным (оценочным) анализом. Применяют его также для бренда: сопоставляют плановые результаты с достигнутыми итогами.

Анализ, вместо вывода.

После сбора информации пора перейти к анализу. Опираться можно на  5P: продукт (product), цена (price), каналы продаж (place), продвижение (promotion), персонал (personnel). Ответив на все 5 вопросов, вы сможете смоделировать стратегию для отстройки от конкурентов и продвижение бренда. Используйте инновационные подходы к сбору и анализу данных, например, искусственный интеллект или машинное обучение. Также используйте различные методологий: SWOT-анализ, анализ позиционирования или других методов, которые могут быть адаптированы к специфике отрасли.

#конкурентныйанализ #маркетинг #анализ