Найти тему
BFM.ru

Президент РФ подписал закон о прекращении дел о налоговых преступлениях при погашении недоимки

   Виктория Демидова/Фотобанк Лори
Виктория Демидова/Фотобанк Лори

Обновлено в 20:40

Владимир Путин подписал закон о прекращении дел по налоговым преступлениям при уплате штрафа. Дела, которые уже возбуждены, должны быть прекращены, если обвиняемый выплатил все штрафы и недоимки. Также закон снижает сроки наказания по некоторым статьям. В частности, по статье об уклонении от уплаты налогов максимальный срок теперь будет составлять пять лет.

Под действие закона могут попасть и блогер Лерчек — Валерия Чекалина — и ее муж Артем. Ранее против них возбудили уголовные дела сначала о неуплате налогов на 300 млн рублей, а затем об отмывании еще 130 млн рублей. Комментирует управляющий партнер адвокатского бюро BGMP Сергей Матюшенков:

Сергей Матюшенков управляющий партнер адвокатского бюро BGMP «У нас в принципе и по предыдущему законодательству уголовные дела по уклонению от уплаты налогов, где обвиняемый полностью погасил недоимку, пени, штрафы, должны были прекращаться. Другой вопрос, что на практике это очень редко делалось именно в следственных органах, зачастую это происходило в суде. Сейчас, скорее всего, это будут чаще делать на стадии следствия. Основное же, что поменялось в законе, — это тяжесть состава по второй части статьи — теперь наказание относится к категории средней тяжести преступлений, и срок давности привлечения к ответственности с десяти лет сокращен до шести. История с блогером Лерчек и ее мужем — я думаю, если они все заплатят, то действительно прекратят производство по этому уголовному делу. При этом там необычный нюанс по поводу параллельной статьи, которую возбудили относительно отмывания денег, сокрытия денежных средств, добытых преступным путем. То есть они уклонились от налогов, что-то не заплатили в бюджет — и их обвиняют в сокрытии средств, добытых преступным путем. Например, если бы они у кого-то взяли эти деньги и сокрыли, то да, здесь был бы какой-то состав. В случае с налогами — не все очевидно. Насколько жестко там будут наказывать, сказать сложно, скорее всего, это будет, я думаю, условный срок, потому что существенной общественной опасности никакой нет. И, опять же, если смотреть, что по налогам, например, если все закроют, все долги, то почему должны за это к реальному сроку, например, приговаривать?»

В Российском союзе промышленников и предпринимателей ранее предложили снизить уголовное и административное давление на бизнес. Комплекс мер направили в несколько ведомств, в том числе Минюст, Генпрокуратуру, МВД и другие, сообщил вице-президент РСПП Александр Варварин. Речь шла и о декриминализации статей Уголовного кодекса, в том числе о возможности освободить предпринимателя от уголовной ответственности за экономические преступления при возмещении ущерба.

Зачастую для бизнеса действительно легче заплатить штраф, чтобы остаться на плаву, говорит партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Екатерина Болдинова партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting «В большинстве случаев, если у бизнеса есть на это технические возможности и материальные, он на это соглашается. Потому что по таким крупным делам, когда бизнес сосредоточен на собственнике, грубо говоря, исключение собственника из жизненной цепочки предприятия может означать остановку бизнеса как такового вообще. Поэтому по крупным уголовным делам, по уклонению от уплаты налогов именно при преследовании по 199-й статье УК в большинстве случаев компании на это соглашаются. Если речь идет, конечно, о крупных компаниях и о ситуациях, когда для себя люди принимают решение, что важнее в данном случае — сохранить бизнес или все-таки пытаться отстоять свое честное имя, и люди уверены в том, что все-таки не было оснований преследовать их в рамках 199-й статьи УК. Но возмещение ущерба — это всегда было таким важным пунктом, в отношении которого решался вопрос — либо человека преследовать дальше, либо нет. При возмещении ущерба, соответственно, преследование прекращалось».

Ранее о том, чтобы декриминализировать некоторые экономические преступления, Владимир Путин говорил в послании Федеральному собранию.