Можно провести несколько параллелей между Орнеттом Коулманом и Фрэнком Заппой: оба — композиторы-иконоборцы и провидцы-самоучки, разработавшие свои собственные идиосинкразические инструментальные языки: Коулман играет на альт-саксофоне, Заппа — на электрогитаре; оба руководили небольшими группами или ансамблями, мечтая о работе в более крупном оркестровом масштабе; оба в конечном итоге реализовали свои грандиозные замыслы с помощью Лондонского симфонического оркестра, Коулман в 1972 году и Заппа в 1982.
Симфоническую поэму Орнетта Коулмана Skies Of America сложно классифицировать, но если вы захотите поискать её в музыкальном магазине, то смело идите в раздел jazz.
Именно с фамилией Коулмана в первую очередь ассоциируется термин free jazz (получивший наименование по альбому Коулмана 1960 года, но Skies of America, если опять возвращаться к квалификации это скорее «третье течение» (термин авторства Гантера Шуллера) - синтез джаза и академической традиции.
Сам Коулман в отношении применяемого им способа музыкального формообразования использовал термин гармолодикс (harmolodics) - акроним слов: гармония, темп и мелодия. Не буду погружаться в ньюансы и смысловые пласты этого определениия, ему можно посвтить отдельный материал.
Коулман познакомился с музыкой "третьего течения" в 1950-х годах, когда играл на сессиях Шуллера, а в 60-х Орнетт написал два своих ранних оркестровых произведения: Inventions of Symphonic Poems (1967) и Sun Suite of San Francisco (1968).
Skies of America – третье симфоническое произведение Коулмана было завершено в 1971г. и изначально задумывалось в виде кончертогроссо для симфонического оркестра и джазового комбо.
Не вся музыка Skies of America создавалась именно для этого произведения, четыре трека представляют собой переработанные для оркестра пьесы Коулмана, которые он буквально за развитием и оркестровкой песен, которые Коулман недавно записал со своим квартетом для пластинки Science Fiction (1971), в частности это The Good Life, которая на релизе 1971 года называлась School Work (ещё пять лет спустя эта тема появляется в альбоме Dancing in Your Head (1977)); The Soul Within Woman (годом ранее Street Woman) и All My Life, вышедшая годом ранее под тем же названием, но с вокальной партией Аши Путли.
Весной 1972 года года Коулман вылетел в Европу, чтобы найти дирижёра, который согласиться исполнить и записать его произведение, таким оказался Дэвид Мишам, но из-за бюрократических сложностей оригинальный замысел Skies of America так и остался на бумаге.
Контрактные разногласия с английским профсоюзом музыкантов запрещали квартету Коулмана записываться в Англии, а вывозить весь Лондонский симфонический в Америку было экономически невозможно. В результате Коулману пришлось на бумаге переквалифицироваться в исполнителя классической музыки и он со своим альт-саксофоном остался единственным связующим звеном межу симфонической музыкой и миром джаза.
Вторым компромиссом стал хронометраж, в оригинале поэма Коулмана была слишком длинной чтобы уместиться на одну виниловую пластинку и общее время звучания пришлось сократить до 41 минуты.
А третьим – желание лейбла каким-то образом продвигать пластинку на радио, ради чего пришлось разделить цельное произведение на условные составляющие, которым Коулман дал названия.
Сеансы записи проходили в студии Abbey Road в Лондоне с 17 по 20 апреля 1972 года.
Небо, вечное, неподвижное, но не безмятежное, рисуется медленными музыкальными фразами струнных, под этим вечным небом появляются музыкальные виньетки из жизни американцев — злобных, любящих, скорбящих и, прежде всего очень деятельных.
Два вступительных трека звучат единой темой (не забудем, что деление на треки условное и Skies of America это единое полотно), которая прерывается весельем The Good Life, а затем достигает кульминации в медленной Birthdays And Funerals. Следующие два трека создаёт ощущение спуска в какую-то бездну, с нарастающим с каждым пройденным метром чувством тревоги, которое пресекается шумной Holiday For Heroes.
Коулман впервые появляется только спустя почти 18 минут после начала альбома, импровизируя на фоне оркестра в удачно названной части - The Artist in America. Начиная с этого момента Коулмана будет намного больше, а в The Men Who Live in the White House он солирует почти в одиночестве.
Самыми красивыми и доступными темами Skies of America я могу назвать Love Life и Sunday in America, вещи, которые можно слушать даже без контекста произведения, но всё же лучше слушать эту симфопоэму целиком, что я и предлагаю вам сделать.
Для заинтересовавшихся также рекомендую прослушать живое воплощение поэмы Skies of America, выполненное силами состава Орнетта Коулмана и оркестра.