Были сегодня с мужем в Ясной Поляне - усадьбе Льва Николаевича Толстого, думаю, все вы знаете. На входе в усадьбу выяснилось, что в дома-музеи на её территории попасть без экскурсии нельзя. Что ж, купили экскурсию, весьма интересно провели два часа своей жизни.
Говорить о доме, творчестве и жизни Льва Толстого невозможно без упоминания о его жене Софье Андреевне. Кое-что я узнала ещё во время учёбы на филфаке, но сегодня было больше наглядных подробностей.
Софья Андреевна вышла за Льва Николаевича 18-летней девушкой, ему на тот момент было 34 года. С первых дней замужества она стала хозяйкой огромного имения, взяла многие хозяйственные процессы в свои руки. Родила писателю 13 детей, 8 из которых доросли до совершеннолетия. Занималась обучением детей языкам, музыке, литературе, арифметике. Проводила с ними музыкальные вечера. Шила, вязала, вышивала, в более старшем возрасте увлеклась рисованием и позже - фотографией.
Одним из самых важных её занятий была секретарская работа для мужа. У Льва Толстого был очень неразборчивый почерк, к тому же, работая, он мог зачеркивать слова и строчки, переписывать их на полях, сверху, снизу и даже поперёк страницы. Толстой мог писать весь день, после чего приносил исписанные листы жене в кабинет, и к утру его ждала стопка листов с текстом, переписанным красивым почерком Софьи Андреевны. Он забирал этот "чистовик", и снова начинал его править, чиркать, и снова приносил жене - переписывать. Правда, извинялся, что испортил её работу. И так много раз.
Сама Софья Андреевна Толстая тоже писала рассказы и сказки для детей. Но работа мужа для неё была, что называется, в приоритете. Послушав сегодня экскурсовода, я вообще не поняла, как и когда жена писателя успевала спать?
Интересно, что информация о жизни жены Толстого наложилась на недавний разговор во время встречи с современными российскими писательницами. Вопрос из зала касался мужей писательниц, мол, что они делают, пока жёны творят? И в ответ развернулась небольшая дискуссия. Суть её можно свести к следующему. Если в семье творит муж (писатель, композитор, художник), то жизнь семьи подстроена под его творчество. Когда папа работает, все ходят тихо, дети не играют, в кабинет или мастерскую отца нельзя входить без стука (или просто входить). Жена в таком случае - первый слушатель или первый зритель своего мужа, на ней он проверяет свои творческие гипотезы, у неё просит совета. Вариантов отказаться от этой роли у неё практически нет.
Если же пишет жена, то она чаще всего работает по остаточному принципу. Дети, готовка и уборка в любом случае остаются на ней. (У Толстых, кстати, было так же: к маменьке в кабинет всегда можно было зайти без стука по любому вопросу, к папеньке в кабинет заходить было запрещено.) Муж зачастую относится к творческой деятельности жены как к блажи, увлечению, хобби, даже если жена зарабатывает своим творчеством какие-то деньги. Яна Вагнер рассказывала, что была поражена, когда одна из молодых писательниц рассказала ей, что муж её не читает её произведения "на всякий случай".
В общем, ситуация ясна:) И она, прямо скажем, длится довольно долго уже, веками. Когда меня спрашивают про неравноправие полов и его реальные проявления, я, как правило, отмахиваюсь от таких вопросов. Ну, какое там там ущемление прав женщин. Но вот тут такой пример, когда ясно, что до равноправия ещё далеко. И прежде всего в головах, наших женских головах в том числе.
Кстати, мне с мужем повезло. Он хоть и снисходительно иногда относится к моему творчеству, но если мне надо где-то быть по моим творческим делам, или мне надо писать, или читать - он возьмет на себя и досуг детей, и некоторые другие хозяйственные заботы. Впрочем, рассказы мои всё же не читает - боится, что ему не понравится:)