В годы Второй мировой войны у немцев было всего двадцать фельдмаршалов. Самым знаменитым из них, пожалуй, является Паулюс, который получил это высокое звание буквально накануне перед тем, как капитулировать со своей армией в Сталинграде. Казалось-бы, двадцать - не такое уж и большое число, все должны быть как на подбор. Но нет, бывали такие кадры, о которых можно смело снимать какую-нибудь военную комедию. И один из них - Хуго Шперле.
Шперле был связан с авиацией еще со времен Первой мировой войны. Понятное дело, что тогда не было такого массивного военно-воздушного флота, какой будет у люфтваффе в годы Второй мировой, но, тем не менее, начало было положено. Сначала он выучился на курсах корректировщиков артиллерийского огня. Немного позже, когда уже непосредственно принимал участие в боевых действиях, то отличился как хороший воздушный разведчик и собственно корректировщик. С тех пор самолеты его настолько привлекли, что он всю свою жизнь связал с авиацией, даже в то время, когда по итогам Первой мировой, Германии нельзя было иметь свой военно-воздушный флот.
Шперле был одним из немногих, кто прошел обучение летным курсам у нас под Липецком. Помимо Липецка, он дважды ездил в аналогичные командировки в Лондон. Ну а чуть позже, когда в 1935 году сняли все запреты и люфтваффе стал вполне легальным, Шперле был среди первых офицеров, официально переведенных в военно-воздушные силы. Воевал в Испании, затем, с началом агрессии Германии, успел полетать в Австрии, Чехословакии и даже Польше. Причем сам был уже в звании генерала. Ну а дальше началось самое интересное.
Шперле, вместе со своим воздушным флотом участвовал в нападении на Францию. Сама Франция не особо и рвалась воевать, поэтому была оккупирована в считанные дни. Тем не менее, за "бесстрашие и личный пример в боях" Шперле был повышен до фельдмаршала. Но на этом красивая сказка закончилась - Шперле поучаствовал в битве за Британию, которую битвой сложно назвать, потому как весь его 3-й воздушный флот понес тяжелейшие потери. Шперле стал единственным немецким командиром авиации, которому нечем было командовать. В его распоряжении осталось всего 4 бомбардировщика.
Но Шперле совсем недолго горевал по этому поводу, ну нет у него подчиненных и ладно. Он выбрал себе в Париже в качестве резиденции бывший дворец Марии Медичи и решил видимо стать чемпионом мира по безделью и шикарному образу жизни. Как писали в своих мемуарах другие немецкие командиры, самолюбование и показушничество Шперле росло просто с каждой секундой. Он настолько привык себе ни в чем не отказывать и жить на широкую ногу, что стал к тому же довольно тучным. И его такой образ жизни абсолютно не беспокоил, даже наоборот.
В марте 1943 года англичане совершили налет на Берлин и вот тогда Гитлер вспомнил про Шперле, воздушный флот которого, по идее, должен был прикрывать от таких визитов. От Шперле потребовали нанести ответный удар по Лондону, но оказалось, что часть самолетов неисправна, потому как командование старалось следовать примеру Шперле, нежели следить за дисциплиной и техникой. Собственно поэтому, немецкий воздушный флот после налета на Лондон понес очередные немалые потери. Ответного удара не получилось.
В июле 1943 года Гитлер решил дать Шперле второй шанс и показать ему, что все еще относиться к нему с большим доверием, фельдмаршал все-таки. Да вот незадача, этого самого фельдмаршала нигде не смогли найти - в имении его не было, на базах тоже, как не было и в штабе. Никто не хотел признаваться и делал вид что не знает, где Шперле. С огромным трудом, но все-же удалось выяснить, что тот уже не первую неделю радуется жизни под солнцем на пляжах в Биаррице.
Начиная с апреля 1944 года англичане и американцы стали совершать налеты на немецкие части в оккупированной Франции. Но и тут снова незадача, оказалось, что благодаря "идеальному" руководству Шперле, немцам и отвечать особо нечем было - из 890 самолетов исправными были ровно половина. А когда полностью открылся второй фронт, то "армии Шперле" противостояла огромная масса в 14 тысяч самолетов наших союзников.
В тот день, когда наши союзники стали высаживаться в Нормандии, флот Шперле насчитывал примерно 400 самолетов. Но что самое интересное, в полной боевой готовности оказалось менее двухсот. Это было не даже не противостояние, а лишь жалкая, мизерная попытка. В мае 1945 года Шперле со спокойной душой сдался в плен англичанам. Да и не хотел он особо воевать, нынешняя жизнь его полностью устраивала. Его конечно судили в Нюрнберге, но, как вы понимаете, с таким рвением, какое проявил он в годы Второй мировой войны, довольно сложно навоевать на преступления против человечества. Чуть позже с него были сняты все обвинения и он отправлен домой в Мюнхен, где и доживал последние годы своей жизни. Как говорится, кто понял жизнь, тот не торопится. Вот это как раз про Шперле.
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов.