Присказка
«И там заказал он старому мудрецу, придворному кузнецу, сковать посох железный в пятьсот пуд. Кузнецы за работу взялись-принялись, куют железо, день и ночь молотами гремят, только искры летят; через сорок часов был посох готов. Пятьдесят человек несут – едва тащат, а Иван Горох взял одной рукой – бросил посох вверх. Посох полетел, как гроза, загремел, выше облака взвился, из вида скрылся».
«- Теперь я тебя! – зашумел Горох, пустил в Змея посох и так огорошил, что Змея в куски разорвал, разметал, а посох землю пробил, ушёл через два в третье царство». (Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе»).
Когда в 1824 году Пушкин приехал в ссылку в Михайловское, он заказал новый железный посох. Его изготовили псковские кузнецы. Кучер поэта Петр Парфенов вспоминал: «Палка у него завсегда железная в руках, девяти фунтов весу [около 4 килограммов], уйдет в поле, палку кверху бросает, ловит ее на лету, словно тамбур-мажор [главный барабанщик в полку]». В 1835 году Пушкин посетил находившуюся недалеко от Михайловского усадьбу Голубово, где жила его подруга Евпраксия Вревская (в девичестве Вульф). Пушкин пообещал хозяевам имения приехать еще раз и в подтверждение бросил свой посох в пруд. В советские годы работники Михайловского под руководством Семена Гейченко организовали его поиск, но ничего не нашли.
Байка
На этапе формирования таблиц саженей, Исследовательской группой "Неглинка" было высказано предположение, что человеку, прошедшему обучение в монастыре, которому по роду деятельности была нужна своя точная система саженей и других измерений, выдавался посох, с обозначенными на нем необходимыми измерениями–размерениями. Этого, и еще веревки, которой вышедший из ворот школы-монастыря был подпоясан, должно было хватить, чтобы, например, при строительстве, перед началом его, мастер мог, пользуясь посохом, разметить на каком-то вспомогательном предмете – деревянном бруске или чем-то подобном, необходимые для себя шаблоны.
Те же, кто не умел пользоваться посохом как измерительным инструментом, и не знал, как строится таблица саженей и ясна размерностей, никаких тайн все равно понять не мог, даже если наблюдал манипуляции мастера с посохом.
Посох был нами найден, в натуральном виде, на фотографиях конца 19го- начала 20го века. Вот так он выглядит. Рис.1.
Как это ни удивительно, это самый настоящий металлический посох, он же – «железный посох», неоднократно упоминаемый в русских сказках. Наконечник его похож на наконечник копья. Например, такой наконечник был у посоха некоего русского царя Ивана Васильевича, прозванием Грозного, изображенного на картине Васнецова. Рис.2.
Это, конечно, не фотография. Но художник Васнецов был человеком серьезным и к делу своему подходил вдумчиво. Да, такой наконечник и был на царском посохе.
Посох, как мы видим, устроен совсем не просто. При помощи компьютерных технологий, размеры посоха в дюймах были измерены, как указано на Рис. 3 и теперь мы можем исходить из фактов и строить предположения.
ФАКТЫ:
Посох металлический, размечен кольцами разной толщины, навершие посоха выполнено в виде равностороннего объемного креста, конец посоха сделан в виде наконечника копья с яблоком перед началом заостренной части.
Сам посох размечен плотно закрепленными кольцами, причем вместе с началом и концом его, количество элементов, определяющих размерности, составляет восемь штук, обозначены буквами А, В, С, D, E, F, G, H.
Общая длина посоха от конца наконечника до верха, обозначенного буквой А, составляет 60 дюймов, или 5 футов – землемерная сажень «долгорука», или размер Витрувианского человека «от стигмата до стигмата». Кольца D и E отмечают разметку посоха на трети, то есть на три части по 20 дюймов.
Кольцо В дает нам сразу две важные величины – это сажень малая (56 дюймов) по расстоянию НВ и ярд (3 фута=36 дюймов) по расстоянию ВЕ. Прибавим к этому, что аршин (28 дюймов) на посохе тоже есть – по расстоянию DF. Есть на посохе и фут (12 дюймов) - например, в размере HF.
Таким образом, мы выяснили, что на посохе размечены многие основные единицы измерения в единицах – вершок-аршин-сажень и в единицах дюйм-фут-ярд
Мы помним, что для построения таблицы саженей нам понадобятся коэффициенты золотого сечения и корня 12й степени из 2. Но мы также помним, что в геометрии свои порядки, и многие величины, которые в числах являются иррациональными, при черчении на плоскости оказываются просто отрезками определенной, обусловленной чертежом, длины.
Обратимся теперь к кольцу С. Оно, помимо задания отрезков определенной длины, еще служит для образования золотого сечения и для точной юстировки посоха. Возможно, сам принцип построения подобных предметов, остался еще со времен 8ми-частной Ясны, а по 12ти-частной Ясне проводилась уже тонкая настройка соотношений. Потому что отношение АС к СD составляет 0,6, что очень близко к коэффициенту 0,618. Но мы не имеем возможности рассмотреть кольцо ближе и точно померить его ширину, между тем понятно, что при соблюдении определенных пропорций колец В и С, на отрезке ВС (3,5 дюйма) можно по внутренним сторонам колец отложить размер величиной 3 дюйма, а на отрезке СD можно отложить отрезок точно в 12 дюймов, то есть один фут.
Таким образом, кольцо С может служить для точной юстировки как золотого сечения, так и отмерения размера в три дюйма – одного из основных размеров матрицы саженей, а также отмерения отрезка в 3,5 дюйма, что составляет ровно два вершка.
Понятно, что при наличии точного отрезка на посохе найти его половину не составляет труда.
Отсюда, кстати, следует, что размер в 30 дюймов, являющийся базовым для музыкального строя и для проектирования и строительства подземных сооружений, на посохе тоже, разумеется есть, но уже совсем в неявном виде.
Для построения таблицы саженей еще нужен коэффициент корень 12й степени из двух. Но тем, кто знает геометрию, калькулятор не нужен. Для построения коэффициента следует интервал между отличающимися в два раза длинами разбить на 12 равных частей, и чертеж легко покажет нам отрезки нужных размеров.
Но есть ли у нас на посохе такой шаблон? И, оказывается, он действительно есть, потому что отрезок АF на посохе равен 12ти отрезкам AB. То есть, базовые построения нужных длин саженей, легко построить прямо на полу при помощи посоха и веревки, а после производства нужных шаблонов рисунок любым способом удалялся с пола и тайна Ясны размерностей продолжала оставаться тайной.
Зачем же еще кольца D и Е размечают посох на три части? Возможно, для построения знаменитого треугольника со сторонами 3, 4 и 5, который автоматически, по теореме Пифагора, будет прямоугольным. Что нами и отмечено на рисунке Рис.4.
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ:
Посох имеет навершие в виде равностороннего креста и наконечник в виде наконечника копья. Эта форма оружия известна, и называется она «Копье Георгия Победоносца». Рис.5.
Это то самое копье, которым Георгий побеждает змея. Есть иконы, где запечатлен момент убийства змея, и там наконечник копья не виден, но на иконах, где Георгий змея уже убил и держит копье в походном положении, острием вверх, там наличествует и яблоко перед наконечником. Яблоко перед острием копья нехарактерно для обычного боевого оружия, но на этом посохе оно явно несет какую-то важную функцию. Рис.6.
Первое, что приходит на ум при виде яблока на острие – то, что этот посох является также и гномоном. Чтобы работать с гномоном, надо знать его высоту, которая составляет ровно 4 фута от основания креста до яблока–указателя. И тогда крест на навершии, если посох перевернуть, является не просто крестом, а неким техническим устройством для закрепления гномона в каком-то креплении. Крест вставляется в специальную прорезь, и посох поворачивается на 90 градусов.
Но тогда, вполне возможно, что постоянное место крепления такого гномона нужно не только для наблюдения за положением Солнца, но и для того, чтобы в определенные дни года тень наконечника посоха «Копья Георгия» указала на какое-то конкретное место – на полу монастырского двора, на стене храма, на расстеленной карте какой-то территории.
Если же пользоваться гномоном приходится на местности, то наконечник загоняется в землю на фут – до яблока и высота гномона опять составляет те же самые 4 фута.
А еще, очень возможно, что крест этот на посохе был еще и ключом, отпиравшим некие загадочные двери. Или даже подключавшим некие технические устройства, о которых мы сейчас не имеем ни малейших понятий. И, возможно, при пользовании этим крестом как ключом, играли роль и размеры, и вес посоха, и даже расположение колец на нем.
Есть сведения, что посохи служили также календарями, и на них, по спирали, были нанесены необходимые знаки «Ясны Хромой собаки». Наш посох, к сожалению, без узоров, впрочем , возможно, что виновато несовершенство фотографии.
Но вот на картине Васнецова, на царском посохе определенно присутствует некий спиральный сложный узор, так что, вполне вероятно, что это и был календарь.
Если посох так тщательно размечен по линейным мерам, очень возможно, что и вес посоха тоже имеет какое-то значение. Предварительные расчеты показывают, что вес его колебался между современными 5ю и 6ю с лишним килограммов, что вполне соответствует свидетельствам современников посоха о его весе «в полпуда». Только это были полпуда не из расчета 20 торговых фунтов, а из расчета 20 аптекарских фунтов. Известно, что аптекарский фунт весил 7/8 торгового фунта. И значит, посох этот весил в этом случае около 6 килограммов, а совсем точно 6 146 грамм.
Поэтому и будем пока называть этот инструмент, потому что уже понятно, что это инструмент, а не палка для ходьбы, «Железный Мерный ключ-посох»
Человек с посохом
Все это время мы рассматривали сам посох. Но был, разумеется, человек, который с этим железным посохом ходил по дорогам Империи. Ходил босиком, от Причерноморья до самого Петербурга и потому был известен, и потому был неоднократно сфотографирован.
Но, судя по всему, солидные петербургские господа и не подозревали о истинной роли посоха и о том, кем на самом деле был этот человек и чем именно он занимался в своем длинном пути через всю Средне-Русскую равнину.
Звали этого человека Василий, по прозвищу Босоногий, и никак иначе его звать и не могли, что вполне понятно тем, кто знает, что за храм, с куполами, изображающими Солнечную систему, стоит на главной площади страны, прозванный в честь некоего Василия Блаженного.
Посмотрите на этого человека, одного из многих безвестных Василиев «Блаженных», идущих по необъятным просторам Империи, живущих в лесах Валдая, на склонах Уральских гор, в алтайских степях.
Вспомните об этих людях. Многие, похожие на них, и сейчас идут где-то рядом с вами. Они идут, снашивая железные сапоги, ломая железные посохи, и в котомках у них железные хлебы.