Написать эту статью меня сподвигла дискуссия под статьёй о ЕГЭ на одном из каналов. Вот часть этого обмена мнениями (орфография оригинала).
Людмила Миняева. And-Ray MirOnOff, ЕГЭ имеет как недостатки, так и преимущества, а угадайки давно уже нет. Всем пишущим про угадайку предлагаю зайти на сайт типа " Решу ЕГЭ. Физика" или на любой другой похожий и прорешать любой вариант. Потом посмотрите, сколько угадаете. Там автоматическая проверка есть первой части. Я далеко не энтузиаст ЕГЭ, но причину плохих знаний учеников ищут совсем не там. И в этой теме уже писала. Неудачные программы. Мало времени на изучение, так что многие темы проходятся галопом по европам ( да почти все), мало решается задач, т.е. знания не закрепляются. Ну и низкий престиж инженерных специальностей отнюдь не способствует тому, чтобы дети уделяли внимание физике и математике.
And-Ray MirOnOff. Людмила Миняева, И программы тоже. Я знаю, что в ЕГЭ есть "творческая часть". Но сам принцип большОй части - угадайка, которая не заставляет учить. Единственная "польза" от ЕГЭ - уменьшение спекуляций при поступлении, но достигается это ценой потери знаний и умения (да и желания) думать....
Людмила Миняева. And-Ray MirOnOff, ну нет там угадайки. Когда- то была. Помню один из первых вариантов. Простенькая задача, и надо выбрать один из четырех ответов. В последние годы экзамен неоднократно меняли. Я говорю конкретно о физике. Ещё раз предлагаю - возьмите вариант из интернета ( типа " Решу ЕГЭ") и угадайте ( именно угадайте, раз уж про угадайку пишете) хотя бы баллов на 50.
Галина Полякова. And-Ray MirOnOff, да Вы просто скачайте демоверсию ЕГЭ по физике и попробуйте прорешать. Затруднений у Вас будет очень много.
And-Ray MirOnOff. Галина Полякова, Спасибо, попробую.
Людмила Миняева. And-Ray MirOnOff, очень хорошо будут, если о результатах сообщите.
Выполняю обещание. Я скачал ЕГЭ по русскому языку за 2022 год и тестовый вариант по физике за 2023. Я не стал тратить 3 часа 59 минут на решение всех тестов, а выборочно прорешал по несколько вопросов. Я точно не набрал 100%, но результат был явно больше 50%, и это безо всякой подготовки. Даже по русскому языку, который совсем не относится к моей специальности. Более того, я не могу вспомнить, когда я последний раз писал статьи на русском в наши журналы. В основном в международные, а, значит, на английском.
Первое, что я хочу сделать – поблагодарить Людмилу и Галину за то, что они спровоцировали меня на это действие. Я ещё больше укрепился в своём мнении, что ЕГЭ – не далеко не самый лучший вариант проверки знаний. Тем более как итоговой проверки школьного обучения. И вот почему.
Конечно, ЕГЭ – не угадайка в чистом виде. По каждому вопросу приводится от 4 до 8 разных вариантов ответа, да ещё нередко правильных ответов может быть больше одного. Это означает, что возможность чистого угадывания составляет в лучшем случае 25%, на самом деле значительно меньше. Недостаток ЕГЭ в другом, и заключается он именно в самих приведённых ответах.
Не верите? Ответ я нашёл на канале “Математика не для всех”. В американских тестах была следующая задача: найти площадь прямоугольного треугольника, если длина гипотенузы равна 10, а высота из прямого угла 6. Ну чего проще: 6*10/2=30. Американские школьники так и решали и получали за это высший балл (я, кстати, тоже так сначала ответил). И так было до тех пор, пока не приехал наш бывший школьник. Его ответ был “У этого треугольника нет площади”. Правильность ответа и доказательство найдите сами. Я не ЕГЭ, подсказывать не буду.
Да, чтобы выбрать правильный ответ, надо нередко произвести какие-то расчёты, но уже само наличие ответов задаёт школьнику направление мысли. Поскольку в школах нередко целью ставится сдача ЕГЭ, а не получение знаний, школьники отучаются формулировать и озвучивать проблему. Как результат, они в лучшем случае становятся хорошими исполнителями, но ожидать от них творческой работы не приходится. Я не утверждаю, что исполнители не нужны. Те, кто занимался производством, строительством прекрасно знают, что грамотный подсобник – это как минимум половина дела. Даже если его задача просто поднести гвозди, но сделать это вовремя. Но развитие человечества обеспечивают не исполнители, поскольку для этого требуется выйти за рамки имеющихся ответов и представлений.
На этих выходных я обнаружил, что у меня в деревенском доме нет света. Выяснилось, что у соседей он есть. Также выяснилось, что сработали предохранители. Попытка их включить приводила к тому же результату. Вы спросите, а при чем здесь ЕГЭ? При том, что мне хватило знаний придумать способ найти причину “поломки” и способ её обойти. Именно обойти: откопать 150 метров кабеля зимой несколько проблематично. И, заметьте, ещё школьных знаний. Здесь я хочу сказать спасибо своим школьным учителям, а конкретно (но и другим) – учителю физики Якову Файвелевичу Лернеру. Он требовал от нас не только (и не столько) писать контрольные (заметьте: без предложенных ответов), сколько устно отвечать у доски и что-то делать руками. А также не стеснялся ставить нам двойки за незнание (“Я тебе пару запиЩЮ”). Жаль, что он уже не может меня услышать…
Теперь посмотрим на творческие задания. Очень хочется поставить их в кавычки, но пока не буду. Они разные, но некоторые меня просто убили. Вот пример. Приводится текст про интернет, и по нему требуется выполнить несколько заданий. Привожу маленький отрывок из текста:
“<…> сеть возникла в конце 60-х гг. XX в. в военном ведомстве США. Тогда она называлась ARPAnet.”
На месте точек надо вставить подходящее слово, и здесь я совершил ошибку: вставил “всемирная”. Оказалось, надо было вставить слово “эта”. Ну, очень содержательное слово. Зато теперь мне стало понятно, почему студенты не могут мне сказать, как называется “то, что у кристалла сбоку”.
Наш словарный запас определяет наше развитие, и чем он больше, тем больше возможностей перед нами открываются. Ученые подсчитали, что в словаре Пушкина около 40000 слов, и по моим представлениям слово “эта” не является у него самым употребляемым. И даже не входит в первую десятку. Поверьте, я хоть и не лингвист, но на 2-3 часа читать Александра Сергеевича меня хватит. Читать наизусть, конечно. А что у нас? Если в нашем словаре найдётся хотя бы 10000 слов, можете считать это большим успехом. А то некоторые обходятся всего шестью словами, сами знаете какими.
Есть ещё одна отрицательная сторона ЕГЭ. В отличие от роботов человек совершает ошибки. Только не говорите мне, что и роботы ошибаются. Да, бывает, но либо в случае технической поломки, либо неправильно написанной программы. Последнее – результат ошибки человека, а не робота. Ошибки человек чаще всего совершает в экстремальных ситуациях, таких, как отсутствие времени на размышление или в психологически стрессовых ситуациях. Надеюсь, что мне не надо доказывать, что это случай экзамена.
Если экзамен письменный, то любая ваша ошибка зафиксирована, и справить её нет никакой возможности. И для экзаменатора порой непонятна причина вашей ошибки: невнимательность, временнОе затруднение или всё же незнание. Вот два примера.
Провожу контрольную по своему спецкурсу. Все задачи можно решить почти в уме, но для этого надо вывернуть мозги в обратное пространство. Буквально! С помощью этого математического понятия описывается процесс дифракции, которую мы наблюдаем. Так нет же, студенты пытаются решать задачу через свои представления о кристаллах, структуру которых мы наблюдать (именно наблюдать, а не рассчитывать) не можем. Один студент задает мне вопрос, по которому я понимаю, что он не совсем ухватывает суть, и задаю ему наводящий вопрос. Он отвечает, и задаёт следующий вопрос. Далее следует пинт-понг взаимных вопросов и ответом. Вдруг он на секунду замолкает, затем его лицо расплывается в улыбке, и он восклицает: “А! Понял!”. Задача была решена. Причем, варианта ответа у него не было, просто я подтолкнул его мысли в правильном направлении, ну а собственных знаний ему хватило (чем я горжусь).
Обратный пример. Я до сих пор не могу себе простить четвёрку по теории вероятности. Из шести вопросов билета я ответил на пять, но одну теорему так и не вспомнил. Когда я вышел из аудитории, взял тетрадку со своими (!) конспектами, на секунду (буквально!) открыл станицу с этой теоремой, закрыл и всё доказал. Я не виню преподавателя, он действовал в рамках правил, но вывод для себя сделал. Если бы он тогда дал мне совсем маленькую наводку, у меня был бы красный диплом. Именно этой пятёрки мне до него не хватило.
Вот такие мысли вслух. Мой вывод такой. По форме ЕГЭ имеет право на существование, но как вспомогательный метод проверки знаний. В основном текущей проверки. ИМХО, разумеется.
Я думал, что на этом закончу, продолжение последовало неожиданно.
Вера К. And-Ray MirOnOff, что значит "угадайка"? Ясно, что ни один КИМ товарищ и в глаза не видел [каюсь, не видел - АМ]. Выводы - сногсшибательные))))))))))))
Вера К. Галина Полякова, ему лучше начать с математики. Физику не потянет. Такие выводы про ЕГЭ не предполагают наличие ума.
Вера К. And-Ray MirOnOff, И потом, общение с экзаменатором - самый эффективный способ обучения. Ужас...К.Д. Ушинский отдыхает.
And-Ray MirOnOff. Вера К., А вы спросите моих студентов какой вариант лучше? Я в их ответе уверен.
Вера К. And-Ray MirOnOff, Я лучше своих спрошу. [Здесь мне вспомнилась поговорка про яблочко и яблоню - АМ].
Вера К. Галина Полякова, непонятно - как можно обсуждать то, о чём не ведаешь? Дремучий лес какой - то. В уме дело, а вернее, в его отсутствии.
Нда, “В моей смерти прошу винить Клаву К.” Фильм такой был…
Дежавю какое-то! Я уже всё это проходит в случае с Википедией. Кому интересно, почитайте здесь. Там меня тоже назвали неучем. Приведённые мною факты и математические доказательства в расчёт не принимались. Здесь проще. Достаточно было зайти на мой канал и посмотреть некоторые статьи, из которых сразу понятно, что физику (а также математику и химию) я “потяну”. Видимо это оказалось слишком сложно. Проще обвинить человека, даже ничего не зная о нем. Ну, бывает. Понятно, что как и в первом случае извинений я не дождусь, что не удивительно. Правило Даннинга-Крюгера никто не отменял. К сожалению…