Впереди лето и все больше и больше моих знакомых задумываются перейти на мультипликаторную катушку. Отличная чувствительность при проводке приманки, более высокая тяга по сравнению с “безынерционками" и долговечность - вот главные плюсы мультипликаторов. Радость от покупки нового "мультипликатора" иногда несколько омрачается его странным поведением - дальность заброса невелика, а работа центробежного тормоза неэффективна. Любой мультипликатор нужно сначала "обкатать", и только по прошествии некоторого времени, иногда длительного, он становится полностью работоспособным.
Процесс "обкатки" можно разделить на две стадии. В первой, короткой (обычно несколько рыбалок), происходит удаление излишнем смазки из узлов трения в процессе работы катушки, которая как раз и является тормозом (в прямом смысле), ухудшающим дальность и качество заброса. На второй, уже гораздо более длительной, стадии окончательно притираются узлы трения катушки, но этот процесс, особенно на мультипликаторах высокого класса, оказывает меньшее влияние на заброс, чем лишняя смазка. Новую катушку необходимо частично разобрать и удалить излишки смазки, если они, конечно, есть. Так, совершенно чистыми, без следов смазки, должны быть центробежные грузики, их оси и поверхность трения - металлическое кольцо, жестко закрепленное на корпусе катушки.
Не должно быть густой смазки на быстроходных шариковых подшипниках (на оси шпули), также можно удалить излишки смазки на приводе лесоукладывателя, но только в тех моделях, где он не отключается при забросе. На этом можно считать подготовку законченной. В процессе эксплуатации катушки можно один-два раза в сезон добавлять по одной капле жидкой смазки в быстроходные шарикоподшипники, время от времени контролировать чистоту и правильность работы центробежного тормоза и проводить общую очистку катушки от песка и грязи.
Непосредственно техническое обслуживание мультипликатора можно разделить на две части: во-первых, это чистка и замена смазки механизма лесоукладывателя, а во-вторых - всего остального механизма. Дело в том, что лесоукладыватель, особенно его направляющие и червячный вал, довольно слабо защищены от песка, грязи и воды, поэтому обслуживать данный узел нужно часто, несмотря на то, что все его детали выполнены из качественных, износоустойчивых материалов. В среднем такой работой приходится заниматься один-два раза за сезон ловли, но эта процедура обязательна по его завершении.
Чтобы добраться до узла лесоукладывателя, после частичной разборки снимаю крышку, обычно она крепится на винтах. Узел чаще всего закреплен пружинной пластиной и разбирается легко. Все детали полностью очищаю от старой смазки, для надежности промываю растворителем, закладываю новую смазку и катушку собираю в обратной последовательности. При установке ползуна в червячный вал нужно, чтобы его шлиц попал в канавку, а затягивая резьбовую крышечку ползуна, важно не переусердствовать - бывает, что отламывается ответная резьбовая часть. После сборки проверяю вращением шестерни легкость работы лесоукладывателя, и если все нормально, то устанавливаю на место крышку корпуса катушки.
Профилактические работы следует начинать еще до разборки, с очистки всех доступных поверхностей катушки жесткой кистью от песка, чтобы он не попал внутрь. Жидкой смазкой обрабатывают детали, которые с большой скоростью вращаются относительно друг друга. Это в первую очередь подшипники (скольжения или качения) под осью шпули и шестерни привода лесоукладывателя, если он не отключается при забросе. Для всех остальных деталей используется густая смазка. И жидкая, и густая смазки должны быть предназначены специально для катушек, лучше от одного производителя как наиболее совместимые.
Если статья оказалась полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение!