Наши дети ходят в изостудию. В разные группы. У Ляли занятия заканчиваются, у Леры начинаются. В группе у Ляли (ей 7 лет) возникла проблема, на которую я сначала не обращала внимания. Ведь в детских коллективах ссоры не исключение. Это неотъемлемая часть социализации, ведь и в жизни не все бывает гладко. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, это хорошо. Забираю как-то мелкую с занятий и она говорит:
- Нина опять поломала мою поделку.
- Ого, снова? В прошлый раз она испортила твой рисунок!
- Да, а сегодня мне еще на перемене ногу выкрутила, я аж со стула упала.
Нина — ребенок, который не такой как все. У нее странная походка, косоглазие, замедленная речь, так что свое недовольство (как и довольство) кем-то или чем-то она проявляет физически. Бьет, как может, короче. Что же касается речи, ее особенности не мешают ей обзываться на других детей, постоянно все вокруг дуры и «ку-ку», и было еще чего похуже, непечатное.
После первого же занятия в художке Ляля пожаловалась на Нину, что та отбирала у нее кисточки, брызгалась краской и лезла в рюкзак. Я сказала, что надо уметь защищаться, как минимум сказать Нине, что так нельзя себя вести, и если не прекратит, отсесть от нее подальше. Ляля отсела. Но Нина настырно садилась именно возле нее и продолжала доставать.
Я поговорила с учительницей, которая как раз и рассказала, что Нина — особенный ребенок, поэтому порой случаются подобные ситуации, от которых группа стоит на ушах. Педагог призвала к пониманию и пообещала присматривать за тем, как общаются Нина и Ляля и по возможности пресекать нападки Нины. Не помогло. Вот Нина уже перешла в открытое наступление — вывернула моей дочери ногу.
Я написала в чат. Маме Нины. Предупредила, что если это не прекратится, моя дочь будет вынуждена защищаться всеми возможными способами. Мама пообещала поговорить с дочерью. Но в следующий раз Нина снова полезла к Ляле в рюкзак и начала в нем копаться. Дело было в конце занятия, как раз в это время в класс вошла Лера (ей 12). Увидев, что Ляля стоит возле своего рюкзака, в нем по-свойски копается Нина, а Ляля ничего сделать не может, потому что Нина ее отпихивает, Лера стукнула обидчицу по руке, вернула сестренке рюкзак и вывела ее из класса.
Вечером мне написала возмущенная мама Нины. Что ее несчастную больную дочь Ляля обозвала, а потом пришла ее сестра, взрослая девочка, и ударила Нину по руке. Нина плачет и так далее.
Честно, мне не было жалко Нину. Я предупреждала? Предупреждала. Объяснила мамаше, что Лера заступилась за сестру, потому что поведение Нины было ну очень уж неприемлемым. Нина у нее заплакала! А моя Ляля плачет каждый раз после занятий, на которых ей систематически портит рисунки и поделки вся такая больная и несчастная Нина! Так что поведение Леры я не поощряю, но понять могу и ругать ее не буду. В общем с мамой Нины, Дианой, мы разругались в пух и прах. Я сказала ей, что если ее дочь не умеет себя вести, то мне пофиг на ее диагноз, мой ребенок будет защищаться, раз педагог не может повлиять на эту ситуацию. Да и стоит ли списывать на педагога вообще воспитание Нины? Ее работа — учить рисованию. А вот учить ребенка нормальному поведению в обществе прежде всего должны родители. Не получается, неуправляемый ребенок — приходи с ним на занятие и следи, чтоб он других не доставал! Ведь до появления в группе Ляли, Нина, как выяснилось, цеплялась к другим детям. Тут появился мой ребенок - новенький в группе, Нина выбрала его своей жертвой, и полгода мучает уже!
Я возмущена не меньше мамы Нины. Потому что получается, что если у ее ребенка диагноз, это дает ему право вести себя как попало, а другие не должны ему отвечать и молча терпеть?
В итоге пришлось поменять расписание Лялиных занятий и перевести ее в другую группу. Потому что мама Нины, хоть и обещала, но присутствовать на занятиях не стала.
Резюмирую. Я считаю, что во имя социализации особенного ребенка другие дети страдать не должны. Про инклюзию и образование, которое по закону у нас в стране доступно для всех, я знаю. С детьми на тему Нины и ребятишек, которые отличаются от других, мы поговорили. Девочки адекватно относятся к таким детям.
Лера в прошлой школе помогала девочке на коляске и нападала на всех, кто пробовал ее травить. Ляля нормально смотрит на нашего соседа, мальчика, который родился без руки, - играют, общаются и так далее. Еще у Ляли есть подружка с СДВГ. Дети принимают то, что такое в жизни бывает и что все мы разные.
Не знаю, как бы я себя повела на месте мамы Нины. Наверное, тоже защищала бы прежде всего своего ребенка. Но как минимум подумала бы о том, что хорошей социализации такие случаи не способствуют, и значит, надо либо ходить на занятия с ребенком, либо нанять ему тьютора, либо заниматься на дому, если уж ребенок видит взаимодействие с обществом только в битье и прочих неприятных проявлениях. А вы что думаете?
#учеба #допобразованиедлядетей #конфликтымеждудетьми #детскийколлектив #социализация #особенныйребенок